Чехо-моравы и словаки в VI—X вв.
Хозяйственный строй и складывание феодальных отношений у чехо-моравских племён
Территория Чехии ограничена на западе и юго-западе горной цепью,
называющейся Чешский Лес, на северо-западе Рудными горами. Таким
образом, жившие на этой территории западнославянские племена были
отделены горами и лесами от племён древнегерманских. Наоборот, от
славянских племён, живших восточнее, особенно от племён Моравии, их
отделяла лишь небольшая возвышенность. Это содействовало последовавшему
в ходе исторического развития сближению племён Чехии (чехи, зличане,
дулебы, седличане, хебане, пшоване, хорваты и др.) и племён более
развитой в социально-экономическом отношении Моравии (голасийцы и др.).
С юго-востока к Моравии примыкала территория между Дунаем и Карпатами
(Дунайская котловина), населённая славянскими племенами, явившимися
предками современных словаков.
Предки чехов были оседлыми земледельцами ещё до нашей эры. Среди
чехо-моравских и словацких племён занятие скотоводством преобладало
только в гористых местностях, где были прекрасные пастбища.
Археологические находки, относящиеся к VI в., свидетельствуют о том,
что в Чехии и Моравии сеялись все виды хлебных злаков, особенно просо,
ячмень и пшеница, и о том, что там разводились разные виды домашнего
скота — лошади, коровы, овцы, козы, свиньи и др. Большое значение для
земледелия имело развитие ремесла, в том числе изготовление
сельскохозяйственных орудий. При раскопках древнеморавских могил VI—VII
вв. археологи находили в них сохи, серпы, мотыги и пр.
В дальнейшем изготовление железных сельскохозяйственных орудий было
значительно усовершенствовано. Добыча железной руды резко выросла, а её
обработка улучшилась, как об этом свидетельствуют печи для плавки
железной руды, найденные при раскопках в Моравии. Воины Чехо-Моравии,
особо искусные в осаде городов, пользовались пиками, щитами, стрелами,
секирами и мечами, в том числе и обоюдоострыми, сделанными в их
собственной стране. Значительные успехи были достигнутые гончарном
деле. Глиняные сосуды в IV—V вв. изготовлялись вручную. Эти сосуды были
массивны и, как правило, лишены украшений. Находки же, относящиеся к
VI—X вв., свидетельствуют о переходе ко всё более совершенным способам
обработки и обжига глины, к применению гончарного круга и к
изготовлению уже искусно украшенных сосудов. Найденные в женских
могилах Моравии пряслица указывают на существование текстильного
ремесла, а украшения из золота, серебра, бронзы и дутого стекла
свидетельствуют о наличии торговых связей Чехо-Моравии с соседними
странами, в частности с Византией.
С успехами ремесла и торговли было связано раннее возникновение
чешских городов. Первоначально они представляли собой укреплённые
пункты—грады, местопребывание племенных князей. Но к X в. отдельные
города, находившиеся в особо благоприятных условиях, становились уже
центрами ремесла и торговли. Арабский путешественник Ибрахим ибн Якуб,
посетивший Прагу около середины X в., писал об этом городе, что он
«выстроен из камня и извести и есть богатейший из городов торговлею.
Приходят к нему из города Кракова русы и славяне с товарами и приходят
к ним (жителям Праги) из стран тюрок мусульмане, евреи и тюрки также с
товарами и с миткалями византийскими и вывозят от них муку,олово и
разные меха. Страна их лучшая из стран севера и богатейшая жизненными
припасами... И в городе Праге делаются сёдла и узды, и щиты,
применяемые и употребляемые в их странах...».
Разложение первобытно-общинного строя началосв у чехо-моравских
племён ещё в первые века нашей эры. В результате родовая община, как и
у других славянских народов, превратилась в сельскую, а пахотная земля
стала частной собственностью крестьянина. Однако крестьяне недолго
сохраняли полученные наделы в своих руках. Разорившихся крестьян
землевладельцы превращали в зависимых держателей, а затем и в
крепостных, обязанных платить оброк и нести барщину за полученную для
обработки землю.
Развитие земледелия и распространение железных орудий в сельском
хозяйстве, а также улучшение плавки и обработки железа делали
невыгодным применение в производстве труда рабов. Землевладельческая
знать, располагавшая пленными и лицами, отданными в рабство по суду,
предпочитала поэтому продавать их на рынках или же наделять их землёй и
приближать по положению к крепостным крестьянам, имевшим своё хозяйство
и выплачивавшим своим господам часть урожая. Так на основе
утверждавшейся феодальной собственности на землю в Чехии и Моравии
складывались феодальные отношения. Этот процесс феодализации,
начавшийся в VI в., завершился в X в.
Первые государственные образования на территории Чехии, Моравии и Словакии
Необходимость подавлять растущее сопротивление народных масс
обусловила наблюдавшееся уже в VI—VII вв. сплочение землевладельческой
знати каждого племени и возрастание власти племенных вождей. Росла их
военная и судебная власть. Вожди, называвшиеся теперь князьями,
выступали уже в качестве организаторов земельных захватов знати.
Объединение славянских племён было ускорено внешней опасностью,
возникшей во второй половине VI в. в связи с нашествием воинственных
кочевых племён — авар, пришедших из приазовско-черноморских степей и
утвердившихся в VI в. в Паннонии. Против авар, орды которых нападали на
земледельческие славянские племена, выступили объединившиеся
чехоморавские и паннонские княжества, образовавшие в 623 г. первый
крупный союз западнославянских племён.
Во главе этого союза стал энергичный военачальник Само — по мнению
многих учёных, славянин, — нанёсший аварам сокрушительное поражение.
Эта победа Само освободила Византию и Франкское королевство от
опасности дальнейшего наступления кочевых орд авар. Но Само пришлось
вступить в борьбу и с франкским королём Дагобертом I (629—639), который
сделал попытку подчинить себе западных славян. Само дважды разбил
войска Дагоберта и отстоял землю славянских племён от новой опасности.
Союз западнославянских племён, известный в истории как «государство
Само», был очень обширен. В него входили, кроме племён Чехии, Моравии и
Паннонии, также и многие славянские племена Силезии, Лужицы и других
земель по среднему течению Лабы. После смерти Само (658 г.), когда
непосредственной опасности со стороны внешних врагов уже не
существовало, его государство распалось.
Развитие феодальных отношений в VIII и IX вв. создало предпосылки
для более прочного объединения Чехо-Моравии. Немаловажное значение
имела при этом и вновь появившаяся необходимость общей обороны славян в
связи с захватническими действиями Карла Великого и его преемников и
особенно в связи с агрессией возникшего после распада Каролингской
империи Германского королевства. В первой половине IX в. между Средним
Дунаем и верховьями Лабы и Одры образовалось обширное государство
западных славян — Великоморавское княжество. Преемник Карла Великого —
Людовик Благочестивый, который стремился к уничтожению возникшего
самостоятельного славянского государства, попытался осуществить свои
планы с помощью некоторых из славянских князей и феодалов, являвшихся
противниками центральной власти. Однако союзник Людовика — князь Нитры
Прибина был изгнан из Нитры великоморавским князем Моймиром (818—843).
Первому королю Германского королевства Людовику Немецкому удалось
свергнуть Моймира с помощью его племянника Ростислава. Но попытка
навязать славянскому государству господство чужеземных феодалов и с
помощью немецкого духовенства распространить среди славянского
населения западнохристианскую религию вызвала протест народных масс
Великоморавии и заставила большинство великоморавских феодалов и самого
князя Ростислава (846—870) выступить против Людовика Немецкого. В 860г.
моравы убили Прибину, который проводил политику в интересах немецких
феодалов в его новом княжестве — Паннонии. После этого сын Прибины —
Коцела занял по отношению к Людовику Немецкому враждебную позицию.
Решительная борьба с экспансией немецких феодалов вызвала
потребность создания в Великоморавии собственной славянской церковной
организации. Эта же борьба сделала для Великоморавии необходимым
политическое сближение с Византией, которая также была заинтересована в
ограничении немецкого продвижения на восток. По просьбе князя
Ростислава византийское правительство направило в 863г. в Великоморавию
Константина (Кирилла) и брата его Мефодия, деятельность которых
получила важное политическое и культурное значение в истории ряда
славянских народов. Эта деятельность способствовала созданию у них
церковной организации, связанной с восточной православной церковью и с
богослужением на славянском языке, была заложена и основа письменности
на старославянском языке.
Борьба с агрессией немецких феодалов стала в Великоморавии
всенародным делом. Несмотря на то, что германскому королю удалось в
значительной степени склонить на свою сторону великоморавского князя
Святополка (870—894), добившегося власти при его поддержке, сохранение
независимости Великоморавии было обеспечено движением народных масс. В
874 г. Людовик Немецкий был вынужден признать независимость славянского
государства. Создание Великоморавского государства и одержанные им
победы имели важное политическое значение для всех западных славян.
Власть Великоморавского государства распространилась на Паннонию,
заселённую в то время преимущественно славянами, а также па славянские
земли по верховьям Лабы, Одры и в Карпатах.
С 80-х годов началось постепенное ослабление Великоморавии. Это
огромное государство ещё не обладало внутренней прочностью. К тому же в
господствующем клавсе всё большее значение приобретали элементы,
стремившиеся опереться на западнохристианскую церковь в борьбе за
закрепощение крестьянских масс. При сыновьях Святополка в
Великоморавском государстве начались внутренние усобицы. Отдельные
славянские племена отпали от государства, и ослабленная Великоморавская
держава не смогла отразить удара, нанесённого ей в 905—906 гг. кочевыми
племенами венгров. Венгры завоевали словацкие земли, составлявшие
значительную часть Великоморавской державы. С этого времени
историческое развитие подпавших под иноземное иго словаков пошло особым
путём, отличаясь от развития чехов, образовавших своё самостоятельное
государство.
Образование Чешского государства
В конце IX и начале X в. оформилось и окрепло Чешское государство,
ставшее оплотом борьбы славян против агрессии немецких феодалов и
сыгравшее важнейшую роль в деле сохранения и развития западнославянской
культуры. Чешское княжество образовалось на рубеже VII и VIII вв. В IX
в. оно входило в состав Великоморавии, объединяя не одно только племя
чехов, а почти всех славян, заселявших окружённую горами территорию на
Верхней Лабе с её притоками Влтавой и Огрой. Процесс образования единой
чешской народности из всех славянских племён этого района на основе
территориальной и культурной общности и сложившегося общего языка был
уже в IX в. близок к завершению.
Чехия вышла из состава Великоморавского государства за 10 лет до его
падения. В борьбе против натиска кочевников-венгров чешский князь
Братислав I сумел отстоять независимость всей славянской территории,
объединённой чехами. То обстоятельство, что объединение славянских
племён ни указанной территории выпало на долю чешских князей, не было
случайным и объяснялось прежде всего более высоким уровнем развития
чешской экономики. Чешские князья Болеслав I (935—967) и Болеслав II
(967—999) успешно подавили сопротивление отдельных воевод и князей, не
желавших признавать их верховную власть. Болеслав II покорил наиболее
упорствовавшего князя из рода Славников, разорил его столицу Либице и
присоединил к Чешскому княжеству все подвластные ему земли. Этим актом
объединение чешских земель было в основном завершено.
Внешняя политика чешских князей в X в.
Победа, одержанная над венгерскими кочевниками германским
императором Оттоном I благодаря помощи чешской армии Болеслава I в
битве при Лехе в 955г., создала условия для распространения власти
чешских князей на лежавшие к востоку от Чехии славянские земли. К Чехии
были присоединены Моравия, некоторые смежные земли в верховьях Одры и
район Кракова. Во второй половине X в. произошло политическое сближение
между Чехией и Русью. После занятия в 981 г. великим князем киевским
Владимиром Святославичем района Перемышля между Киевской Русью и Чехией
установилась общая граница. Русская летопись сообщает, что в 992 г.
послы чешского князя прибыли в Киев к Владимиру «с любовью и миром,
поздравляя его с крещением, и дары многи принесли». Говоря же об
отношениях между великим князем киевским и князем Чехии в 996 г.,
летопись пишет, что «был мир между ними и любовь». Политическое
сближение между Чехией и Русью находило своё выражение и в
династических браках, заключавшихся между представителями обоих
княжеских домов. Первый письменный источник, говорящий об экономических
связях между Чехией и Русью, относится к середине X в. Из описания
Ибрахима ибн Якуба видно, что приход в Прагу русов и других славян с
товарами являлся регулярным и установившимся издавна. Установление этих
связей подтверждается и данными археологии. ссылка - http://historik.ru/historik/books/item/f00/s00/z0000032/st014.shtml
Источник: http://historik.ru/historik/books/item/f00/s00/z0000032/st014.shtml |