История славян
Великая Моравия
Алексей Гудзь-Марков
Славяне центра и
востока Европы, как мы помним, в 454 — 560 гг. переживали эпоху относительного
благоденствия из-за отсутствия посягательств на их земли со стороны кочевников
востока и стремления германцев овладеть территориями павшей Западно-Римской
империи. Район, занятый памятниками археологической культуры Прага - Корчак V -
VII вв., указывает на то, что славяне в V - VI вв. спустились долинами рек Прут
и Днестр к низовьям Дуная.
Одновременно
славяне-анты, создавшие археологическую культуру Прага — Пеньковка V — VII вв.,
продвинулись с территории правобережного поднепровья на земли современной
Румынии и также вышли на дунайский рубеж Восточно-Римской империи ромеев.
Во второй половине
VI в. в долину Дуная ворвались орды апар. С приходом новой волны воинственных
тюркских кочевников эпоха благоденствия для славян центра и востока Европы
завершилась и началась долгая борьба за выживание с жестокими и многочисленными
противниками.
В 627—662 гг.
сложился военно-государственный союз славян центра Европы во главе с Само.В VII
в. могущество авар в центре Европы было поколеблено не только военными
действиями государства Само, но и неудачами в борьбе с Византией и немирьем,
царившим в степях Северного Причерноморья. Византия искусно сталкивала
тюрок-авар с тюрками-булгарами и хазарами, нейтрализуя и тех, и других.
Западные славяне
в 630 г. нанесли военное поражение армии франков, ведомой королем Дагобертом.
Поеме кончины
Само союз западных славян распался. Он в значительной степени выполнил свою
задачу по сдерживанию авар и франков. И постепенно на передовые позиции в мире
славян центра Европы стала выходить Моравия, отбитая и очищенная от авар. Так
обратимся к истории Моравии, ибо ее роль в мире славян Европы в IX в. была едва
ли не определяющей.
В эпоху
возвышения империи франков Моравия была принуждена к выплате дани германцам.
Кроме того, в IX в. земли Моравии были густо заселены германскими колонистами.
В IX в. в Моравию стало проникать христианство.
В первой
половине IX в. князь Моймир начал объединять славян, населявших Моравию. Так
Моймир оказался основоположником государственного устройства Великой Моравии IX
в.
Известно о
борьбе Моймира с правителем Нитранской области князем Прибиной. Местный князь
был изгнан, а его область Моймир включил в состав Великой Моравии. Ниже,
рассматривая историю Древней Руси IX — XI вв., мы увидим, как много общего в
путях сложения различных славянских государств. Впрочем, заметим мы и разницу в
их судьбах. Если в центре Европы славяне боролись с латинизированным
германством , то на востоке Европы редкий год обходился без набега тюркских
кочевников.
Германский
император Людовик в 840 г. отнял власть у несговорчивого Моймира и отдал
престол Великой Моравии князю Ростиславу, на которого возлагал определенные
надежды. Но сколько раз рационализм германцев спотыкался о загадки славянской
души!
Ростислав не
просто подобно Моймиру проявлял недовольство засильем германцев в Моравии. Он
пошел дальше. Ростислав принялся строить города и крепости Девин, Велеград и
пр. Великая Моравия вступила в тесный союз со страдавшими от германского засилья
Чехией и Болгарией. Вся эта центрально-европейская сила была повернута
Ростиславом против Германии, и началась война.
Лудвиг Немецкий
в 855 г. организовал военный похода пределы Моравии. Ростислав отразил
вторжение и сам вторгся на земли восточных марок империи. О выплате Моравией
дани Латинской империи не шло и речи. Отнюдь не случайно князь Великой Моравии
Ростислав в 862 г. отправил послов в Византию, прося прислать христианского
проповедника. Обратимся к свидетельству "Ипатьевской летописи". Под
898 г. в ней помещен рассказ о событиях, ранее произошедших в Великой Моравии:
"Князья Ростислав, Святополк и Коцел послали к царю Михаилу (Михаил III
842 — 867 гг.) говоря — земля наша крещена, но нет в ней учителя. Кто бы нас
научил и растолковал святые книги, ибо не разумеем ни греческому языку ни
латинскому. На совете Михаилу сказали, что есть в Солуни муж именем Лев, а его
сыновья разумеют язык словенский. Михаил послал в Солунь— прислать Мефодия и
Константина. Они пришли к князьям Ростиславу и Святополку и Коцелу. И начали
составлять письмена азбукой словянской. Немцы (ничьи) начали хулить славянские
книги, говоря, что недостойно ни одному из языков иметь букв своих кроме
еврейского, греческого и латинского" (перевод со старославянского сделал
автор настоящей книги). И тут составитель Ипатьевской летописи дал отповедь
латинянам: "... да аще кто хулить словеньскую грамоту да буть отлучен от
церкве... ти бо суть волци. а не овци... "
Константин
вернулся учить болгар, а Мефодий остался в Моравии. Князь Коцел поставил Мефодия
во главе кафедры епископа в Паннонии. Мефодий посадил за работу
попа-скорописца, и в шесть месяцев, с марта по октябрь, были переложены
христианские книги с греческого на славянский язык. Так мир славян центра
Европы в 862 г. принял христианство из рук Византии.
Реакция
германского духовенства не заставила себя долго ждать. Латиняне повели
беспощадную борьбу с Ростиславом, политика которого напугала их больше, чем все
славянское воинство. В Германии вспомнили о правившем в Нитре племяннике
Ростислава Святополке. Последний схватил дядю и выдал германцам. Ростислава
ослепили и заключили в темницу.
В то же время в плен
к германцам попал Мефодий.
Князь Святополк
в 870 г. утвердился на столе Великой Моравии, признав верховную власть
Германской империи. И вновь надежды Германии были обмануты. Вызвавший
подозрения в неверности Святополк был схвачен и отправлен в Регенсбург на суд
Лудвига Немецкого. А покинутая князьями Моравия попала в руки маркграфов.
Нет ничего
удивительного в том, что очень скоро над Моравией занялось пламя восстания, во
главе которого стал человек с удивительно красивым именем — Славомир. Лудвиг Немецкий
решил погасить пламя встречным огнем. В Германии Святополка признали невиновным
и отправили на умиротворение Моравии. И снова надежды Германии не сбылись.
Святополк объединился с восставшими, изгнал из Моравии маркграфов и истребил
едва не все германское войско. Произошли те события в 871 г.
И тут судьба,
хотя и не надолго, смилостивилась над Великой Моравией. В 874 г. в Форхгейме
Лудвиг Немецкий, стесненный немирьем в Германии, заключил со Святополком мир,
выгодный скорее Моравии. Одновременно распахнулись окованные железом ворота
перед Мефодием, возвратившимся в Моравию. Но конца разгоревшейся в IX в. в
Моравии борьбе латинского запада с восточным (православным) христианством видно
не было. Германская партия принудила Святополка поставить в помощники к Мефодию
епископа Викинга. Мефодий умер в 884 г., и Викинг, став во главе
архиепископской кафедры Моравии и Паннонии, принялся за изгнание учеников
Мефодия и передачу церковной власти в руки выходцев из Германии.
В 887 — 899 гг.
Германией правил Арнульф. Князь Святополк умел уберечь пределы Великой Моравии
от маркграфов. Более того, могущество Святополка охраняло безопасность
входивших в состав державы Чехии, Паннонии, Лузации, Словакии.
После кончины
Святополка (+ 894 г.), как часто случается в истории, его сыновья принялись за
дележ отцовского наследства, не держа при этом в голове и мысли о целостности и
силе государства. Этим не преминула воспользоваться Чехия. Тем временем и
Арнульф все более вникал вдела Моравии. И туч в центр Европы ворвались угры.
Выше писалось, что пригласил их на средний Дунай Арнульф.
Ослабленная
смутой Моравия не выстояла. Ее земли заволокло пылью, поднявшейся от копыт
угорских лошадей. И мы вновь сталкиваемся с особенностью славянской истории.
Угры разрушили государственность Великой Моравии. Но угры же отбросили
германцев к западу от славянских земель Карпатской котловины.
В XI в. Моравия
была отнята у угров Чехией и с тех пор выступала как самобытная провинция
Чешского государства. Лежащая к северо-востоку от земель Моравии Словакия при
сыне Святополка князе Моймире II также подпала под власть угров. Часть
Словакии, тяготевшая к Чехии, со своими князьями Спитигневом и Вратиславом
угорскому вторжению предпочла власть Германии. В 900 г. Словакия выступила как
союзница Германии во время похода германцев в Моравию. Особенность Словакии в
том, что она долее Чехии и Моравии хранила верность греческому обряду,
кириллице и всему строю архитектуры, языка и культуры, присущему славянам
центра Европы эпохи великоморавских князей Ростислава и Святополка.
ссылка - http://www.hrono.info/libris/gudz2.html
Источник: http://www.hrono.info/libris/gudz2.html |