Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Расселение и войны славян [59]
    Славянские языки и письмо [35]
    Творчество славянских народов [34]
    Славные славяне [8]
    Источники о славянах и русах [24]
    Образование славянских государств [51]
    Историческая реконструкция [20]
    Любор Нидерле [21]
    Верования, обряды, обычаи [38]
    Славянская прародина [21]
    Предшественники славян [29]
    Материалы по личности Рюрика [12]
    Древние русы, руги, росы и другие [9]
    Венеты, Венеды, Венды. [13]
    Ободриты [8]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 24.11.2024, 01:02

    Главная » Статьи » История славянской культуры » Историческая реконструкция

    Летопись одежды – Зарубинецкая и Черняховская культуры.
    Летопись одежды – Зарубинецкая и Черняховская культуры.


    Повседневная одежда мужчин Зарубинецкой культуры.

    Одежда, одно из самобытнейших и древнейших явлений нашей цивилизации, существует столько, сколько существует человек разумный (homo sapiens). По свидетельству археологов, ее возраст составляет более пятидесяти тысячелетий. Уже только по этой причине одежда человека заслуживает серьезнейшего внимания, так как является важным источником осмысления проблем этногенеза, этнической истории, генетических и этнокультурных связей между различными племенами и народами.

    В 2003 году в Киеве я приобрёл интереснейшую книгу «Україньский літопис вбрання – Украинская летопись одежды». В ней представлена эволюция одежды наших предков в качестве составной части развития культуры индоевропейских племен и народов, на протяжении тысячелетий проживавших на территории Южной Руси – Украины.

    Эта книга написана и иллюстрирована художником по профессии и этнографом по призванию Зинаидой Васиной. Историческим фоном книги стали все эпохи, основные исторические периоды и стадии развития общества, а этническим фоном - известнейшие в разные времена племена и народы. Племена и народы, проживавшие на наших землях, составляли историческую общность, которая формировала основу русьской этничности, и каждый из них вносил в нее самобытные ценности. Наиболее ярко это проявилось в одежде. 

    И так начинаю своё повествование с людей так называемых Зарубинецкой и Черняховской  культур – наидавнейших основ формирования словянского населения юго-западных территории будущей Руси. 


    Зарубинецкая культура — археологическая культура железного века, характерная для второй половина I тыс. до н. э. — первой половины века I тыс. н. э. — последняя дословянская (западнобалтская) культура в Среднем Поднепровье на Украине и на Припяти в Белоруссии. Название идёт от села Зарубинцы Киевской области. В III—V веках существовала как Позднезарубинецкая культура. 

    Первооснова их материальной культуры формировалась на земледельческих ценностях, и была связана с культом Земли. Хозяйственно-экономическое развитие зарубинцев формировало и комплекс одежды. Его реконструкция связана с большими проблемами, в связи с распространенным у них обрядом трупосожжения. О образе и комплексе их одежды дают информацию в первую очередь детали костюма из металла и украшения  встречающиеся в могильниках и городищах, изображения на вазах и памятных плитах - стелах, а так же описания римских и греческих историков. 


    изображение "варваров" на Траяновой колоне в Риме.



    ЗАРУБИНЕЦКАЯ КУЛЬТУРА


    изображение женщин на Траяновой колоне в Риме.

    Зарубинцы носили длинные рубахи (рубища) из грубой ткани, аналогичные тем, в которые одеты варвары изображённые на Траяновой колоне в Риме. Исследователи В.Прохоров и А.Оленин в конце 19-го века допускали, что на некоторых композициях колоны изображены древние словяне. Это более чем возможно. В 1 веке Римская империя завоевала Дакию и вплотную приблизилась к границам словян. Торговые отношения между Римом и словянами подтверждены археологическими находками. Итак, вероятнее всего зарубинцы носили туникообразные рубахи с длинными рукавами, неширокие штаны, постолы или поршни из целого куска кожи, поверх в холодное время года надевался плащ-накидка. На пояс привешивались нож, кресало, гребень, и разнообразные виды оружия. 


    Зарубинецкие фибулы и изображение "варвара" на Траяновой колоне в Риме.

    Важной деталью мужского и женского костюма были украшения из металлов. Это были разнообразные фибулы, трапециевидные подвески, шейные гривны, накладные поясные бляшки. Отличительной чертой зарубинцев были украшения с выемчатой эмалью, фибулы в виде узкого треугольника, подвески. 


    Повседневная одежда женщин Зарубинецкой культуры.


    ЧЕРНЯХОВСКАЯ КУЛЬТУРА

    Черняховская культура сформировалась на территории современной Украины в 3-4 столетиях. Областями распространения этой культуры являются Северо-Западное Причерноморье, междуречье Днестра, Прута и Дуная, и лесостепная зона современной Украины. Хозяйственно-экономическая деятельность черняховцев характеризовалось развитым плуговым земледелием, что позволяло им накапливать достаточное количество зерна для экспорта в Римскую империю. Развивалась технология выплавки железа, гончарства. Экономическое и техническое развитие стало основой для повышения общего материально-культурного уровня, что проявилось в декоративно-прикладном искусстве и в костюме черняховцев. Зарубинецкая культура создала принципиальную схему славянского комплекса одежды, который имеет аналогии с костюмом времён Киевской Руси. 9-11 столетий. 


    Фрагмент резного костяного диптиха 4 века. Дары императору Константину.

    Одежда черняховцев изготовлялась из льняных, конопляных и шерстяных тканей, остатки которых сохранились в окислах металлических предметов в могильниках. Рубахи имели туникообразный крой с прямыми длинными рукавами. Носились они на выпуск по верх узких штанов. Поверх рубахи одевали кожаную одежду с короткими или длинными рукавами, которая дополнительно подпоясывалась. Кроме плащей из верхней одежды существовало одеяние, по типу поздней свитки, которое запахивалось на одну сторону и подпоясывалось.


    Селяне в праздничном одеянии. Черняховская культура.

    На голове мужчины носили конические шапки-клобуки сделанные из плотной ткани и меха. Для прочности и поддержания формы некоторые шапки подбивали березовой корой.

    В 3-4 веках были ещё распространены архаичные формы обуви – поршни и постолы, сделанные из одного, двух кусков кожи и удерживаемые на ногах ремнями и пряжками. 


    Реконструкция обуви из мужских погребений Черняховской культуры 
    сделанная Е.Хайрединовой и О.Петраускасом

    По глиняному изображению чобота (Музей археологии Института археологии НАНУ) можно утверждать о появлении в этот период обуви более сложного покроя – чобот, сшитых из нескольких кусков кожи с подшивной подошвой. Украшениями мужского костюма являлись кольцеподобные серьги в одном ухе, фибулы, бронзовые пряжки на поясе, а так же обуви и головных уборах (у знати). Одежду княжеского чина или знатного дружинника можно дополнить золотыми римскими медальонами, которые встречаются в погребениях на территории лесостепной зоны. Как утверждал Б.Рыбаков, это были военные трофеи.


    Комплекс одежды селянина и знатного дружинника.  Черняховская культура.

    У женщин костюм состоял из нескольких рубах, которые носили в комплексе с верхней безрукавной сорочкой из плотной ткани. Часто одежда украшалась вышивкой и разноцветными бусами из стекла. Из металлических украшений в ходу были фибулы, разнообразные подвески. Особенностью убранства одежды черняховцев были металлические гребни, выгнутые спинки которых напоминают обережные украшения Севера. Гребни подвешивали, как правило, на пояс. Поскольку пояс всегда служил сильным оберегом, на него нашивались так же бубенцы и амулеты, выполненные из бронзы. Про головной убор женщин этого периода информации почти нет. Возможно, это были платы закрывавшие волосы сзади по типу зарубинецких, а так же убрусы, намитки с отворотами которые носили замужние женщины. Девушки использовали тонкие покрывала, закрепляемые на голове бронзовыми венцами или тканевыми очельями к которым подвешивались так называемые височные кольца. В женском костюме присутствовали в большом количестве подвески и бусы, изготовленные из разнообразных материалов: стекла, металла, янтаря, кораллов, полудрагоценных камней, кости. Кроме бус местного производства, черняховцы широко использовали изделия, привезенные из Рима, Константинополя, Египта.


    Праздничная одежда женщин Черняховской культуры.

    Черняховская культура, вобравши в себя традиции предшествующих поколений в сфере культуры и искусства, обогатила их новыми формами и стала яркой точкой начала собственно словянской культуры, которая, постепенно развиваясь, дошла до летописных времён…


    Список использованных материалов:  Зинаида Васина «Україньский літопис вбрання». Перевод с украинского – Орей.


    Источник: http://orei.livejournal.com/103801.html
    Категория: Историческая реконструкция | Добавил: Яковлев (03.08.2008)
    Просмотров: 1455
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]