Меню сайта |
|
|
|
Категории каталога |
|
|
|
Форма входа |
|
|
|
Поиск |
|
|
|
Друзья сайта |
|
|
|
|
Приветствую Вас, Гость · RSS |
27.11.2024, 18:00 |
Символика Рюриковичей (Примечания и комментарии)
Примечания и комментарии
Серия деревянных пломб-цилиндров мечника для
опечатывания мешков с пушниной найдена в Новгороде. На одной из них прочерчен
трезубец – геральдический знак Владимира Святославича, княжившего в Новгороде в
970–980 годах. См.: В. Л. Янин. Я
послал тебе бересту. М., 1998. С. 338–340.
Киселев Максим. «Тайны варяжских гостей» / Газета «Псковская
губерния». / № 40 (409) 08–14 октября 2008 г.
Фактически город Рерик не локализован. Был ли он в земле ободритов или
последние только пытались его захватить – вопрос открытый. После дискуссии, в
которой принимали участие многие мировые имена (Нидерле, Фасмер, Маттей, Белтз,
Кроггман и др.) версию Шафарика напрочь отбросили. Дело в том, что источники
отчетливо говорят о территории, принадлежащей датчанам: "lingua
danorum Reric dicebatur". Видно ободриты (князь Дрожко) пытались здесь
обосноваться, что заставило в 808 г. конунга Готфреда уничтожить факторию и
перевести жителей в Гайтабу (Haithabu).
Еще Л. Д.
Нидерле обратил внимание, что Шафарик не учел замечание источника, где четко
сказано “lingua danorum Reric dicebatur”
(808, 809 гг.). (Annales Regni Francorum / Ed. G. H.
Pertz, F. Kurze // Scriptores rerum Germanicarum in usum scholarum. Hannoverae,
1895. P. 126).
Шафарику
возражали многие (большинство предлагали германскую этимологию названия и
предполагали германский или датский характер поселения), одновременно шел поиск
места, где находился этот город или эмпорий (в 808 г. датский конунг Готфред
переселил жителей и купцов в Гайтгабу, но полностью поселение не уничтожил, так
как в 809 г. здесь был убит ободрицкий князь Дрожко – Annales Regni Francorum. Р. 129).
Лит.: Wigger F. Mecklenburgische Annalen bis zum
Jahre 1066. Schwerin,
1860
Läffler L. Handelsstaden vid
Östersjön som på danskarnas språk kallades Reric // Namn
och bygd, T. 7, 1919. S. 25–26
Vogel W. Das
emporium Reric, Festskrift til Halvdan Koht. Oslo, 1933. S. 85–92
Vasmer M. Germanen und Slaven in alter Zeit
// Namn jch bygd. T. 21. 1933. S.128–130
Koczy L. Sklawanja Adama Bremeńskiego
// Slavia Occidentalis. T. 12. Poznań,
1933. S.217
Beltz R. Der Burgwall von Alt-Gaarz (Mecklenburg)
// Nachrichtenblatt fűr Deutsche Vorzeit. T. 11. 1935. S. 107; Id., Reric und Thrasiko, Zwei Namen unserer
frűhesten Geschichte // Monatshefte fűr Mecklenburg.
1938. S. 220; Id., Zu Reric // Mecklenburg. T. 34. 1939. S.175–177
Kroggmann W. Reric // Jahrbűcher des
Vereins fűr mecklenburgische Geschichte und Altertumskunde. T. 103. Schwerin, 1939. S.77–84
Vries J.
Altnordisches etymologisches Wörterbuch. Leiden, 1962
Doberan Kr. Ein Beitrag zur Lage von Rerik //
Varia Archaeologica. Berlin,
1964. S.237-254
Herrmann J. Siedlung, Wirtschaft und
gesellschaftliche Verhältnisse der slawischen Stämme zwischen Oder /
Neisse und Elbe. Derlin, 1968. S. 19
Leciejewicz L. Miasta Słowian
pólnocnopołabskich. Wrocław,
1968. S. 20.
Ободриты – это союз племен куда входили Вагры (центр в Старгарде), Полабяне
(Ратибор), Ререги (Мехлин, позже Магнополис, нем. Мекленбург), Глиняне, Варны
и, возможно, Чижане и Чрезпеняне. Союз этот распался в середине IX века, но уже в VIIIПрим.
Л. В. Войтовича. веке эти племена
имели отдельные княжеские династии, представители которых зафиксированы в
источниках. В частности династия князей ререгов-ободричей: Викан
(789) – Дрожко (798, 808, 809) и его соперник Годелаиб (Богуслав?), 808 –
Славомир (817, 823) и Чедрог, син Дрожко (823) – Гостомисл (844) и
Добомисл (862). Далее союз распался и последующие князья упоминаются аж в 955
г. (Стогнев и Након). И т. д. Все попытки тождества Гостомыслов,
равно ж и тождество ругов (кстати германского племени) с русами, уже были.
Возвращаться к этому нет смысла.
О роде Рорика Ютландского:
Источники (анналы Эйнхарда (741–829), Фульденские анналы (680–901), Бертинские
анналы (741–882). Анналы епископа Пруденция (835–861) и реймского архиепископа
Гинкмара (861–882), Ксантенские анналы (640–874), Норманнская хроника
(820–911), Житие св. Анскария (831–865) и др.) довольно противоречивы. Из них
следует, что Хальвдан Старый был представителем династии конунгов Ютландии,
находящихся в близких родственных отношениях с конунгами Дании (Скольдунги
происходили от конунгов королевства Лер) и Норвегии. Ютландская династия была
младшей линией датских Скольдунгов либо так сильно переплелась с ней, что
Хальвдан сам претендовал на датский трон в 810–812 гг. Источники называют
четверо сыновей Хальвдана: Ануло, Гаральд Клак, Регинфрид и Хемминг.
Ксантенские и Фульденские анналы под 850 г. называют Рорика младшим братом Гаральда,
другие источники – племянником. Большинство исследователей сходятся на том, что
Рорик был самым младшим сыном Хальвдана, другие – внуком Хальвдана и сыном
Ануло. Известно, что Ануло и Регинфрид погибли в начале 810-х во время борьбы
отца за датский престол. Хемминг погиб в 837 г. (Пчелов Е. Генеалогия древнерусских князей. Москва, 2001. С.71–72).
Е. А. Мельникова считает, что Рорик был сыном Хемминга (История Дании. Т. 1.
Москва, 1996. С.42). Я склоняюсь больше к версии Ф. Крузе (Крузе Ф. О происхождении Рюрика // Журнал Министерства Народного
Просвещения. 1936. Январь. С.43–73, Июнь С.513–517) и В.Фогеля, считавшими
Рорика младшим сыном Хальвдана. Прим.
Л. В. Войтовича.
О
взятии Ладоги:
– Сага о Хальвдане, сыне Эйстейна
повествует о том, что в Альдейгьюборге
правил старый конунг Хергейр, имевший жену Исгерд и дочь красавицу Ингигерд
(“она была прерасней всех девушек”) Эйстейн подошел к Альдейгьюборгу со свом
войском (“у Хергейра войска было мало”), завоевал этот город; после него
конунгом стал Хальвдан, который в дальнейшем завоевал Бьярмаланд (Корелу) и
вернулся с победой в Альдейгьюборг.
– Сага о Стурлауге рассказывает,
что Альдейгьюборг, где и правил старый конунг Ингвар, имевший дочь Ингигерд
(“она была прекраснее всех женщин и очень мудрая”), которая отказала Фрамару,
прибывшему в Альдейгьюборг с 60-ю ладьями. Тогда Фрамар вернулся в Швецию,
получил помощь Стурлауга, который занял город, сделал Фрамара конунгом и отдал
за него Ингигерд. И правил сначала Фрамар “советуясь с лучшими людьми в той стране”).
– Сага о Хрольве Пешеходе (о том же): “Хреггвид звался конунг, он правил в
Хольмгардарики… дочь, которую звали Ингигерд; она была прераснее и обходительнее
всех женщин во всей Гардарики”)
– Сага о Тидреке Берском, Песня о Хюндле из Старшей Эдды; и, наконец, Младшая
Эдда Снорри Стурлусона: “Конунга звали Хальвдан Старый, он был славнейший
из всех конунгов… Он был великий воин и далеко ходил на Восток, там он убил на
поединке того конунга, которого звали Сигтрюгг, он женился на той женщине,
которую звали Альвиг Мудрая, дочери конунга из Хольмгарда, у них было 18
сыновей…”
Из этих фрагментов я сделал
вывод, что этот ряд саг (все они из цикла “саг о Древних временах”) отображает
реальные версии удачного нападения на Ладогу ок. 852 г., или ранее. В этом
нападении принимали учасние вожди Хальвдан Старый, его отец Эстейн, тесть Эймунд, Стурлауг, его сын Хрольв и
товарищ Фрамар. Предение это пересказали разные скальды, сделав главными
героями своих заказчиков (Войтович Л.
Княжа доба на Русі: портрети еліти.
Біла Церква, 2006. С.199). Возможно, также, что удачных нападений, о которых
рассказывают саги, было два – первый раз Эстейн захватил Ладогу где-то в конце VIII в. и посадил там Хальвдана, который позже
вернулся в Ютландию. А ок. 852 г. уже швед Фрамар при помощи Стурлауга овладел Ладогой, которую потерял
после восстания 860 г., логично, что ладожане обратились к Рорику, сыну
Хальвдана, чтобы с помощью датских викингов отбиватся от шведских (там же,
С.199-200). Прим. Л. В.
Войтовича.
«В конце IX – первой половине Х в., в
качестве родового изобразительного символа правящей на Руси династии использовался
простой двузубец. Вплоть до III колена включительно
происходило наследование родового двузубца, передававшегося от отца к старшему
или единственному сыну. В середине Х в. начинается постепенный переход от
родового знака к знакам лично-родовым: Ярополк при жизни отца пользовался
двузубцем с ножкой, усложненной крестом, Олег использовал двузубец с
раздвоенной ножкой а Владимир, очевидно, не получивший права на использование
двузубца, уже при жизни отца пользовался трезубцем. После гибели Святослава (971)
Ярополк принял родовой двузубец, а Владимир продолжал пользоваться трезубцем. В
XI в. процесс перехода от родового знака к лично-родовым знакам становится
необратимым, поскольку сыновья Владимира Святого, унаследовав от отца трезубец,
пользовались знаками, отличавшимися от знака Владимира: старший сын, Вышеслав,
наследовал отцовский трезубец, усложнив ножку крестом, а его младшие братья,
сохранив без изменений форму ножки отцовского трезубца, усложняли форму
центрального зубца. Принцип наследования знака, при котором старший сын меняет
форму ножки отцовского знака, а младшие сыновья изменяют форму зубца, прослежен
и у представителей VI–VII колен рода Рюриковичей – внуков и правнуков Владимира
Святого.
Система
социально-престижных изобразительных символов, опирающаяся на разработанные
правила наследования и соблюдаемая всеми участниками процесса, отвечает
требованиям, которые предъявляются к геральдике. Таким образом, в X–XI вв. на
Руси существовала своеобразная геральдическая система, а дошедшие до нас знаки
Рюриковичей являются теми самыми гербами, из которых состоит эта система
(Белецкий 2007).
Зарождение
древнейшей русской геральдики относится к концу IX в., когда о трезубце, вторичном по отношению к двузубцу, речи еще не
было. Следовательно, искать корни древнерусской геральдики следует в знаковых
системах IX в., основанных на
фигуре двузубца. Однако ни в Скандинавии, ни в Западной Европе знаковые системы
VIII–IX вв., в основе которых находилась бы фигура
двузубца, мне не известны. Таким образом, социально-престижный изобразительный
символ в виде двузубца не был принесен первым династом из-за моря, а появился
уже в Восточной Европе.
Поиски
истоков двузубца Рюриковичей среди знаков Боспорского царства первой четверти I тысячелетия н. э. и знаков на подвесках
середины I тысячелетия н.э. представляются мне
некорректными по хронологическим причинам: те и другие бытовали на несколько
столетий раньше знаков Рюриковичей, и связующие звенья между ними отсутствуют.
По хронологическим же причинам представляются некорректными поиски истоков для
древнейшей русской геральдики среди золотоордынских тамгообразных знаков:
знаки, зафиксированные на монетах Орды, становятся известны на Руси на
несколько столетий позднее появления знаков Рюриковичей. Таким образом, большинство
известных знаковых систем Восточной Европы нельзя рассматривать в качестве
исходных для системы социально-престижных изобразительных символов князей
Рюрикова дома.
Единственным
исключением остается Хазарский каганат. Среди граффити Хазарии VIII–IX вв. серийно
представлены простые двузубцы, сходные с древнейшими русскими княжескими
знаками. Поэтому я не исключаю, что тип социально-престижного изобразительного
символа в форме двузубца был заимствован основателем династии Рюриковичей
именно от Хазарского каганата. В свете давно отмеченного; здесь же основная
историография) заимствования Русью от Хазар титула правителя («хакан») в таком
предположении нет ничего невероятного. Правда, титул «хакан» известен у «росов»
с конца 830-х гг. (Древняя Русь, 1999: 288-290), так что заимствование титула и
социально-престижного изобразительного символа вряд ли произошли одновремено:
первое из этих заимствований по крайней мере на четверть века опередило второе.
Пока не
удается проследить ни истоки появления у хазар изобразительного символа в форме
двузубца, ни какие-либо хронологические закономерности (и, тем более,
генеалогические правила) в изменении знаков Хазарии. Однако эти сюжеты уже
выходят за пределы темы доклада».
Из доклада С. В. Белецкого 15 мая 2007 на конференции в Государственном Эрмитаже.
(По любезно предоставленному для этой электронной публикации авторскому
экземпляру – А. Ч.).
Высоцкий С. А. Светские фрески Софийского собора в Киеве.
Киев, Наукова думка, 1989. С.107.
Источник: http://www.chernov-trezin.narod.ru/GerbRurika.htm |
Категория: Историческая реконструкция | Добавил: Яковлев (04.06.2009)
|
Просмотров: 1149
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|