Святилища и захоронения славян и варягов
В. Я. Петрухин, 27 July 2001 Основным
источником для исследования религиозного культа дохристианской поры как
в Северной, так и в Восточной Европе является археология: письменные
свидетельства, относительно многочисленные для Скандинавии (эддический
цикл, саги) и чрезвычайно скудные для Руси, были составлены
по-преимуществу уже в христианскую эпоху.
Археологические данные о культе, прежде всего — о местах его
отправления, святилищах и храмах, всегда были предметом дискуссии:
интерпретация археологических остатков, как свидетельств культовых
действ, требует особой осторожности; ср. новейшую дискуссию о
"человеческих жертвоприношениях" и т.п. на "святилищах" XI-XIII вв.,
которые, скорее, оказываются следами монголо-татарского погрома
древнерусских поселений. Даже такие "классические" памятники
древнерусского языческого культа, как новгородское "святилище" в
Перыни, могут интерпретироваться как остатки снивелированного
погребального сооружения — сопки (с именем бога Перуна урочище Перынь
связывается лишь в позднейших летописных текстах XVII в.). В целом
свидетельства о славянских дохристианских святилищах скудны (ср. из
последних обзоров: Слупецкий 1994): "храмы" балтийских славян,
описанные западными хронистами XI-XII вв., и летописный киевский
пантеон Владимира (980 г.), отчетливые археологические свидетельства о
которых также отсутствуют, возникли тогда, когда делались попытки
противопоставить языческий культ христианскому в формирующихся
славянских государствах. То же можно сказать и о скандинавских
святилищах и языческих храмах: даже от описанного Адамом Бременским
храма в Старой Упсале, жрецы которого пытались противостоять
христианской политике шведских конунгов, не осталось отчетливых следов
под фундаментом возведенной на его месте церкви.
В скандинавской археологии существуют вполне определенные
свидетельства отправления языческих культов, относящихся к более
раннему, преимущественно римскому времени: это т.н. жертвенные места —
следы жертвоприношений (включая человеческие, чаще — жертвы животных,
предметов вооружения и т.п.) в озерах (болотах), известные по
исследованиям в Шедемосе и др. В эпоху Великого переселения народов в
Северной Европе формируется новый вид монументальных культовых
памятников — т.н. большие курганы, выделяющиеся среди массы "рядовых"
памятников, небольших насыпей, каменных выкладок и т.п. Современные
исследования подтверждают традицию, донесенную средневековыми авторами
(прежде всего, Снорри Стурлусоном) и даже фольклором, о принадлежности
больших курганов древним конунгам — правителям формирующихся
"варварских" государств.
Для синхронных славянских древностей нехарактерна подобная
дифференциация погребальных памятников: в эпоху широкого расселения в
Восточной Европе в процессе освоения пахотных земель славяне, видимо,
не создавали такого рода иерархизированных объединений (хотя и имели,
по летописи, собственные "княжения"). Исключение составляют
новгородские сопки — памятники ильменских словен: по обряду они
отличаются от больших курганов Скандинавии (где нет "ярусных"
погребений), но, видимо, представляют собой памятники родо-племенных
словенских верхов, инициаторов "ряда" о призвании варяжских князей. По
заключении этого "ряда" с формированием огромного Древнерусского
государства уже в X в. монументальные погребальные памятники (высотой
от 2 до 10 м), близкие скандинавским, появляются и в Восточной Европе,
в главных государственных центрах. Собственно в Киеве — столице
Древнерусского государства — большие княжеские курганы были, очевидно,
снивелированы, как памятники языческого культа (в летописи под 1044 г.
сохранилось известие о перезахоронении князей Ярополка и Олега
Святославичей по христианскому обряду); но большие курганы были
исследованы в Гнездове — центральном пункте на пути из варяг в греки,
Чернигове — втором по значению (после Киева) городе южной Руси,
известны в древлянской земле, подчиненной киевскими князьями в том же X
в. И скандинавская, и древнерусская раннеисторическая традиция (и
Снорри Стурлусон, и Нестор-летописец), описывая деяния первых
правителей, особое внимание уделяет мотивам их смерти и месту
погребения: погребальный памятник — это не просто могильная насыпь, это
памятник становления государственной традиции, "памятник истории",
воплощение исторической памяти народа, необходимое и особенно
актуальное в дописьменный период государственного развития (как и
всякий могильный памятник, воплощающий генеалогическую память племени,
рода, наконец, семьи).
Характерные для больших курганов Руси и Скандинавии черты
погребального обряда — "языческое" трупоположение или трупосожжение (на
Руси), часто в ладье, использование оружия и пиршественной посуды,
иногда размещенных на кострище особым образом (оружие — в виде
"трофея"), жертвоприношения. Жертвенный котел со шкурой и костями,
съеденного во время погребального пира козла (или барана) располагался
в центре кострища курганов Гнездова и Чернигова; в кургане Скопинтул на
королевской усадьбе Хофгарден возле Бирки котел содержал человеческие
волосы (принадлежавшие жертве?), как и в самом большом кургане
могильника Кварнбакен на Аландских островах. Вся обстановка
погребального обряда свидетельствует о том, что совершавшие ритуал
следовали представлениям о Вальхалле, загробном чертоге Одина, где бог
принимал избранных героев — ярлов и конунгов, павших в битве, зале,
украшенном доспехами, с пиршественным котлом, где варится мясо
"воскресающего зверя" и т.д.
Эти представления были исполнены для язычества — особенно
язычества последней, дохристианской поры, эпохи кризиса родо-племенных
традиций — особого смысла. Правитель — вождь, конунг или князь — был не
только гарантом права и благополучия ("мира и изобилия" в скандинавской
традиции) своей страны: он был гарантом всех традиционных устоев,
включая сферу религиозного, "сверхъестественного" — устоев Космоса.
Один набирал в Вальхалле дружину героев, чтобы сразиться с угрожающими
миру богов и людей силами Хаоса, и смерть правителя — особенно смерть в
бою — должна была усилить эту дружину; поэтому при похоронах правителей
соблюдался воинский ритуал и сам погребальный обряд воспроизводил
загробную жизнь в Вальхалле. Поэтому особую значимость в сфере
религиозного культа вообще получали погребальные памятники правителей —
большие курганы.
То обстоятельство, что смерть правителя воспринималась как
жертва, приносимая ради спасения страны и даже мира (ср. сюжет "Золотой
ветви"), проясняет традиционные основы христианского королевского и
княжеского культа в Скандинавии и на Руси. Культ Олава Святого и культ
князей Бориса и Глеба (в том числе культ их усыпальниц), погибших в
усобицах эпохи становления Норвежского и Русского государств и ставших
покровителями новой христианской государственности, продолжили древнюю
дохристианскую традицию.
В.Я.Петрухин
ссылка - http://www.rolemancer.ru/printfeature.php?artid=1021
Источник: http://www.rolemancer.ru/printfeature.php?artid=1021 |