Литовцы
с древнейших времен обитали у Балтийского моря. На это указывают данные
лингвистики об отношении литовского языка к языкам остальных индоевропейских
народов, затем топографическая номенклатура, а также все исторические данные.
Длительные тесные связи литовцев со славянами можно считать научно
установленным фактом, а существование балто-славянского единства в период,
когда остальные индоевропейские народы уже разделились на отдельные ветви,
можно также считать бесспорным, несмотря на сомнения, которые высказал А.
Мейе*29. Но даже если не было абсолютного единства, то все же только со
славянами у них были такие близкие отношения, которые привели к образованию
двух диалектных районов единой балто-славянской области, причем народы обоих
районов хорошо понимали друг друга. Когда здесь произошло окончательное
разделение, сказать трудно. Правда, на основании того факта, что в славянский
язык из иранского языка перешло слово churu (куръ), которое в литовском языке
отсутствует, или на основании того, что финское название меда перешло в
литовский язык (ср. литовское varias, pr. vargien, латышское vars), в то время
как в славянском языке имеется собственное слово "медъ", делался вывод,
что во время прихода скифов в южную Русь и даже еще раньше, в начале II
тысячелетия до н.э., в эпоху бронзы, оба народа уже жили раздельно.*30 Однако
такие доказательства для определения даты разделения этих народов совершенно
неубедительны в настоящее время, если не считать того факта, что в начале нашей
эры это разделение здесь уже произошло. Можно лишь сказать, что как славянские
племена, так и литовцы представляли в это время самостоятельные объединения.
Нельзя
также дать точный ответ и на вопрос, где первоначально проходила граница между
обоими народами. Нынешняя территория Литвы и Латвии отделена от немцев, русских
и финнов линией, протянувшейся от моря, начиная от устья Мемеля через Гольдап,
Сувалки, Гродно, Друскеники на Немане, Вильнюс, Двинск (Даугавпилс), Люцин
(Лудза) к Псковскому озеру и далее через Валк (Вулка) обратно к морю до
Рижского залива.*31 Эта территория по сравнению с территорией, занимаемой
находящимися по соседству с Литвой и Латвией немцами или славянами,
незначительна. Невелико и количество населения: по статистическим данным за
1905 год в России насчитывалось немногим больше 3 миллионов литовцев и латышей.
Но первоначально литовцы не были так малочисленны. Занимавшаяся ими территория
простиралась когда-то на западе вплоть до Вислы (литовские пруссы), а на севере
до прихода финнов (см. выше, с. 144) -- до самого Финского залива; граница,
отделявшая их от праславян и прафиннов, также проходила значительно дальше от
моря, чем теперь.
В 1897
году профессор Кочубинский на основании разбора топографической номенклатуры
нынешней Белоруссии пытался определить территорию доисторической Литвы.*32 В
его работе было отмечено много недостатков, и действительно, познания
Кочубинского в старолитовском языке были недостаточны для решения столь трудной
проблемы. Нельзя также не отметить, что новейшие лингвисты искали в бассейне
Немана и Двины и кельтскую номенклатуру и что А.А. Шахматов даже такие
наименования, как Неман, Вилия, считавшиеся раньше литовскими, рассматривал как
кельтские.*33
Однако
несмотря на это, можно с уверенностью сказать, что территория нынешней
Белоруссии первоначально в значительной своей части была заселена литовцами,
что древние литовцы проникли до Ломжского Полесья, до северной части бассейна
реки Припяти и до части бассейна реки Березины и что на Двине они зашли
настолько далеко на восток,*34 что где-то на территории бывшей Московской
губернии сталкивались с волжскими финнами, что подтверждается также
многочисленными примерами сходства в литовском языке и языке волжских финнов.
Даже известный Лядинский могильник у Тамбова был объявлен археологами
памятником литовской культуры, что, однако, весьма сомнительно. Но, с другой
стороны, несомненно, что еще в XII веке на реке Протве в Московской губернии
обитал народ литовского происхождения -- голядь, -- видимо, представлявший
собой остатки первоначальных литовских насельников этой области (см. далее), а
также что еще в XIII веке литовские поселения находились у истоков Двины,
Волги, на Вазузе и в части Тверской и Московской губерний.*35 Появление здесь
голяди объясняется тем, что широкий клин славянской колонизации, продвигаясь
вперед с большими усилиями, рассек область, занятую литовцами, и отделил их от
волжских финнов.
В
истории литовцы впервые появляются под именем "остиев" ('Ostiaioi) у
Пифея*36, если, разумеется, полагать, что и аэстии тацитовской
"Германии" (с. 45) являются литовцами и что уже позднее их
наименование перешло на финнов, пришедших к Финскому заливу. Такое объяснение
хотя и принято, но вовсе не обязательно.*37
Птолемей
в своей карте Сарматии (III.5, 9, 10) приводит у побережья Балтийского моря
большое число наименований племен, и некоторые из них, несомненно, являются
литовскими. Однако мы не можем сказать, какие именно из этих наименований
являются бесспорно литовскими, за исключением двух -- Galindai и Soudinoi.
Первое наименование тождественно с русской голядью и с названием области
Галиндия, которая известна позднейшим историческим источникам в Восточной
Пруссии, в области Мазуров. Второе наименование тождественно с названием
области Судавия, расположенной по соседству с Галиндией по направлению к
Сувалкам. Наконец, и Borouskoi, ошибочно помещенные Птолемеем далеко вглубь
Сарматии, являются литовским племенем борусков (Пруссия -- Боруссия). Зато,
однако, наименование 'Оueltai не тождественно, как это полагал Мюлленгоф,
наименованию литва, а является славянским названием велеты.*38
После
Птолемея прошел долгий период времени, когда о Литве не было никаких известий.
Только русские летописи, в первую очередь древнейшая Киевская, дают нам
описание Литвы такой, какой она была известна русам в X и XI веках. В тот
период пруссы обитали у побережья Варяжского моря, занимая область,
протянувшуюся на восток от нижней Вислы и Дрвенце. Далее к востоку идут
собственно литовцы, на север от них и западнее Полоцка зимегола, затем на
правом берегу реки Двины летьгола; южнее Рижского залива, у моря, обитало племя
корсь, наконец, где-то еще, в месте, точно не установленном, племя, называемое
нарова, норома (нерома)*39. О племени голядь, локализированном на реке Протве,
отделенном от остальных литовцев, я уже упоминал выше.
В позднейший период произошло дальнейшее
перемещение племен и изменение их названий. Пруссы стали с XIII века исчезать, особенно
после того, как они в 1283 году были окончательно порабощены. Прусский язык еще
в XVI веке влачил жалкое существование, и уже в 1684 году, по свидетельству
Гарткноха, не было ни одной деревни, где бы понимали по-прусски. Литва
разделилась на две части: Верхнюю Литву (в области Немана и Вилии), называемую
Аукштота, и Нижнюю (на запад от Невяжи) Жемайтию, по-польски -- жмудь. О
Галиндии и Судавии в Восточной Пруссии уже упоминалось выше. Последним
значительным племенем в XIII веке являлись ятвяги (по-польски Jadzwing). Это
племя известно, правда, и Киевской летописи по походу Владимира на них в 983
году, однако где обитало это племя, говорят лишь позднейшие летописи XIII века,
помещающие его за реки Нарев и Бобру, в озерные области Пруссии, куда они пришли
незадолго до этого со своих первоначальных поселений, находившихся дальше к
востоку.*40 Таким образом, они обитали в Полесье, и нынешние русские и польские
полешане (Pollexiani в польской хронике) -- потомки ятвягов. Дрогичин на Буге,
однако, не был их округом, как это считалось ранее. В пользу этого нет
исторических доказательств, а старые археологические находки в окрестностях
Дрогичина, насколько мне известно, носят славянский характер.
*28 Мещеру
обычно отождествляют с буртасами восточных источников. В топографической
номенклатуре бассейна Оки, например в окрестностях Рязани, до сих пор
сохранилось много следов их наименований.
*29 Meillet, Les dialects indoeuropeens, Paris, 1908,
48 sl.
*30 Hehn, Kulturpflanzen und Haustiere (VI vyd., 324);
Krek, Einleitung in die slavische Literaturgeschichte, Graz, 1887, 216.
*31 F. Tetzner (Globus, 1897, LXXI, 381); J.
Rozwadowski. Materialy i prace korn. j?z. -- 1901, I; A. Bielenstein. Atlas der
ethnol. Geographie des heute und prach. Lettenlandes. -- Petersburg, 1892; L.
Niederle. Slovansky svet. -- Praha, 1909. -- 15.
*32 А.
Кочубинский, Территории доисторической Литвы, ЖМНП, 1897,1, 60.
*33 См. выше, с.
29. А. Погодин выводит наименование "Неман" из финского языка.
*34 См. Е.Ф.
Карский. Белорусы. I. -- Варшава, 1903. -- 45, 63.
*35 Голядь
упоминается в древнейших русских летописях (Лаврентьевская, Ипатьевская) под
1058 и 1146 годами. См. также А.И. Соболевский, Изв. имп. акад., 1911, 1051.
Часть голяди, разумеется, уже позднее под давлением славян переместилась на
запад, в Пруссию (Галиндия).
*36 Steph. byz. s. v. 'Ostiones.
*37 В тот период
у германцев возникло скрещение наименования аэстиев с германским осты (Alfred);
Остланд -- люди на востоке, область на востоке.
*38 См. с. 121.
*39 ПВЛ, АН
СССР, I, 13, 210.
*40 Н.П. Барсов.
Очерки русской исторической географии. - Варшава. 1885. -- 40, 234.
Источник: http://malib.ru/ |