Искусство, письмо и другие знания. Песни
и музыка
Ни один
вид развлечения славяне не любили так, как песню, пляску и музыку. Еще и ныне
славянин любит пение, он поет в радости и в печали, во время работы и отдыха.
Тысячелетия тому назад пели постоянно, вероятно, больше, чем теперь, на
свадьбах и на похоронах, на общественных и семейных празднествах.38
А с
песней неразрывно были связаны пляска и инструментальная музыка. Sclavus
saltans было, по-видимому, обычным понятием в IX или X веках.39
Об этом
свидетельствует также множество других самых достоверных сообщений. В различных
церковных проповедях и поучениях, о важности которых для ознакомления с концом
славянского язычества я уже говорил выше (с. 298), в частности в русских
проповедях, которых сохранилось больше всего, постоянно звучит жалоба на то,
что русский народ в определенные дни недели (в субботу), а также во время
различных годовых празднеств собирается на деревенской площади или за деревней
для разнузданных увеселений, на которых много пьют, пируют, предаются суевериям
и занимаются жертвоприношениями рожаницам, феям и другим бесам, но больше всего
пением, плясками и музыкой. Церковь безуспешно пыталась искоренить это
"бесовское" или "сатанинское" пение и пляски.40 Все было
напрасно. Народ тяготел к этим развлечениям, сопровождающая их музыка была ему
во сто крат милее, чем монотонное пение в церквах. В 1068 году Киевский
летописец горько жалуется, что на увеселительных празднествах полно народу,
тогда как церковь зияет пустотой...41
В
остальном же о характере этих древних песен и плясок нам ничего не известно. По
современным песням славян до сих пор не удалось создать представление об
основах праславянской музыки.42 Нам не известна ни ее форма, ни тональность и
такт, но, возможно, гармония тонов и минорная тональность современной народной
музыки уже праславянские. Древние песни были чаще всего хоровые, но в отдельных
случаях возникали уже первые любовные песни. Были ли в те древние времена у
славян также свои героико-эпические песни, прославляющие князей и героев,
достоверно не доказано. Однако весьма вероятно, что на празднествах, в
частности во время пиршеств на княжеском дворе, специальные певцы пели такие
панегирические песни. К ним относился, по-видимому, и мифический Боян конца XI
-- начала XII века, о котором неоднократно упоминается в "Слове о полку
Игореве" и который воспевал славу и печаль русской земли в боях с
половцами, перебирая при этом струны лютни.43 Вообще же русские былины и
южнославянские эпические песни засвидетельствованы только в более поздние
времена.
Но если
мы так и не можем ничего сказать о характере славянских песен и плясок, то нам
достаточно известны музыкальные инструменты, на которых играли славяне в X и XI
веках или которые им были по крайней мере известны. Во время упоминавшихся уже
субботних развлечений и на празднествах, а также на свадьбах и похоронах
обычным инструментальным аккомпанементом был оркестр из четырех инструментов,
которые следует считать инструментальной основой славянской музыки: труба,
свирель, бубен и гусли. Это была музыка - слав, гульба, гуденье -- в подлинном
смысле слова. Славянская литература XI и XII веков подтверждает эту типичность
характера славянской музыки целым рядом свидетельств, собранных мною в другом
месте.44 В них неизменно встречаются упомянутые четыре основных инструмента.45
Имеются еще, однако, более древние интересные сообщения, такие, например, как
записанный Феофилактом Симокаттой известный рассказ о трех славянах с лютнями в
руках, приведенных к императору Маврикию в 591 году,46 и затем несколько
арабских сообщений IX и X веков, в которых упоминаются у славян разного вида
восьмиструнные лютни, тамбурины и свирели, в частности особые большие свирели
длиной в два локтя47.
От этих
инструментов ничего не сохранилось, за исключением лишь небольших свирелей,
найденных в курганах, едва ли славянских. Однако мы можем все же получить
достаточное представление о них по рисункам последующих XII-XIV веков, а кроме
того, сравнивая формы, сохранившиеся у славян и у соседних им литовцев или
финнов. Труба (старослав. troba), рог (рогь) и свирель (древнерусск. пищаль,
свирель, сопель, свистокъ) имели обычную простую форму, сохранившуюся и поныне
у славянских пастухов. То, что славянский пастух уже в X и XI веках носил
свирель или флейту, подтверждается древними рисунками; выражение "пастырiе
свиряюще" является также одним из древних в славянской литературе, так как
встречается дважды в "Житии св. Наума" X века48. Хуже обстоит дело с
древним барабаном (бубном) (старославянск. бобьнъ), о форме которого нет
определенного представления. Он связывается с лат. tympanum и греч. tumpanon, форма
которых известна и которые были знакомы славянам уже в X веке, однако на
чешских миниатюрах XIII и XIV веков барабан изображается уже в виде высокого
пустого тулова, обтянутого кожей, по которому били палочкой.49 К какому из этих
инструментов больше приближался русский бубен X и XI веков, я не могу сказать.
В римском патерике X века упоминается "бубн кумбальский",
соответствующий греч. ton kimbalon.50
Наиболее
интересным инструментом были древние славянские гусли (гусли от глагола gosti),
сильно отличающиеся своей формой от современных гуслей. В ряде упоминаний в
древних текстах определенно указывается, что инструмент, называемый гусли, не
имел еще смычка и что на нем играли, ударяя по нему пальцами или какими-то
палочками. В переводах этот термин употребляется также вместо греч. kithara или
lyra и т. п. Из этого ясно, что древние славянские гусли имели приблизительно
ту форму, какую мы видим на некоторых миниатюрах XI-XIII веков и какая
встречается еще у литовских kankles и финских (карельских) kantele, kannel, эта
форма существовала также и в славянской России еще в XVIII веке. Это была
плоская продолговатая доска, овальная или с прямыми гранями, на которую
натягивалось не менее трех струн и которую музыкант, стоя, поддерживал снизу
левой рукой, а сидя -- клал на колени.51 Только позднее название гусли перешло
на инсгрумент, из струн которого звуки извлекались смычком. Когда и где он
появился и откуда перешел к славянам, мне неизвестно. Гусли со смычком у славян
до XIII века мне неизвестны. Впоследствии, однако, развитие их было очень
разнообразно.
С этой
точки зрения я не могу, естественно, согласиться с теми, кто объявлял смычковые
гусли, в частности сербские одно- или двухструнные гусли, древним славянским
изделием и предполагал, что и арабы заимствовали свои подобные инструменты у
славян.52
Кроме
этих четырех основных инструментов, славянам были известны еще и некоторые
другие. Из дудок сюда относятся слонъница, самара, засвидетельствованные уже в
XI веке, затем греческие organon, organa (древнеславянск. орган, орган, отсюда
варганы), засвидетельствованные в славянских текстах X века; из ударных
инструментов кымбал (цимбалы), из струнных цевница, търняя, прегудъница (XI
века), лютня и танбур арабских источников, затем psalterium (псалтырь),
состоящий из треугольной или квадратной рамы, на которую натягивали ряд струн
(засвидетельствован в XI веке). Ряд других инструментов не засвидетельствован
для столь ранних времен, но старинная кобза, древнейший чешский струнный
инструмент, по-видимому, все же существовала53.
Но из последних почти все инструменты были
славянам более или менее чужды и употреблялись лишь в виде исключения. Типичный
древнеславянский оркестр состоял из дудочника (флейтиста), барабанщика
(альтиста) и гусляра. В таком ансамбле могли играть, конечно, только те, кто
приобрел достаточный навык во владении инструментом. Естественно поэтому, что в
деревнях и городах постепенно выделились музыканты со значительной практикой и
искусством игры и что со временем из таких музыкантов-любителей развились
профессионалы, игравшие за вознаграждение. Упоминания о такой прослойке мы
читаем уже в текстах XI и XII веков, на Руси же из этих людей создавались
бродячие труппы так называемых скоморохов (скоморохи, игроки, гусельники),
которые были, конечно, не только бродячими музыкантами, но и комедиантами,
акробатами, плясунами, фокусниками со всеми привлекательными и
непривлекательными качествами подобных людей. Этих непривлекательных качеств
становилось все больше и больше, так что в конце концов в XVII века русским
властям пришлось насильственно ликвидировать скоморохов.54
38 Свадебная
песня упоминается в Поучении Владимира Мономаха 1096 года (Лаврентьевская
летопись, 244).
39 Ermenricus Augiensis (Mon. Germ., II.101).
40 В славянских
текстах имеется для пения общепринятый древний термин peti (пение, песнь), для
танца с песней _ термин plesati (плясать), и для уяснения силы характера
славянского народа интересно то, что слово плясать является одним из немногих
слов, заимствованных у славян германцами (см. готск. plinsjan -- <греч.>
в библии Ульфилы).
41
Лаврентьевская летопись, 166.
42 Когда-то это
попытался сделать Л. Риттер из Риттерсберга (Myslenky о slov. zpevu. Литер,
прилож. к Venci , Praha, 1843; Pravlast slov. zpevu, Cas. Ces. Musea,
1846), но без достаточного материала. См. J. Hordk, Narod. vestnik, XV, 143.
43
"Слово" (ed. Erben), 1 и сл. Также в других источниках (см. Поли.
собр. русских летописей, II, 180, 187) упоминается о подобных песнях на
княжеских пиршествах. См. прежде всего В. Ягич, Gradja za slov. nar. poeziju
(Rad. XXXVII, 77) и Е. Аничков, Язычество и древняя Русь, 184, 192, 205 и сл.
44 Собранную
литературу о древних славянских музыкальных инструментах см. в моей статье
"Pocatky slowanske hudby" в "Вестнике этнографии" (Прага,
1914, 49, примечание 41) и данную в "Ziv. st. Slov.", III, 707.
45 В те времена
на княжеских дворах было уже, конечно, много музыкантов и самых различных
музыкальных инструментов, занесенных с чужбины. Такую музыкальную сценку
наглядно изображает фреска, нарисованная византийскими умельцами на лестнице
храма св. Софии в Киеве (рис. на с. 447), где мы видим, помимо двух плясунов,
еще музыкантов, играющих на флейте, свирели, лютне, арфе (псалтерион) и
тарелках.
46 Theoph.,
VI.2.
47 Ибн Русте
(Гаркави, указ, соч., 265); Гардизи (ed. Bartold), 123; неизвестный Персидский
географ (ed. Туманского), 121; Al. Bekri (ed. Rozen), 55; Ибн Фадлан (Гаркави,
указ, соч., 98).
48 Изд. Лаврова, 9, 32.
49 Zibrt, Dejiny tance, (Praha, 1895), 36, 38.
50 Изд.
Соболевского (Киев, 1904), 8.
51 Подробнее об
этих и рассмотренных ниже инструментах см. в уже указанной моей статье и в
"Ziv. st. Slov", III, 726.
52 Kuhac, Rad.
jugosl. akad., XXXVIII, 41, 53; Троянович, Музыкальные инструменты, 9.
53 См. более
подробные доказательства в "Vestniku narodop.", 10, 61, 64, 70-72.
54 Красочную
историю их см. у А. Фаминцына, Скоморохи на Руси, СПб., 1889; Веселовский,
Разыскания, VII. Таких византийских скоморохов см. на приведенной выше фреске
Софийского храма в Киеве (рис. на с. 447).
Источник: http://malib.ru/ |