Счет
Так как
еще индоевропейцы вели счет по десятичной системе и у них существовали числа
вплоть до тысячи,66 то на этом основании мы можем сделать вывод, что и
праславяне могли считать до тысячи и именно десятичной системой. Слово sъ-to
важно, между прочим, еще и потому, что подтверждает принадлежность славян к
восточной индоевропейской группе сатем (санскр. satam, иранск. satem).
Однако
наряду с десятичной системой славянам была известна также система счета на
дюжины, хотя у них и нет специального образования чисел ниже 60 и свыше 60, как
у остальных индоевропейцев. Но славяне также издавна и много считали на
дюжины,67 и у них следует это рассматривать как влияние древних вавилонских
культур, хотя и нельзя делать на этом основании выводы о соседстве
индоевропейской колыбели с Вавилонией, как это сделал когда-то И. Шмидт68. Как
попал счет на дюжины к славянам, неизвестно. Я полагаю, что его принесли вместе
с иранскими мерами и весами арабские торговцы в период огромного расцвета
восточной торговли, известного нам на Руси и в Центральной Европе в IX и X
веках.69
При десятичном счете, в частности при
обучении детей счету, главную роль играли десять пальцев на руках. Но так же,
как вместо письменности пособием служили разные зарубки на рабуше, точно так же
и числа еще до принятия христианства обозначались различными значками для
памяти, подобными приблизительно тем, какие употребляют до настоящего времени
пастухи в моравских горах или на Балканах70. Слово число (из читсло)
засвидетельствовано уже многими источниками начиная с XI века.71
66 Сравни, в
частности, общие термины для тысяч: в готск. thusundi, в прасл. tysesta, в
древнепрусск. tusimtons, в литовск. tukstantis (Schrader, Reallex., 967).
67 См. "Ziv. st.
Slov.", 742, и Janko, Pravek, 123.
68 J. Schmidt, Die Urheimat der Indogermanen und das
europ. Zahlsystem, Berlin, 1890.
69 См. выше, с. 385.
70 Ягич, Энц.
слав, фил., 111.29.
71 Срезневский,
Материалы..., III.1522.
Древние
индоевропейцы еще в первобытное время различали зиму, лето и весну, а также
десять месячных периодов, умели делить месяц на две половины и вести счет
суткам по ночам, когда был виден месяц. Однако точно выделять времена года и
части суток отдельные индоевропейские народы научились лишь позднее, под
влиянием более развитых культур, главным образом вавилонский астрономии,
распространившей свое влияние повсюду. В частности, это было точное деление
года на четыре части, затем деление его на 12 месяцев и наименование последних,
деление месяца на 30 дней, а всего года на 360 дней, разделение суток на два
времени и создание недели из семи дней с седьмым днем отдыха.72
У
древних славян в конце их языческого периода мы находим не только унаследованную
ими индоевропейскую основу исчисления времени, но и некоторые определенные
достижения. Славяне различали четыре времени года: зиму, яръ -- весну, лето,
есенъ -- осень, и так как понятие года не было еще достаточно ясным, то они и
исчисляли года по этим временам года, главным образом по зиме или лету. Начало
этих времен года, а следовательно, и года нам неизвестны, и вообще понятие года
было еще недостаточно развито. Древний индоевропейский термин vetos,
обозначавший прошедшее лето и зиму, сохранился у славян в прилагательном vetъ,
vetъchъ в значении "древний", а русское слово "год" или
сербское и болгарское "година" означали время вообще, в частности
праздничное время.73
Наряду
с четырьмя временами года славянам были известны и месяцы (meseсь), к выделению
которых они пришли благодаря наблюдению за изменением луны от полнолуния до
полнолуния,74 что было для них, несомненно, главной основой всего измерения
времени вообще. При этом они понимали, что четыре времени года совпадают
приблизительно с 12 месяцами, но не смогли уравнять несовпадение лунного года с
солнечным. Вообще же нумерация и распределение месяцев были неточны, что лучше
всего видно по колебанию месячной номенклатуры.75 Древние славянские названия
до христианского периода и до принятия римского календаря нигде, правда, не
записаны, но мы можем восстановить их по названиям, сохранившимся у всех славян
до настоящего времени, и по названиям, которые появляются уже в текстах IX и X
веков. Эти названия следующие: secenъ, suchyj, grudenъ, prosinьcь, studenъ,
brezьnъ, travenъ, izokъ, сrьvеnь, zarevъ, srърьnъ, vresenъ, rjujinъ, listopadъ,
duben, leden, luty, kveten, rozen, kosenь, senokosь, lipenь и еще некоторые
другие. Тем не менее трудно установить их последовательность в дохристианский
период, поскольку названия эти колеблются в своем размещении внутри года и
места их постоянно меняются у различных славянских народов. Поэтому я полагаю,
что в эпоху славянского единства не существовало еще точного различия месяцев с
соответствующими названиями, но что зимой употребляли разные наименования для
морозного времени, весной -- для времени цветения берез и для времени, когда
вырастает трава, летом -- для времени, когда жали хлеба, осенью -- когда ревут
олени и когда опадают листья. Таким образом, была образована серия названий,
которые впоследствии, как только славяне расселились и оказались в землях с
различным климатом, были размещены различно, так что в X веке одинаковой
номенклатуры уже не было, и только с появлением римского календаря из 12
месяцев славянские народы получили постоянные названия различных месяцев.
С
принятием христианства к славянам проникли новые латинские названия месяцев,
новое, более точное деление года, затем деление месяца на четыре недели и на
семь дней.76 Такое разделение недели, а также соответствующие названия дней
могли появиться только после принятия христианства. Названия неделя (день
отдыха)77 и суббота имеют явно христианскую основу. Название недели перешло у
всех славян и на обозначение недели в целом, только западные славяне наряду с
этим словом образовали еще слово, состоящее из местоимения mъ и слова dъnь
(чешск, ty-den).78
Сами сутки славяне делили, в зависимости от
движения солнца, на утро, jutro, полдень, вечерь и ночь, а ночь на три части по
крику петухов. Часовое исчисление им было неизвестно, оно пришло к ним из
Германии и Царьграда лишь позднее. Слово день означало сначала лишь светлую
половину суток, но вообще сутки продолжали исчисляться по старому
индоевропейскому способу -- по ночам.
72 Schrader, Reallex., 389, 394, 547, 841, 844, 976 и cл.
73 Janko,
Pravek, 125-126.
74 Но наряду со
словом mesecь для обозначения месяца на небе у славян употреблялось слово луна.
75 О славянской
номенклатуре месяцев см. главным образом: труд Fr. Miklosich, Die slavischen
Monatsnamen, Denkschriften d. Akad., XVII, Wien, 1868. Там же и более старая
литература. Важной работой о древнерусском исчислении времени является работа
Дм. Прозоровского, О славяно-русском дохрист. счислении времени. Труды VIII
арх. съезда, III.200.
76 Herbord
(11.17) сообщает, что когда епископ Отгон Бамберский крестил в Щетине, он учил
славянский народ "о неделе, субботе, о разделении месяцев и составлении
всего христианского года".
77 То, что в
языческий период не был известен счет на семь дней и неизвестна была неделя --
день отдыха, видно из сообщения Герборда о том, что поморянские славяне не
могли понять, почему в неделю нельзя работать (Herbord, III.29).
78 См. об этом
интересный труд: P. Skok, "La semaine slav." в "Revue des Etudes
slaves", V (1925), 14-23, и дополнительное примечание Н. Дурнова там же,
VI (1926), 107-108.
Школа
Никакого систематического обучения молодежи
чтению, письму, счету и другим предметам не было. Отец учил сына своему опыту,
едва сын подрастал настолько, что мог воспринимать его, колдун учил своего
ученика, священник -- молодого адепта богослужению. Поэтому, если и есть
известия из Чехии и России о том, что там уже в X веке существовали школы для
обучения молодежи, то все эти школы были церковными, созданными после принятия
христианства с целью воспитания местного духовенства. В этих школах учились,
конечно, также юноши из знатных родов. Такую школу основал приблизительно в 900
году Спитигнев в городе Будеч, где учился молодой князь св. Вацлав79; подобная
школа была, как сообщает летопись, основана также Владимиром Великим в Киеве80.
79 Согласно
древним легендам о св. Вацлаве (Fontes rer. boh., 1.128, 149, 183) и Христиану
(ed. Pekaf), 178.
80 Лаврентьевская
летопись под 988 годом. См. A. Wanczura, Charakter pierwszej szkoly kijowskiej
Wlodzimierza Wielkiego, Lvov, 1913.
Источник: http://malib.ru/ |