Светлана Кудрявцева - Караускайте
Вот
уже три века историки спорят о происхождении
славянской государственности и о степени
влияния на ее формирование, так называемого,
варяжского элемента.
Актуальность этой темы просто
удивительна…
Это свидетельствует о нашем
желании не быть «Иванами, не помнящими родства» и
о стремлении это родство отыскать, часто любой
ценой.
Норманнисты и антинорманнисты XVIII – XXI
веков находят все новые и новые аргументы в
защиту своих взглядов и спору не видно конца.
Долгие годы в советской исторической
науке господствовали взгляды антинорманнистов,
усовершенствованные академиком Б.А. Рыбаковым.
В конце XX века в
официальной науке, и в школьных учебниках
истории, разумеется, почти безоговорочно
утвердилась норманнская теория.
Но
грустно то, что и вчера и сегодня,
основополагающим аргументом для выбора и защиты
той или иной точки зрения являлась и является
политическая конъюнктура и политический заказ.
В годы существования СССР за железным
занавесом никакого иностранного привнесения
государственности на наши земли в древности быть
не могло. Тогда и появилась версия академика Б.
Рыбакова о происхождении названия Русь от реки
Рось, притока Днепра в земле полян. Эта точка
зрения вошла во все учебники, а наше поколение,
учившееся по ним, привыкло воспринимать эту
версию как данность. Интересно, а почему эта
версия не является основополагающей сегодня, не
потому ли, что Украина у нас теперь «самостийна и
незалежна» и, следовательно, Киев – мать городов
русских, лежит не на российской земле. Речка-то
Рось, от которой происходит Русь – Россия теперь
тоже течет по земле Украины… Вот незадача…
Зато современная Россия ориентируется в
развитии своем на Запад, и, согласитесь, настало
самое время вспомнить взгляды незабвенных
академиков Миллера, Байера и Шлецера – авторов норманнской
теории.
Ведь в западных учебниках истории,
например, в книге из исторической серии для детей
«Викинги», издаваемой Оксфордским
университетом, прямо называется Древнерусское
государство в числе государств, основанных
норманнами.
Правда, в нашем современном учебнике
истории России 6 класса сказано: «в IX веке
сложилось два крупных восточнославянских
объединения, в которых правили варяжские князья.
Одно находилось на Севере, в Приильменье, с
центром в Новгороде, другое—на Юге, в
Приднепровье, с центром в Киеве».
Так что, давайте примем за основу, так
называемую, «центристскую теорию», согласно
которой государственность у восточных славян
возникла независимо, в ходе развития «военной
демократии», а вот функции военных вождей,
князей—предводителей, могли выполнять и
выполняли, как местные (Мал Древлянский), так и
приглашенные (Рюрик) лидеры.
Так что страшного—то в извечном споре
норманнистов и антинорманнистов и нет ничего.
Обе точки зрения вполне приходят к общему
знаменателю.
Поэтому я лично не вижу ничего страшного
в том, что по крови Рюриковичи были скандинавами.
Ведь, согласно Л.Н. Гумилеву, человек
является членом того этноса, к которому он сам
себя причисляет. В истории сколько угодно
подобных примеров.
И для наших предков проблема, кто варяг,
кто славянин остро не стояла, и нет свидетельств
этого, ни письменных, ни археологических.
А ведь историку так хочется
узнать другое…
Хочется знать, хоть что—нибудь, о жизни
Рюрика… Откуда он пришел, кем был прежде?
Является ли он упоминаемым в европейских
хрониках Рериком Ютландским, а если нет, то кто
он?? Где Рюрик начал первоначально княжить, как
умер, где погребен???
Смотрите, одни вопросы…
А Олег? Кем он приходился Рюрику? Почему
не передал престол Игорю, когда тот вырос? Почему
имена Олег и Ольга имеют один родовой корень? Что
делал Олег с 882 по 907 годы, ведь в летописях об этом
ни слова? Как человек в достаточно преклонном,
если верить Нестору, возрасте наводил ужас на
греков, ставил корабли на колеса и прибивал щит
на врата Царьграда? Был ли в древней русской
истории один Олег или, как считают сейчас
некоторые исследователи, их было, как минимум,
двое, а то и трое?
И опять вопросов больше, чем
ответов...
Теперь Игорь… Если это сын Рюрика,
почему он не княжил самостоятельно до смерти
Олега? Если не сын Рюрика, то кто он? Почему о его
долгой жизни известны лишь два—три факта, зато
последний поход на древлян и смерть описаны так,
как будто Нестор сам при сем присутствовал? Как
мог человек умереть, будучи около 70 лет от роду, и
оставить малолетнего сына Святослава, да еще,
если учесть, что женился Игорь на Ольге, по
летописи, в 903 году, то есть за 41 год до смерти???
И снова белые пятна на белом
фоне...
Жизнь Ольги известна несколько лучше, но
это не относится к периоду до смерти Игоря.
Неизвестно, например,
сколько ей было лет, когда она стала вдовой?
Можно только гадать, та ли это Ольга, что
в 903 году вышла за Игоря или другая женщина из
Олегова рода?
А уж тогда, когда жизнь Ольги описана
подробнейшим образом, просто нет спасения от
вопросов…
Почему сама за Мала Древлянского не
пошла, а сына женила на Маловой дочери? Ведь факт
княжеского происхождения Малуши сегодня
принимается многими историками как почти
достоверный. Почему Владимира, сына Святослава и
Малуши, не пустили княжить на землю предков, а,
вместо него там посадили его брата Олега
Святославича? А сам Владимир, кстати, поступит
иначе, он старшенького своего, Изяслава, отпустит
с Рогнедой княжить в землю деда Рогволода.
Почему именно Ольга, женщина, привела в
порядок Древнерусское государство, установив
уроки и погосты?
Ведь это, между прочим, факт, ставящий
точку на вопросе о том, кто основал Киевскую Русь
как государство! Кто, как не Ольга!
Такое впечатление, что кто-то (интересно,
кто?) тщательно скрыл часть
фактов при написании «Повести временных лет».
Наша первая летопись, в большей степени
не отвечает на вопросы, а ставит их...
Примерно такая же ситуация складывается
при попытке изучения деяний Святослава,
Ярополка, Святополка, Ярослава, не говоря уже о
Борисе и Глебе…
Думаю, что попытки исследований и
объяснений, основанных на анализе исторических
источников, недостаточны для составления
целостной картины нашей ранней истории. Нужно
искать другие методы поиска ответов на все эти
вопросы.
Думаю, большая часть ответов
лежит в нашей древней земле…
Археология в вопросе о возникновении
Русского государства и о первых русских князьях
не только не сказала своего последнего слова, она
еще почти никакого слова не сказала…
Знаменитые раскопки Новгорода и их результаты, во многом,
известны, но, смею думать, что этот, сам по себе
богатейший пласт, лишь капля в море того, что таит
в себе русская земля.
Моя ученица, Елена Капрова, в 2004 году
путешествовала по Скандинавии. Там хранитель
одного из музеев, посвященных эпохе викингов,
сказал, что о своих,
западных викингах, скандинавские, английские,
ирландские, американские историки знают очень
многое. А вот о восточных викингах, тех самых,
которые ходили в походы по Вуоксе, Неве, Ладоге,
Ильменю – известно значительно меньше, этот
вопрос еще ждет своего изучения.
Действительно, по всей Европе викинги
оставили нам в наследство: открытые ими острова и
континенты (Шетландские, Фарерские о–ва,
Исландию, Гренландию, Северную Америку, наконец,
это теперь тоже археологически доказанный факт),
основанные ими города
(Йорк, Дублин). Во Франции и Англии существуют и
сегодня сотни географических названий с
окончанием на «кур» (от gord) -
Лодинкур, Безанкур, на «виль» (Мезонвиль), на «бо»
или «бю» (Клерамбо, Элльбеф). Эти название
происходят от земельных пожалований конунгов –
завоевателей своим кормчим и викингам на
захваченных территориях. В Англии существовала
целая система правовых норм (область Датского
права), правили скандинавские конунги (Рагнар
Кожаные Штаны, Эйрик Кровавая Секира, Кнут
Датский)…
А что у нас, на Востоке?
Древнескандинавские саги полны
сведений о походах викингов на Восток Европы и,
что особенно интересно, о людях, которые в них
участвовали, о ярлах, которые правили на Севере
нашей с вами Родины…
Эти сведения никто не прячет, они лишь
ждут своего изучения, причем, с археологическими
инструментами в руках.
Нужно искать и вести раскопки в Старой
Ладоге, Олонце, в бассейне Вуоксы, которая в
древности была проливом между Ладогой и Финским
заливом, как и Нева и там сохранились остатки
древних городищ и гаваней. Нужно продолжать
раскопки в Новрогоде и,
особенно на Рюриковом городище. Нужно копать в
Изборске и Белоозере, не зря же они упомянуты в
«Повести временных лет» в рассказе о призвании
варягов. Нужно вести поиски в Стране Биармов
(Перми Великой), ведь туда чьи только следы не
ведут: от полулегендарного Оттара до Олава
Святого Норвежского.
В последнее время предпринимается ряд
шагов в этом направлении: создана серия
телепередач об отлогосках древнейших легенд
Изборска, Белоозера, Ладоги, Новгорода.
Воскрес интерес к курганам и сопкам.
Есть даже версии о возможном месте погребения
Рюрика. До сих пор не исследован Олегов Курган в
Ладоге и не раскопаны другие ладожские курганы.
Это, безусловно, потребует огромных сил
и средств, но результат будет того стоить при
любом раскладе.
В любом случае, мы узнаем
археологическую правду, какова бы она ни была,
норманнистской или антинорманнистской.
Не нужно только этой правды
бояться…
Так когда же появится новый Шлиман,
который возьмет в руки произведения, как нашего
Нестора, так и исландского Снорри Стурулсона и
пойдет с заступом в руках проверять букву за
буквой Источника.
Ведь тайна триумфа Шлимана, который
нашел Трою точно по тексту Гомера, основывается
на вере в «Илиаду» как в исторический источник.
Очень хочется надеяться, что мы
дождемся такого Шлимана и, наконец, узнаем, если
не всю правду, а это просто невозможно для
археологии, то, по крайней мере, многое из
таинственного и легендарного Времени, когда
земля наша была «велика и обильна, а наряда в ней»
не было.
И только тогда, может быть, станет
ясно, откуда «есть пошла Русская земля»!ссылка - http://www.times248.ru/TIMES/times/times-018/pages_018/003-pages-historyk_1.htm