История Древней Чехии. Виталий Киселев (Старый Ворчун)
Призвание Пржемысла.
Введение к теме
Меня уже довольно давно просили рассказать подробнее о жизни и других
славянских народов. Я долго колебался в выборе темы между Польшей и
Чехией и решил начать все же с истории последней, так как труд первого
чешского хрониста Козьмы Пражского мне кажется более поэтичным и
красочным, чем труд Галла Анонима, первого польского хрониста. Это
совсем не означает, что я не буду писать об истории Польши. Обязательно
напишу, но несколько позже, а пока обратимся к теме, которую я позволил
себе назвать "История Древней Чехии".
Первым чешским хронистом был Козьма Пражский (1045-1125),
которого часто называют "чешским Геродотом". Приводимые далее рассказы
из истории чешского народа, базируются, в основном, на его труде.
Начать стоит, наверно, с легендарных времен.
Древние чешские племена пришли на места своего нынешнего пребывания
(вблизи горы Ржип между реками Огрже и Влтавой) из северо-восточной
части современной Чехии, называвшейся ранее Белой Хорватией. Их
старейшиной был Чех, и страна их пребывания стала называться Чехией.
Там и стали они жить в первобытной дикости, пока не появился у них
достойный человек по имени Крок.
У древнего судьи Крока было три дочери: Кази, Тэтка и Либуше.
Кази была волшебницей, прорицательницей и травницей.
Тэтка научила древних чехов поклоняться языческим богам.
Либуше же за свою скромность, целомудренность и рассудительность была избрана народом в судьи.
После разрешения одного из спорных дел проигравший дело вознегодовал на
то, что мужские дела разрешает женщина. Тогда Либуше предложила им
избрать себе князя, предупредив обо всех последствиях такого шага, и
сказала, что возьмет избранного князя себе в мужья.
Ночью три сестры провели тайное совещание, а наутро Либуше
созвала народ на собрание. В своей речи она вновь предупредила мужчин
об опасности призвания кого-либо в князья:
"Прежде всего (знайте), что легче возвести в князья, чем возведенного
низложить, ибо человек в вашей власти до тех пор, пока он не произведен
в князья. А как только вы произведете кого-либо в князья, вы и все ваше
имущество будете в его власти. От одного его взгляда ваши колени будут
дрожать, а онемевший язык ваш прилипнет к нёбу, и на зов его вы от
сильного страха будете с трудом отвечать:
"Так, господин! Так, господин!", -
когда он лишь одной своей волей, предварительно не спросив вашего
мнения, одного осудит, а другого казнит; одного посадит в темницу, а
другого вздернет на виселицу. И вас самих, и людей ваших, кого только
ему вздумается, он превратит в своих рабов, в крестьян, в податных
людей, в служителей, в палачей, в глашатаев, в поваров, в пекарей или в
мельников.
Он заведет для себя начальников областей, сотников, управителей,
виноградарей, землепашцев, жнецов, кузнецов оружия, мастеров по коже и
меху; ваших сыновей и дочерей он заставит служить себе и возьмет себе
по своему усмотрению все, что ему приглянется из вашего крупного и
мелкого скота, из ваших жеребцов и кобыл. Он обратит в свою пользу все
лучшее, что вы имеете у себя в деревнях, на полях, на пашнях, лугах и
виноградниках...
Если и после сказанного вы настаиваете на своем решении и (считаете),
что не обманываетесь в своем желании, тогда я назову вам имя князя и
укажу то место, где он находится".
На эту речь Либуше все в один голос потребовали себе князя. Тогда Либуше продолжала:
"Вон за теми горами находится небольшая река Билина, на берегу которой
расположена деревня Стадице. А в ней имеется пашня в 12 шагов длиной и
во столько же шагов шириной...
На этой пашне на двух пестрых волах пашет ваш князь. Один из волов как
бы опоясан белой полосой, голова его тоже белая, другой весь белого
цвета с головы и до спины, и задние ноги его тоже белого цвета.
Теперь возьмите мой жезл, плащ и одежду, достойную князя, и
отправляйтесь по повелению как народа, так и моему и приведите его в
князья, а мне в супруги. Имя же этому человеку Пржемысл; он выдумает
много законов, которые обрушатся на ваши головы и шеи, ибо... это имя
означает "наперед обдумывающий" или "сверх обдумывающий". Потомки же
его будут вечно править в этой стране".
Поясню, что Билина - это приток реки Лабы.
Деревня Стаднице находится на Лабе близ города Усти в области древнего
чешского племени лемузов. Предание о деревне Стаднице восходит к очень
древним временам. Чешский король Отокар I (1197-1230) из уважения к
традициям Пржемыслов выделил своему роду наделы в Стаднице, которые
считались наделами Пржемысла. На этих наделах были поселены "дедичи" с
особой привилегией. Чешский король Карл I, он же германский император
Карл IV, в 1359 году подтвердил привилегию Стадницам. Позже она еще не
раз подтверждалась и другими правителями Чехии.
Народ назначил для этой миссии послов, которые в нерешительности топтались на месте. Либуше сказала им:
"Что же вы медлите? Идите спокойно, следуя за моим конем: он поведет
вас по правильной дороге и приведет обратно, ибо уже не раз доводилось
ему ступать по ней".
Эта фраза Либуше, приведенная хронистам, дала повод многочисленным
комментаторам для самых язвительных и скабрезныз замечаний. Мы же этим
заниматься на будем и вернемся к послам.
Следуя за конем, послы перебрались через горы, нашли деревню
Стаднице и в поле увидели Пржемысла, погонявшего волов. Подойдя к нему,
послы сказали:
"Госпожа наша Либуше и весь наш народ просят тебя прийти поскорей к нам
и принять на себя княжение, которое предопределено тебе и твоим
потомкам. Все, что мы имеем, и мы сами в твоих руках. Мы избираем тебя
князем, судьей, правителем, защитником, тебя одного избираем мы своим
господином".
Пржемысл остановился и воткнул свою палку в землю. Волов он распряг и сказал им:
"Отправляйтесь туда, откуда пришли".
Волы тотчас же исчезли из вида и никогда более не появлялись. А
воткнутая палка дала три больших побега, которые оказались с листьями и
с орехами. Послы стояли пораженные увиденным. Пржемысл же любезно
пригласил их к трапезе, достав хлеб и остатки еды. Вместо стола он
положил свою сумку, сверху расстелил грубое полотнище и разложил на нем
еду.
Пока они ели и пили воду из кувшина, два ростка высохли и упали, а третий сильно разросся ввысь и вширь. Пржемысл тогда сказал:
"Чему вы удивляетесь? Знайте, из нашего рода многие родятся господами,
но властвовать всегда будет один. И если бы госпожа ваша не спешила
столь с этим делом, выждала бы некоторое время веление рока и не
прислала бы столь быстро за мной, то земля ваша имела бы столько
господ, сколько природа может создать благороднорожденных".
После этого Пржемысл одел княжескую одежду и обувь, сел на коня, но
взял свои лапти, сплетенные из лыка, и велел сохранять их на будущее.
Первый чешский король Вратислав II (1061-1092) выставил в свое
время для всеобщего обозрения в зале княжеского замка в Вышеграде
"лапти Пржемысла".
По распоряжению Зноемского князя Липольда в Зноемской часовне в 1112
году была сделана роспись по мотивам предания о Пржемысле. Отсюда
видно, что предание о Пржемысле существовало еще задолго до его записи
Козьмой Пражским.
При коронации чешских королей лапти и суму Пржемысла каноники и прелаты
долгое время выносили наряду с другими реликвиями для показа народу.
Они выносились еще при чешском короле Карле I (1346-1378), более
известном в истории как германский император Карл IV.
Пока же наши путники вместе с Пржемыслом возвращались домой. Один из послов осмелился спросить:
"Господин, скажи нам, для чего приказал ты нам сохранить эти лапти из лыка и годные только на то, чтобы их выбросить?"
Пржемысл на это ответил:
"Я приказал и приказываю их сохранять вечно для того, чтобы наши
потомки знали, откуда они ведут свой род, чтобы они всегда жили в
страхе и настороженности и чтобы людей, посланных им Богом, они не
угнетали, не обращались с ними несправедливо по причине (своей)
надменности, ибо все мы созданы равными по природе".
Близ города эту процессию встретила Либуше со слугами и провела
Пржемысла в дом, и он стал ее мужем. С помощью Либуше Пржемысл
установил законы для этой страны и умирил этот необузданный народ.
Напоследок Либуше в присутствии Пржемысла и старейшин сделала следующее предсказание: "Вижу великий я град, славой достигший до неба.
В чаще стоит он, в трехстах стадиях от этой деревни,
Широкая Влтава-река границею служит ему.
С северной стороны град сильно укреплен высоким берегом реки Брусницы,
с южной стороны нависает над ним широкая и каменистая гора, из-за этой
своей каменистости называемая Петржин. На том месте, она изогнута
наподобие морской свиньи в направлении к указанной реке. Когда вы
подойдете к этому месту, вы найдете там человека, закладывающего среди
леса порог дома. И так как к низкому порогу наклоняются даже большие
господа, то и город, который вы построите, вы назовете Прага.
В этом городе когда-нибудь в будущем вырастут две золотые лозы; вершины
их вознесутся до седьмого неба, и они воссияют на весь мир своими
знамениями и чудесами. Все области чешской земли и остальные народы
будут почитать их и приносить им жертвы и дары. Одну из них назовут
Великая Слава, другую - Утешение Войска".
Тут дар прорицания покинул Либуше, а люди тотчас же пошли в древний
лес, нашли указанные приметы и построили там город Прагу, владычицу
всей Чехии.
Несколько слов надо сказать по поводу этого последнего пророчества
Либуше. Под двумя золотыми лозами она имела в виду св. Вацлава и св.
Адальберта (Войтеха).
О происхождении же названия Прага существует несколько мнений. По
одному из них название "Прага" происходит от слова "praziti", что
означает вырубать и очищать лес для поселения.
Другое мнение исходит из того, что чешское слово "prah" обозначает
порог, в том числе и порог на реке, и название города Прага объясняется
положением города у водопада, существовавшего у Оленьего рва. Ведь
аналогичное название Прага носит и пригород Варшавы, которое происходит
от порога, существовавшего в этом месте на Висле. Такое же название
носит и местность у Хотина близ города Каменец. В. Регель указывал, что
"прага" - это древнее славянское слово, которое в X веке употреблялось
также для обозначения Днепровских порогов.
После смерти Пржемысла чехами последовательно правили Незамысл,
Мната, Воен, Внислав, Кржесомысл, Неклан и Гостивит. Об их жизни и
правлении Козьма ничего не сообщает. В предисловии к своему труду,
обращенному к канонику пражского капитула Гервазию, Козьма пишет:
"Дело в том, что в начале своей книги я не хотел ничего вымышлять, но я
не нашел хроники, из которой мог бы узнать, когда, в какое время
происходили те события, о которых ты прочтешь в последующем".
Повествование же о древних временах он составил
"из преданий и рассказов старцев".
Далее Козьма сообщает, что Борживой, сын Гостивита, был первым князем,
которого окрестил достопочтенный Мефодий (ум. 885), епископ моравский,
во времена императора Арнульфа (887-899) и моравского князя Святополка
(871-894). Казалось бы, что теперь-то и должно начаться реальное
описание истории Древней Чехии, но наш хронист опять возвращается к
легендарным временам и, вопреки своему обещанию, сообщает устные
предания из времен правления князя Неклана. Битва на поле Турзко. Как и у каждого уважающего себя народа, древняя история Чехии наполнена
различными легендарными событиями. Прежде чем перейти к более
документированным событиям я изложу еще одну такую историю.
Поле Турзко расположено на юг от Кралуп на Влтаве. Между чехами и
лучанами, которых во времена Козьмы уже стали называть жатчанами - по
имени города Жатец, в давние времена произошла знаменитая битва.
Во главе лучан стоял тогда князь Властислав, который часто воевал
с чехами и постоянно побеждал их. Он основал город в северо-западной
Чехии, названный по его имени Властислав, и заселил его жителями,
враждебными окружающим людям, так как они, окружающие люди, или
поддерживали чехов, или сами были чехами.
Решил князь Властислав овладеть всей Чехией и разослал во все
концы страны меч с таким княжеским повелением, чтобы каждый, кто
превзойдет ростом высоту меча, шел немедленно на войну, иначе он будет
обезглавлен этим мечом.
Когда воины собрались в условленном месте, князь Властислав поднялся на холм и, опираясь на щит и потрясая мечом, сказал так:
"О, воины, в руках которых уже находится победа! Вы прежде не раз
побеждали. Теперь вы идете на верное дело, зачем вам оружие? Ведь вы
его носите обычно для войны. А теперь возьмите-ка лучше с собой
соколов, ястребов, цапель и прочую птицу, которая более уместна для
забавы и игр. Мы дадим птицам как пищу мясо врагов, если его окажется
достаточно... Итак, поднимайте знамена, довольно медлить!
Медлительность всегда приносила вред тем, кто на что-либо уже решился.
Идите быстрей и одержите счастливую победу!"
И все воины дружно закричали:
"К оружию, к оружию!"
Между тем одна из женщин, типа эвменид, позвала к себе пасынка,
собиравшегося на войну, и сказала ему, что в предстоящей битве все
лучане будут истреблены, ибо чешские эвмениды уже взяли верх над
лучанскими и боги отвернулись от них (лучан) и обратились на помощь
врагам нашим. Чтобы из лучан хоть один пасынок мог спастись в этом
сражении, он должен был у первого убитого им соперника отрезать оба уха
и положить их в свою сумку. Затем следовало мечом начертать на земле
между ног коня знак вроде креста и быстро скакать, ни в коем случае не
оглядываясь назад. Только тогда он один, хоть и с трудом, но спасется.
Чехи со своей стороны были удручены предыдущими поражениями и не
надеялись больше на свои силы и на свое оружие. Они обратились к одной
волшебнице, чтобы она сказала им, что надо делать в таком опасном
положении и какой исход получит предстоящая битва. Волшебница не стала
задерживать людей непонятными предсказаниями, а просто сказала им:
"Если вы хотите одержать победу, вы должны, прежде всего, исполнить
волю богов. Принесите им в жертву осла, чтобы снискать их
покровительство..."
Быстро нашли несчастного ослика, убили его, разрубили на тысячу кусков
и съели. После этого свершилось чудо: слабое прежде войско превратилось
в отважное и проворное, и люди были готовы умереть, как лесные кабаны.
В это время трусливый князь Неклан, страшась предстоящей, битвы,
сделал вид, что занемог, и укрылся в своем городе. Князь тайно призвал
к себе своего главного помощника по имени Тыр [автор Краледворской
рукописи именует его Честмир, и под этим именем герой более известен в
самой Чехии - существует даже предание о Честмировой могиле на Турском
поле, - но мы, следуя за Козьмой Пражским, будем и далее называть его
Тыр]. Он велел Тыру надеть княжеское вооружение, сесть на княжеского
коня и вместо князя повести воинов на битву.
Чехи раньше лучан пришли на поле битвы и заняли господствующий
холм, с которого могли видеть наступающих врагов. Тыр, принятый за
князя, обратился к своим воинам с речью, которую я приведу с некоторыми
купюрами:
"...Наши враги воюют во имя славы немногих, мы же боремся за отечество,
за нашу свободу, за окончательное спасение. Враги воюют затем, чтобы
грабить чужое, мы же - чтобы защищать наших нежных детей и дорогих жен.
Соберитесь с силами и будьте мужчинами...
Если же вы перед лицом врага обратитесь в бегство, вы не избежите
смерти, но если бы угрожала только смерть! Угрожает нечто более
страшное, чем она: на ваших глазах враги будут творить насилие над
вашими женами, убивать младенцев на коленях матерей, а их заставят
кормить грудью щенят. У побежденных останется одна только добродетель -
ни в чем не отказывать победителю".
Напротив чехов на поле появился отважный лучанский князь со своим
высокомерным народом. Когда Властислав увидел, что чехи заняли позицию
на холме и не двигаются с места, он так стал воодушевлять свое войско:
"О, жалкие трусы! Напрасно они располагаются на холмах. Ведь кому
недостает сил и военного искусства, чья доблесть слаба, тому не поможет
и холм. Смотрите, они не осмеливаются встретиться с вами на ровном
месте и, если я не ошибаюсь, уже готовятся к бегству. А вы действуйте
привычным образом, нападите на них неожиданно, прежде чем они обратятся
в бегство. Пусть ваши ноги растопчут их, как хрупкую солому. Бойтесь
осквернить ваши смелые копья кровью трусов; лучше вы пустите на них
птиц, которых несете. Пусть соколы спугнут, как голубей, ряды трусливых
врагов".
Так они и сделали, и поднялось такое множество различных птиц, что
своими крыльями они затмили небо, словно туча во время дождя или
сильной бури. Увидев это, Тыр прервал свою речь следующими словами:
"Если мне придется скоро умереть в бою, похороните меня на этом холме и
воздвигните мне гробницу, предназначенную на вечные времена".
С этими словами Тыр во главе своего войска ринулся на плотные ряды врагов. Козьма пишет об этом так:
"Подобно тому, как в саду срезают ножом головки мака, так и Тыр срезал
своим мечом головы врагов, пока не упал в гуще сечи на большую груду
мертвых тел, будучи утыкан, как ёж, вражьими стрелами".
Чехи в этом сражении одержали славную победу, а все лучане, кроме
одного, того, которого перед битвой предостерегла мачеха, были
перебиты. А тот человек исполнил наставление своей мачехи и спасся с
помощью стремительного бегства. Я думаю, что с помощью такого средства
он мог спастись и без всякого колдовства. Когда он вернулся домой, там
оплакивали его жену. Муж приоткрыл лицо умершей и взглянул на нее.
Оказалось, что у нее на груди рана, а уши у покойной отрезаны. Муж
вспомнил все, что произошло во время битвы, достал из сумки
окровавленные уши с серьгами и убедился, что в облике того врага,
которого он убил в битве, была его жена. Но это уж совсем детские
сказки!
Чехи же вошли в страну лучан, не встречая никакого сопротивления,
подвергли ее опустошению и разрушили города, а деревни предали огню,
взяв большую добычу. На этом заканчивается описание битвы на поле
Турзко, но еще не заканчивается повествование о княжении Неклана.
В одной деревне у какой-то старухи чехи обнаружили
скрывавшегося малолетнего сына князя Властислава. Князь Неклан
почему-то пощадил мальчика. Он построил на берегу реки Огржи новый
город под названием Драгуш и вверил город и мальчика своему бывшему
воспитателю по имени Дуринк, который был из лужицких сербов. Это было
сделано для того, чтобы остатки лучан могли собраться к сыну своего
старого князя. В таком случае их будет легко контролировать, и они не
смогут войти в сговор с врагами чехов.
Козьма дает столь неприглядный портрет этого самого Дуринка, что
даже непонятно, как такой плохой и жестокий человек мог быть
воспитателем юного князя чехов. Так вот, этот Дуринк совершил ужасное
злодейство. Он заманил мальчика на лед реки, якобы для ловли рыбы, и
там отрубил ему голову.
Дуринк действовал вполне логично и исправлял ошибку своего князя,
пощадившего сына своего злейшего врага. Ведь он устранил потенциального
мстителя за своего отца. Но князь Неклан не оценил усердия своего
бывшего воспитателя. Дуринк в присутствии дружинников в Пражском замке
поднес ему голову мальчика на тарелке со словами:
"...Ведь часто бывает, что одна маленькая искра, которую сторож по
неосторожности забыл дома под тонким пеплом, становится причиной
большого пожара, и тогда не только дом, но и сами владельцы дома
сгорают. Остерегаясь подобной искры и предвидя, что в будущем она может
повредить вам, я погасил ее как бы по предостережению божественного
промысла и защитил, таким образом, вас и ваших потомков от грядущего
бедствия..."
Князь же Неклан страшно разгневался на Дуринка за то, что тот убил
своего господина. Как самую высокую свою милость к Дуринку он позволил
ему выбрать один из трех способов самоубийства: броситься вниз со
скалы, повеситься или заколоться мечом. Дуринк только тяжело вздохнул:
"О, как плохо человеку, когда происходит не то, на что он надеялся".
Отойдя в сторону, Дуринк повесился на ольхе, которая, пока не упала, называлась ольхой Дуринка.
Не вызывает сомнений в этом рассказе только то, что ребенок был убит.
Скорее всего, дело обстояло так, что Неклан по каким-то причинам не мог
сразу же убить сына Властислава. Брать убийство княжича на себя Неклану
было тоже не с руки, и он поручил это дело, под видом воспитания
мальчика, одному из своих самых доверенных людей - своему бывшему
воспитателю Дуринку. Тот же для своего любимого князя был готов на
любое преступление, что и доказал. Князь, конечно, публично резко
осудил Дуринка и, скорее всего, потом отправил его куда-нибудь подальше
из Праги. Так и родилась, по моему мнению, легенда об убийстве сына
Властимила. Ведь не мог же князь убить сам или приказать убить ребенка?
Вот и свалили всю вину на Дуринка.
На этом я закончу рассказы о легендарных временах и перехожу к временам, по мнению Козьмы Пражского, историческим. Великая Моравия. После летописных рассказов о легендарных временах перейдем к более
реалистическому изложению событий, разумеется, насколько это возможно.
Древнейшими, из известных нам, обитателями Чехии было
одно из кельтских племен, бойи, по имени которого страна и получила
свое латинское название Богемия (Bohemia). Около середины I века до Р.
Х. кельты покинули территорию Чехии, уступая напору германских племен.
За несколько лет была занята племенем маркоманов.
С приходом гуннов маркоманы подчинились их власти. Известно, что вместе
с гуннами маркоманы участвовали в походе на Галлию и в знаменитой битве
на Каталаунских полях (451). О дальнейшей судьбе маркоманов нам
достоверно ничего не известно, также как и о племенах населявших после
них территорию Чехии, пока, наконец, на этой земле не осели
окончательно славяне.
Каждое племя управлялось своими старостами или
князьями. Со второй половины VI века эти племена находились под властью
аваров, поселившихся около 562 г. в Паннонии. Борьба за независимость
привела к созданию временного союза различных племен чешских славян. К
этому союзу примкнули и другие соседние славянские народы. Возникшая
конфедерация племен оказалась настолько сильной, что сумела отразить
нападение короля франков Дагоберта: его войско было разбито в
трехдневной битве при Вогастисбурге (630). Известия о свержении
аварского ига и победе над франками сохранены в хронике Фредегара. Он
сообщает, что примерно в 623 году, во время царствования Хлотаря II
(584-628), один франкский купец по имени Само прибыл в землю славян,
принял участие в борьбе против аваров и был избран славянами своим
вождем или королем. Он правил ими в течение 35 лет, а после его смерти
государство распалось. Об этом государстве я уже рассказывал (вып. 98 и
103).
Многие историки полагают, что уже с начала IX в. чехи
доминировали над прочими славянскими племенами, ссылаясь на
установление со стороны Карла Великого после его походов в 805-806
годах ежегодного платежа дани со всей Чехии в размере 500 гривен
серебра и 120 быков. Впоследствии императоры Священной Римской империи
возобновили свои притязания на получение этой дани.
Однако первым известным нам государственным образованием на территории
современной Чехии следует считать Моравское княжество или, как его
часто называют, Великую Моравию. Время образования Великой Моравии нам
не известно. Скорее всего, местные племена объединились для отражения
аварской угрозы, но это лишь одна из многочисленных гипотез. На
исторической арене Моравия появляется в годы правления императора
Людовика I Немецкого (804-876).
С 833 года в течение трех лет моравский князь Моймир,
которого легенда объявляет собирателем моравских земель, вел борьбу с
князем Пржибиной, который был союзником франков, и чьи владения лежали
по берегам Нитры. Моймир одержал победу и изгнал Пржибину, присоединив
его земли к своим владениям.
Пржибина бежал к франкам, и был маркграфом Ратбодом
представлен Людовику I, от которого и принял христианство. Пржибина
пытался вернуть свои земли, но реальной помощи от франков он не
получил: у тех были и свои проблемы. Пржибина пытался заключить союз с
болгарами, но из этой затеи тоже ничего не вышло. На северо-востоке
современной Чехии располагалась Белая Хорватия, с князем которой
Ратимиром Пржибина и вступил в союз, оказавшийся недолгим, так как
бавары вскоре изгнали Ратимира.
В конце концов, Людовик I дал Пржибине в княжение Словению, которую еще
надо было покорить. Пржибина справился с заданием и основал в земле
словенцев крепость Мозабург. Он продолжал мечтать о берегах Нитры, но
при жизни Моймира ему ничего там не светило.
Моймир же вел независимую политику, изгонял из своих
земель немецких колонистов и не желал признавать свою зависимость от
императора. В Регенсбурге в 845 году были крещены четырнадцать
моравских и чешских князей, но это не привело к образованию
христианской церкви в стране. Князья-христиане были, скорее всего,
изгнаны из страны, так как никаких других сведений о них больше нет.
В 846 году Людовик Немецкий вторгся в Моравию, разбил войска Моймира, а
самого князя захватил в плен. С тех пор сведения о нем пропадают. На
княжеский престол Людовик посадил моймирового племянника Ростислава,
который представлялся ему послушным орудием императорской воли. Следует
сказать, что на обратном пути войска Людовика потерпели тяжелое
поражение от чехов.
Ростислав не оправдал надежд императора. Хотя он и не вступал в
вооруженный конфликт с франками, но также сопротивлялся немецкой
колонизации и старался вести независимую от империи политику. Ростислав
построил крепости Девин и Велеград, а также отразил попытку Пржибины
отвоевать нитранские земли. Легенда гласит, что в развернувшемся
сражении Ростислав лично убил Пржибину.
Для отражения немецкого давления Ростислав заключал
союзы с другими славянскими племенами, и даже вступил в союз с царем
Болгарии Борисом I. В 855 году Людовик Немецкий предпринял поход на
Моравию, но не смог взять штурмом Девин, и после нескольких
незначительных стычек вынужден был отступить. В ответ Ростислав вторгся
в Восточную марку и нанес немцам ряд поражений. Наместник Восточной
марки маркграф Карломан, сын Людовика, между прочим, вынужден был
признать свою зависимость от Моравии и заключить с ней союз. Ростислав
после этой победы отказался платить дань императору и посылать своих
представителей на имперский сейм.
Известие о поступке Карломана привело в Людовика в
ярость - он не мог перенести такого унижения. Для ослабления позиций
Ростислава он склонил Бориса I к союзу и совместным действиям против
Моравии, а затем и Византии. Эти планы несколько нарушил
Константинополь, когда войска императора Михаила II разбили болгар и
привели их к покорности. Так что с этой стороны Людовик помощи так и не
дождался и был вынужден в 864 году заключить с Ростиславом мир.
Помощь со стороны Византийской империи ободрила
Ростислава, и для укрепления этого союза он решил принять христианство
по православному образцу. С этой целью в Константинополь в 862 году
было отправлено специальное посольство, которое просило императора
прислать в Моравию епископа, знающего славянский язык. Просьба эта была
удовлетворена, и в Моравию были отправлены Мефодий и Константин. Их
миссия была одобрена и римскими папами Николаем I и Адрианом II,
которые благословили братьев на их дело и разрешили вести богослужения
в Моравии на славянском языке. Солунские братья прибыли в Моравию в 863
году и в течение трех с половиной лет внедряли в стране православие.
Однако их деятельность встретила сильное сопротивление со стороны
немецкого духовенства, которое неоднократно посылало свои протесты в
Рим, но переубедить папу Адриана II им не удалось.
Людовик Немецкий с неудовольствием следил за усилением
Моравии, и в 869 году немецкие войска с трех сторон вторглись в страну.
Маркграф Карломан действовал на берегах Нитры, а младший сын Людовика,
Карл, проник к Девину и осадил крепость, но был вынужден отступить.
Карломан же решил поставить на племянника Ростислава,
Святополка (Сватоплука), княжившего в Нитранской земле, и заключил с
ним в 870 году союз против его дяди. Ростислав узнал об измене
племянника и решил заманить его в западню, пригласив на пир. Но среди
приближенных Ростислава измена уже дала свои ростки, и князь сам попал
в руки своего племянника. Святополк передал своего связанного пленника
Карломану, а тот отправил его на суд к Людовику. Людовик приказал
посадить Ростислава в темницу, предварительно ослепив его.
Карломан, овладев Моравией практически без борьбы,
поставил править там своих наместников, сначала Вильгельма, а затем
Энгельшалька. Святополк же за свою измену получил только свои
нитранские владения. Вскоре, впрочем, немецкие наместники были
отозваны, и власть над всей Моравией перешла к Святополку, который
признал свою зависимость от императора.
В это же время немецким прелатам удалось схватить
Мефодия в Моравии, осудить его, и епископ Пассауский объявил Мефодия
своим пленником и увез его в Баварию. Святополк не препятствовал
действиям немецких церковников, так как, во-первых, не оценил
преимуществ православия в борьбе с немцами, а, во-вторых, Мефодия в
страну пригласил его дядя Ростислав. Плен Мефодия продолжался три с
половиной года, пока новый папа Иоанн VIII своей властью не освободил
его из заключения.
Немцы вскоре заподозрили Святополка в измене. Карломан
захватил князя и отправил его на суд к отцу в Регенсбург, где он и был
посажен в тюрьму. Моравией же опять стали править немецкие наместники.
Мораване восстали, избрав своим князем Славомира, и нанесли немцам ряд
поражений.
Пришлось немцам освободить Святополка и поручить ему
усмирение бунта. Во главе баварских войск вступил Святополк в Моравию,
но сумел ускользнуть от своих опекунов и перешел на сторону восставших.
Славомир уступил княжение Святополку, и вскоре отряд баварцев был почти
полностью истреблен под Девином. Эта победа настолько укрепила влияние
Святополка, что чешские князья вошли с ним в союз, а для его укрепления
дочь одного их них по имени Святожизнь стала его женой. Возвращаясь с
женой из Чехии, Святополк попал в немецкую засаду, но ушел от нее, и в
мае 872 года разбил немцев в крупном сражении.
Освобожденный Мефодий был возведен в сан архиепископа
Паннонского и назначен папским легатом у народов, говорящих на
славянских языках. Однако вскоре под давлением немецкого духовенства
папа Иоанн VIII запретил богослужения на славянских языках. Это был
сильный удар по православию! Святополк в этих вопросах стоял на стороне
папы, ожидая от него поддержки в своей борьбе с франками. Он близко
сошелся с епископом Нитранским Вихингом, прибывшим в Моравию в свите
Мефодия, а самого архиепископа отстранил от дел.
Источник: http://www.abhoc.com/arc_vr/arc_vr.html |