Образование Болгарского государства
Из всех южнославянских раннефеодальных государств наибольшего
экономического и политического расцвета в средние века достигло
Болгарское. Основой Первого Болгарского царства явился «Союз семи
славянских племён» Нижней Мёзии. Неизвестно, когда и как возник этот
союз, но несомненно, что к 70-м годам VII в. «Союз семи славянских
племён» прошёл уже достаточно длительный путь развития.
В истории образования Болгарского государства определённую роль
сыграло тюркское племя болгар. Теснимые кочевниками-аварами, орды
кочевого тюркского племени болгар, или (как их называют в отличие от
славян, принявших это имя) протоболгар, подошли в 70-х годах VII в. к
землям дунайских славян и заняли малонаселённую тогда северную часть
Малой Скифии (современной Добруджи), которая номинально принадлежала
ещё Византии. Но как раз в это время внутренние междоусобицы в Арабском
халифате дали империи кратковременную передышку в её изнурительных
войнах на Востоке. Византийское правительство получило реальную
возможность перебросить часть войск на север Балканского полуострова.
Перед лицом этой опасности, одинаково угрожавшей славянам и
протоболгарам, и произошло, до-видимому, сближение славянской и
болгарской знати.
В обстановке почти непрерывных войн это сближение очень быстро
завершилось полным включением болгар в государство придунайских славян.
Уже в 681 г. протоболгары и славяне одержали крупную победу над
византийцами, закреплённую в том же году крайне невыгодным для
Византийской империи договором. Более высокий уровень общественного
развития славян обеспечил полную ассимиляцию ими пришельцев. Славяне
восприняли лишь племенное имя болгар. Это произошло потому, что в VII и
VIII вв. славянское государство начали называть Болгарией по этнической
принадлежности её тогдашних военачальников — ханов (князей) из династии
Аспаруха, которые захватили власть в стране. С этих же пор все жители
Болгарии стали именоваться болгарами.
Развитие феодальных отношений в Болгарии в VII —X вв.
Возникновение государства содействовало укреплению экономических и
политических позиций болгарской феодальной знати, крупных
землевладельцев — боляр. На интенсивность развития феодальных отношений
у южных славян известное влияние оказало и то обстоятельство, что
элементы феодального способа производства начали зарождаться на
Балканском полуострове ещё до прихода славян.
К началу X в. крупное землевладение получило в Болгарии довольно
большое распространение, а значительная часть крестьян оказалась в
феодальной зависимости от крупных землевладельцев и была вынуждена
выполнять в пользу последних различные так называемые властельские
работы. Впоследствии этих крестьян стали называть, так же как и в
Византии, париками. Утверждение феодальных отношений нашло своё
выражение также и в том, что к началу X в. почти все рабы (рабы) были
превращены феодалами в отроков, т. е. в крепостных, обязанных особо
тяжёлой барщиной.
Мадарский всадник. Барельеф на скале около села Мадара (Болгария). IX в. (?)
Развитие феодальных отношений сопровождалось ростом производительных
сил. Значительно расширились посевные площади. В начале X в. даже на
востоке Болгарии, где удобных для пашни земель было больше, чем в
гористых западных областях, усиленно производилась расчистка от леса
новых земельных участков. К X в. распространилось трёхполье. Всё
большее значение приобретали шелководство и виноградарство. Довольно
быстрыми темпами шёл процесс отделения ремесла от земледелия.
Археологические раскопки свидетельствуют о наличии на территории
Болгарии кузнечных мастерских, существовавших в то время, судя по
количеству производственных отбросов, уже в течение ряда десятилетий.
Были обнаружены и следы гончарных мастерских, в которых применялся
довольно усовершенствованный гончарный круг. Были найдены археологами и
различные сельскохозяйственные орудия, а также металлические украшения
весьма искусной работы. Значительные успехи в этот период сделала также
торговля, особенно внешняя.
Одним нз показателей хозяйственного подъёма Болгарии являлось
значительное строительство, происходившее тогда во многих болгарских
городах — в Охриде, Малой Преславе, Средсце (София), Скопле, Варне и
особенно в тогдашней столице Первого Болгарского царства — Великой
Преславе. Эти города были уже не только военно-административными
центрами, но постепенно становились и средоточием ремесла и торговли.
Центральная власть в Болгарском раннефеодальном государстве
постепенно усиливалась. В конце VIII — начале IX в. при князе
существовал постоянный совет из крупнейших представителей знати, так
называемых великих боляр. В середине IX в. в интересах феодального
класса государственной религией было объявлено христианство (около 865
г.), принятое в Болгарии из Византии по православному обряду. Под
влиянием успехов феодализации складывалась новая система правовых норм,
которую господствующий класс стремился сделать общеобязательной вместо
действовавшего прежде обычного права. Укреплению феодального строя и
прежде всего феодальной собственности служили новые законы, принятые
при хане Круме (802—814), и особенно сборник законов, известный под
названием «Закон судный людем» (конец IX в.). Крум приказывал ломать
ноги всем крестьянам, покушавшимся на чужую собственность, а «Закон
судный людем» предписывал подобных «преступников» предавать мечу.
Жестокими карами грозило законодательство и всем тем, кто пытался
бежать от гнёта землевладельцев и государственных повинностей.
Внешнеполитическое положение Болгарии в VII — начале X в.
В трудной для молодого Болгарского государства борьбе с Византийской
империей в конце VII — начале VIII в. оно устояло благодаря тому, что в
обороне страны наряду с дружинами князей и боляр самое активное участие
принимало ещё ополчение крестьян-общинников.
В 716 г. южные границы Болгарии проходили уже через Северную Фракию,
а Византия оказалась вынужденной платить Болгарии ежегодную дань. К
середине VIII в. были успешно отбиты набеги авар. Крестьянское
ополчение и тут сыграло решающую роль. Ещё больше расширилась Болгария
при Омортаге (814—831), преимущественно за счёт западных и
северо-западных областей Балканского полуострова. К середине IX в.
Болгария превратилась в одно из крупных государств того времени, с
которым были вынуждены считаться все его соседи — и Византия, и
государство франков, и славянские государства на западе Балканского
полуострова, и мадьяры (венгры), жившие в то время у Днестра и далее на
восток.
Ещё более возросло международное значение Болгарии во второй
половине IX и в начале X в. в результате успехов экономического
развития и политического усиления Болгарского государства. При князе
Борисе (852—889) Болгария расширила свои владения к северу от Дуная и,
завоевав ряд сербских земель, достигла побережья Адриатического моря.
Под властью одного из ближайших преемников Бориса — Симеона (893—927)
оказалась не только вся территория современной Болгарии, но и почти вся
Сербия, Македония, часть Фракии и значительные области по Дунаю.
Симеон, принявший титул царя, несколько раз приближался к стенам
Константинополя.
Богомильское движение
Внешнеполитические успехи не привели к какому-либо облегчению
положения народных масс. Все государственные повинности падали
исключительно на крестьян. Крестьяне же должны были платить и все
государственные налоги: поземельный — волоберщину, подворный — димнину,
поборы со скота, пчёл и пр. Значительные платежи с крестьян взимала и
церковь.
Тяжесть эксплуатации вызвала в X в. в Болгарии антифеодальное
народное движение. Это движение, распространившееся и в некоторых
других южнославянских странах, а также в Византии, было облечено в
форму богомильской ереси ().
В соответствии с народными представлениями о происхождении зла и
насилия богомилы учили, что в мире постоянно происходит борьба двух
начал: доброго (бога) и злого (сатаны), что гнёт и насилие — порождения
зла — не вечны и могут быть и конце концов уничтожены. Для этого,
утверждали они, необходимо восстановить равенство, якобы существовавшее
в отношениях между членами ранней христианской церкви, и признать это
равенство в качестве нормы для гражданской жизни.
Богомилы были решительными противниками господствующей церкви,
владевшей огромными богатствами и беспощадно эксплуатировавшей народные
массы. Но они не ограничивались антицерковными выступлениями и боролись
против всякого угнетения. Как свидетельствовал один современник,
богомилы учили своих приверженцев «не повиноваться властям, хулить
богатых, ненавидеть царя, бранить старшин, корить боляр». Богомилы
объединились в общины во главе с выборными старостами. Между
богомильскими общинами существовали тесные связи.
О размахе и силе богомильского движения наглядно свидетельствовала
та злоба, с какою церковь и государство преследовали богомилов. Их
сжигали на кострах, топили, бросали в тюрьмы. Тем не менее богомильское
движение не было уничтожено и сыграло в дальнейшем крупную роль во
время борьбы болгарского народа против византийского ига.
Гибель Первого Болгарского царства
Укрепление экономической мощи феодалов и слабость государственных
органов на местах способствовали росту политической самостоятельности
крупных боляр. Уже при царе Петре (927—969) от Болгарского царства
отпала область по верхнему течению реки Струмы, а несколько позже — и
вся Македония.
Ослабление центральной власти в Болгарии попыталась использовать
Византия. Она встретила, однако, не только упорное сопротивление
болгарского народа, но и решительное противодействие со стороны
Древнерусского государства. Задунайские земли были знакомы восточным
славянам очень давно, ещё со времени антских походов (IV—VI вв.), как
это видно по найденным археологами древнерусским кладам. В дальнейшем,
по мере экономического развития Приднепровья, русские хорошо
познакомились с торговым путём но Дунаю — важнейшей водной артерией
Балкан и Центральной Европы. Особенно большое значение для Руси имел
Нижний Дунай, находившийся в непосредственной близости к великому
водному пути «из варяг в греки». Завоевательные планы усилившейся в это
время Византии которые распространялись и на придунайские земли,
угрожали, таким образом, не только Болгарии, но и Древнерусскому
государству. Именно в этом и нужно искать одну из причин похода
русского князя Святослава на Дунай в 968 г. и борьбы Руси с Византией.
Ослабленная длительными войнами и по существу уже распавшаяся на ряд
самостоятельных феодальных владений, Болгария всё же не стала легкой
добычей Византии. С момента захвата (в 972 г.) византийским императором
Иоанном I Цимисхием восточноболгарских областей и вплоть до
окончательного покорения византийцами всей территории страны (в 1018
г.) прошло почти пятьдесят лет. Боролось так называемое
Западно-Болгарское царство во главе с болярином Самуилом,
провозглашённым болгарским царём. Не раз восставали и области, уже
захваченные византийцами.
Церковь св. Германа (Болгария). Х в.
Всячески заигрывая с болгарской знатью, византийцы были беспощадны
по отношению к народным массам Болгарии. По приказу императора Василия
II Болгаробойцы были уничтожены десятки и сотни болгарских селений. Во
многих болгарских городах, по свидетельству современников, «гулял
только ветер». Тысячи пленных болгар были ослеплены.
В 1018 г. византийские войска овладели Охридом, являвшимся в то
время столицей Болгарии. Первое Болгарское царство перестало
существовать. Превосходство сил, которыми ещё располагала Византийская
империя, и прямая измена со стороны весьма влиятельных групп болгарской
знати решили борьбу не в пользу болгар. ссылка - http://historik.ru/historik/books/item/f00/s00/z0000032/st014.shtml
Источник: http://historik.ru/historik/books/item/f00/s00/z0000032/st014.shtml |