Финны
На
север и восток от славян обитали финские племена. Где находилась их прародина,
мы не знаем, однако новейшие теории, устанавливающие близкую связь между
индоевропейцами и прафиннами, дают основания искать ее вблизи от европейской
родины индоевропейцев, то есть на восточных окраинах Европы, на Урале и за
Уралом. Установлено, что финны с давних времен обитали на Каме, Оке и Волге,
где примерно в начале нашей эры часть их отделилась и ушла к Балтийскому морю,
заняв берега Ботнического и Рижского заливов (позднейшие ямь, эсты и ливы).
Насколько далеко продвинулись волжские финны в среднюю Русь и где именно они
впервые встретились со славянами, неизвестно. Это вопрос, на который до сих пор
нельзя дать точный ответ, так как мы не располагаем данными предварительных
работ, как археологических (изучение финских могил), так и филологических (сбор
и исследование древней финской топонимики средней России). Тем не менее можно
сказать, что Ярославская, Костромская, Московская, Владимирская, Рязанская и
Тамбовская губернии первоначально были заселены финскими племенами и что финны
обитали ранее даже в Воронежской губернии, но как далеко они продвинулись на
запад, мы пока не знаем. В Орловской губернии, по данным А.А. Спицына, следов
финской культуры уже нет.*23 В Калужской, Московской, Тверской и Тульской
губерниях финны сталкивались с литовцами (см. далее, с. 147). Правда, Шахматов
предполагал, что во времена Геродота финны занимали бассейн реки Припяти, что
они даже проникали оттуда и в верховья Вислы (невры), однако приведенные им
лингвистические доказательства этого спорны, так же как и прежние
лингвистические и археологические теории. Последние никогда не были настолько
обоснованны, чтобы опровергнуть тезис о славянской прародине между Вислой и
Днепром. Если бы мы приняли точку зрения Шахматова, то в Восточной Европе
вообще бы не осталось места для колыбели великого славянского народа, так как
там, где ее помещает Шахматов, между нижним Неманом и Двиной, она не могла быть
как по соображениям лингвистическим (топонимика не славянская), так и по данным
археологическим.*24
Поэтому
я не могу не настаивать на том, что финнов на Волыни и в Полесье не было, а
если верна точка зрения некоторых филологов, заключающаяся в том, что между
древнеславянским и древним финским языками вообще нет никакой связи, то финны в
период праславянского единства были от славян отделены на севере полосой
литовских племен (от Балтики через Смоленск до Калуги), а на востоке либо
полосой незаселенных земель, о которых упоминает уже Геродот, либо скорее всего
клином иранских, возможно тюрко-татарских, племен. Связи финнов со славянами
установились лишь после того, как восточные славяне уже в начале нашей эры
продвинулись на севере за верховья Днепра, а на востоке за Десну и Дон, когда и
финны начали продвигаться на север, к Балтийскому морю. Но и в этом случае
финны не оказывали влияния на всю русскую землю, так как в русском языке в
целом, за исключением северных и восточных окраин России, не сказывается
влияние финского языка.
Однако
все это лингвистические проблемы; суждение о них и их разрешение мы должны
предоставить специалистам-филологам.
О
появлении финнов в истории можно говорить более определенно лишь с I века н.э.
Хотя у нас и имеется ряд упоминаний и этнических наименований,
свидетельствующих о пребывании финских племен в Подонье и Поволжье за пять или
шесть столетий до этого времени, однако о некоторых из них нельзя с
уверенностью сказать, являются ли они финскими. Будины -- многочисленное племя,
которое преимущественно считают финским, -- скорее являются славянами,
обитавшими между Десной и Доном. Финнами же, видимо, являются и меланхлены,
андрофаги и иирки Геродота (Herod., IV.22, 23). Первым приводит наименование
Fenni Тацит (Germ., 46), а за ним Птолемей (III.5, 8, phinnoi). В остальном же
карта Птолемея содержит те же данные, что имеются и у Геродота. Среди
перечисленных им народов имеются, несомненно, финские. Об этом свидетельствует
также наименование Волги -- "Ра" ('Ra) (ср. мордовское rhau --
вода),*25 -- но какие именно из них были финскими, мы сказать не можем.
В IV
веке н.э. Иордан в известии о народах, которых покорил перед своей смертью в
376 году готский король Германарих, наряду со славянами (венедами) и литовцами
(аэстиями) приводит ряд наименований, большей частью искаженных и необъяснимых,
между которыми, однако, имеется несколько явных наименований позднейших финских
племен.*26 Так, под наименованием Vasinabroncas следует понимать весь, а
вероятно, и пермь; под наименованиями Merens, Mordens -- меря и мордва. Сюда до
некоторой степени относится и название Thiudos, так как из него (это готское
наименование) возникло славянское (русское) собирательное наименование для
финнов -- чудь*27.
Важнейшие сообщения о соседстве финнов со
славянами, относящиеся к IX-Х векам, имеются лишь в Киевской летописи. Славяне
к тому времени продвинулись до озера Ильмень, Невы, Ладоги, Владимира, Суздаля,
Рязани и нижнего Дона и всюду пришли в соприкосновение с финскими племенами.
Летописец знает три группы финских племен: 1) у Балтийского моря, 2) у Волги и
затем 3) на севере, "за волоками", в окских лесах (заволочская чудь).
Отдельно в летописи названы племена у Балтийского моря: собственно чудь и лив
на юге Финского залива (соседняя водь в Киевской летописи не упоминается),
затем емь или ямъ в нынешней Финляндии; далее "за волоками" у
Белоозера находилась весь, где-то у Двины в Биармии скандинавских источников --
пермъ, а еще дальше к северо-востоку - югра, угра, печора и самоядь. В XIII
веке к северу от еми упоминаются карелы. К восточной волжской группе
принадлежали черемисы, обитавшие ранее западнее, чем теперь, главным образом в
Костромской губернии; мордва -- в бассейне реки Оки (теперь далее на восток);
на севере их соседями были племена мурома на реке Клязьме, меря на Ростовском и
Клещинском озерах между Волгой и Клязьмой и на юг от мордвы мещера, позднее
прекратившие свое существование.
Мы можем установить, что, где бы славяне в
своем продвижении ни приходили в соприкосновение с этими племенами, финны
всегда отступали и вообще были очень пассивны. Борьба хотя и велась, но финский
элемент при этом, несомненно, вел себя пассивно и постоянно уступал свою землю
славянам. Уже Тацит упоминает о недостатке оружия у финнов, а обозначение
Иордана "Finni Mitissimi" (Get., 111.23) также не безосновательно.
Другой причиной слабости финских племен была, очевидно, редкая заселенность,
полное отсутствие сколько-нибудь сильной концентрации населения вокруг
определенных центров, и именно в этом заключалось превосходство славян, имевших
в тылу своего продвижения сильные исходные позиции, организованные
варяго-русами.
Только одно финское племя добилось крупных
успехов, подчинив себе большое число славян, и то, вероятно, потому, что до
этого оно подвергалось сильному влиянию тюрко-татарской культуры. Это были
мадьяры -- народ родственный остякам и вогулам с Оби, ушедший на юг примерно в
V-VI веках. В начале IX века они объявились у Дона по соседству с хазарами, в
области, называемой Лебедия. Оттуда около 860 года они переместились к южной
Молдавии (в область, называемую Ателъкуза), а затем, после нескольких вторжений
на Балканы и в Паннонию, примерно в 896 году, надолго поселились на венгерской
низменности, куда они проникли через восточные или северные карпатские
перевалы. Дальнейшая их история связана уже исключительно с западными и южными
славянами.
*23 Записки
Русского археологического общества, т. XI, новая серия, СПб., 1899, с. 188. По
данным археологии, следы финской культуры мы в настоящее время можем проследить
вплоть до Тамбова, Рязани, Москвы и истоков Волги.
*24 См. выше, с.
29-30, и то, что я писал об этом в статье "Новые теории о прародине
славян" (ССН, 1915, XXI, 1). Впрочем, в последних работах Шахматов и сам
признал недостаточность своих доказательств (Revue des Etudes slaves, I, 1921,
190).
*25 См. R. Meckelein.
Finn.-ugr. Elemente im Russischen. - Berlin, 1914. -- 1.12, 16.
*26 В этом месте Иордан пишет (Get.,
116, 117): "Habebat si quidem quos domuerat Golthescytha, Thiudos,
Inaunxis, Vasinabroncas, Merens, Mordens, Imniscaris, Rogas, Tadzans, Athaul,
Navego, Bubegenas, Goldas". Среди литературы, уделившей внимание толкованию этого
места у Иордана, укажу на основные работы: Mulenhoff, Deutsche Altertumskunde,
П, 74; Th. Grienberger (Zeitschrift f. d.
Alt., 1895, 154) и I. Mikkola
(Finn.-ugr. Forschungen, XV, 56 и ел.).
*27 См.
Miklosich, Etymologisches Worterbuch, 357. Это выражение в устах славян
первоначально означало чужого человека; чешское cuzi, русское чужой,
церковнославянское чуждъ являются одним и тем же словом. Русские до сих пор
называют некоторые финские племена чудь.
Источник: http://malib.ru/ |