ГОСУДАРСТВО
И ПРАВО ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН.
Ливанцев К. Е.
Польша. Польское княжество появилось на страницах письменных источников
в 60-х гг. X в. При князе Мешко I (960 — 992) Польша представляла
собой обширную и достаточно стабильную раннефеодальную монархию. Начала
государственности, очевидно, надо искать задолго до этого момента. Легенды,
записанные позднейшими летописцами, и данные археологии позволяют датировать по
меньшей мере VIII — IX вв. время появления племенных союзов и их
перерастание в территориальные княжества. Одно из них — княжество полян,
живших в бассейне р. Варты — явилось центром, вокруг которого объединились
польские земли, составившие державу Мешко и его преемников.
Во второй половине X в. отношения между князем и дружиной,
которая составляла его военную опору, строилась на основе вассалитета без
ленов. При сыне Мешко — Болеславе I Храбром (992 — 1025) дружинники,
число которых достигало трех тысяч, начинают получать земли в державе за
службу. В те же десятилетия происходило оформление государственного аппарата.
Страна была поделена на округа, во главе которых князь ставил своих
наместников. Более мелкие административные единицы возглавлялись начальниками крепостных
гарнизонов — каштелянами. Княжеская власть при Болеславе I достигшая
своего зенита, тем не менее была ограничена советом знати и в какой-то
мере — феодальными съездами. С принятием в 996 г. христианства в
состав польского господствующего класса влился новый элемент —
духовенство.
В короткий срок католическая церковь превратилась в крупнейшего
земельного собственника.
В 1037 г. поднялось мощное антифеодальное восстание, чьи
отголоски широко разошлись за пределами страны. "И бысть мятежь в земле
Лядьске, вставше людие избиша епископы и попы и бояры своя", —
записал киевский летописец. Восставшие крестьяне — как те, что уже попали
в тиски феодальной зависимости, так и стоявшие на пороге утраты свободы, а
также рабы обратили свою ненависть прежде всего против духовенства,
противопоставив христианской религии язычество — как оплот старых общинных
порядков. Народное движение было подавлено с помощью немецкого войска.
С победой феодального строя в Польше все сильнее становились
тенденции к децентрализации. Процесс феодального раздробления, подготовленный
экономическим усилением отдельных областей страны и упрочением позиций местной
знати, которая теперь располагала достаточной мощью для подавления
сопротивления крестьянства, восторжествовала в XII в. В 1138 г.
Польское княжество было поделено на уделы между сыновьями Болеслава III.
Установленный Болеславом принцип первенства отводил старшему в княжеском роду
место великого князя, чей удел протянулся полосой от Балтики до Карпат, включая
древнюю и новую столицы государства — Гнезно и Краков. Но великокняжеская
власть над братьями и племянниками слабела. В XIII в. ее вовсе перестали
признавать, а распад углубился и число уделов росло. Пышно расцвели налоговые,
судебные, административные иммунитеты светской и духовной знати.
Постепенно складывались социально-экономические предпосылки преодоления
политической раздробленности. Хозяйственный подъем находил свое выражение в
общем росте населения. За счет внутренней и внешней колонизации осваивались
пустовавшие до той поры пространства. Позитивные перемены в сельском хозяйстве
подготавливали постепенный переход польской деревни на так называемое немецкое
право. Название "немецкое право" напоминает о том, что его нормы
первоначально были принесены переселенцами из Германии. Но на него переводили и
старые польские села, и перевод нередко бывал прямым результатом борьбы
крестьянства, в частности — бегства подданных, принявшего в XIII —
XIV вв. широкие размеры.
Перевод на "немецкое право" означал, что на смену
обычаю приходило писаное право. Крестьянские повинности приобретали твердый,
регламентированный характер. При этом барщина сводилась к нескольким дням в
году; повинности состояли из натурального и денежного оброка (чинша), и
соотношение между двумя видами оброка неуклонно менялось в пользу денежной
ренты. Таким образом внедрение "немецкого права" оформляло важный
сдвиг: переход от примитивной отработочной ренты и нерегламентированных поборов
к стабильной ренте продуктами, а затем к денежной ренте. Перемены недвусмысленно
указывают на втягивание деревни в товарно-денежные отношения, не случайно новые
порядки раньше всего вводились вблизи городов. "Немецкое право"
одновременно устанавливало принципы сельского самоуправления, сочетая его с
верховной и административной властью сеньора. Оно не разрушало общину, в
приспосабливало ее к менявшейся обстановке.
Превращение ренты продуктами в денежную ренту предполагает
значительное развитие ремесла и торговли. Действительно, польские города в
XIII — XIV вв. окрепли, возникли десятки новых торгово-ремесленных
центров. Росту цехового ремесла, горного дела, обмена благоприятствовал прилив
иноземцев, также связанный с приобретением городами "немецкого городского
права".
Переселение богатых немецких купцов в Краков, Вроцлав и
некоторые другие города привело к тому, что власть там перешла к немецкой
верхушке. Но это явление затронуло в основном западнопольские,
преимущественно — крупные центры, тогда как "немецкое право"
распространялось повсеместно, знаменуя начало нового этапа в социально-экономических
отношениях. Прежде находившийся в непосредственной зависимости от феодала город
добивался самоуправления. Ремесленник и купец получали известный простор для
своей деятельности.
Преодоление раздробленности диктовалось и потребностью борьбы с внешнеполитической
угрозой, которая шла прежде всего со стороны Тевтонского ордена и Бранденбурга.
Долгое время тенденция к сплочению разбивалась о соперничество уделов и их
владетелей, объединению мешала политика германских и чешских феодальных кругов.
Лишь в начале XIV в. одному из удельных князей — Владиславу Локотку
удалось собрать под свою руку центральные и юго-восточные земли вместе с
Краковым. Вне пределов возрожденного Польского княжества (с 1320 г. —
королевства) осталась половина польской этнической территории. В Мазовии
правила местная династия, признавшая ленную зависимость от Кракова
(окончательно эта область вольется в Польское государство в начале
XVI в.); Силезию заняли чехи. Тяжелее всего ощущалась утрата Поморья, где
хозяйничали тевтонские рыцари: Польша была лишена выхода к Балтике.
Большую роль в истории средневекового Польского королевства сыграли
династические унии, с помощью которых правящая верхушка стремилась разрешить
стоящие перед страной проблемы. После не оставившего прямого наследника короля
Казимира III (1333 — 1370) трон перешел по женской линии к венгерскому
королю Людовику (1370 — 1382). Тот, не имея прочной опоры в Польше,
вынужден был идти на уступки влиятельным феодальным группировкам. За признание
своей дочери наследницей польского престола он расплатился Кошицким привилеем
1374 г. — грамотой, которая впервые давала привилегии не какому-либо
лицу или роду, а всему дворянскому сословию. Кошицкий привилей, в частности,
освободил имения дворянства почти от всех регулярных государственных податей.
Для сбора чрезвычайного налога правительству каждый раз надо было получить
согласие со стороны дворянских представителей.
Союз с венграми не оправдал надежд Польши, для которой первоочередным делом
было отвоевание Поморья. Со смертью Людовика уния с Венгрией была разорвана.
Провозглашенную польской королевой его дочь Ядвигу выдали замуж за великого
князя литовского Ягайло. Польско-литовская уния 1385 г., сохранив
государственную самостоятельность каждой из сторон, позволила объединить силы
против общего врага. Литовско-русское и польское войско в 1410 г. в битве
при Грюнвальде одержало историческую победу над тевтонскими рыцарями. Орден был
разбит, хотя затем политическая обстановка сложилась так, что Польша не смогла
вернуть себе выхода к морю.
Среди официальных кодификаций выделяются Статуты Казимира
Великого. В их основу легли два свода, изданные в середине XIV в. —
один для Великой Польши, т. е. для северных земель королевства, а другой —
для малопольских, южных областей. Их постепенно дополнили королевские
законодательные акты и так называемые преюдикаты, образцы решений сложных
казусов. При этом великопольский свод отличала консервативность — он в
основном фиксировал раннее действовавшие нормы, тогда как малопольский кодекс
включил в себя ряд нововведений, направленных на унификацию и совершенствование
права. Именно этот последний памятник составил фундамент компиляции середины
XV в. — "Полного свода статутов Казимира Великого", чье появление
отразило дальнейшие успехи в изживании порядков, унаследованных от времен
феодального раздробления. "Так как народ, живущий под властью одного
короля, не должен пользоваться различным правом, чтобы он не был подобен
чудовищу с несколькими головами, то для общего блага полезно, чтобы на
основании одного и одинакового права судили как в Кракове, так и во всей
Польше. Так же должно быть во всем королевстве один король, одно право и одна
монета", — утверждала ст. 119 "Полного свода". Он продолжал
действовать в Речи Посполитой вплоть до ее разделов.
Важнейшую черту позднефеодального права Польши составляет то,
что многие его элементы (в том числе принцип "либерум вето")
опирались не непосредственно на законодательные акты, а лишь на обычай и на
расширительное толкование закона.
Далее следует отметить, что феодальное землевладение в Польше
было скорее аллодиальным. Иных сюзеренов, кроме короля, не было, и все дворяне
были обязаны службой короне. К XVI в. независимость дворянских земельных
владений станет настолько широкой, что король лишится права не только отнимать
земли, но и давать их в лен. Право земельных пожалований перешло от монарха к
сейму. С 1576 г. помещики приобрели права на земные недра, лишив тем самым
короля одной из наиболее доходных прерогатив. Постепенно отмирали старинные
формальности, необходимые для перехода имения из одних рук в другие. Становится
достаточно договора о купле-продаже, занесенного в судебные книги.
Тем не менее земельная собственность полностью сохраняла свой
феодально-сословный характер. До 1791 г. она составляла монополию
дворянства. Мещанам было запрещено покупать земли вне пределов городской черты.
Польское феодальное уголовное право проделало следующую
эволюцию. В XII — XIII вв. оно не различало умысла от неосторожности,
допускало ответственность без вины. Родственники отвечали за измену одного из
членов своей семьи, деревня — за преступление, совершенное на ее
территории, если виновный не будет обнаружен. В XIII — XIV вв. к уголовным
преступлениям были отнесены: измена, нарушение общественного порядка при
отправлении должностными лицами своих обязанностей, убийство, разбой, грабеж,
воровство, поджог, изнасилование, нанесение телесных повреждений, оскорбление и
др.
Наиболее опасными преступлениями считались государственные
преступления и преступления против собственности (особенно разбой и грабеж). За
эти преступления виновные, как правило, подвергались смертной казни с
конфискацией принадлежащего им имущества.
В числе санкций предусматривались: смертная казнь, штрафы, членовредительские
наказания, конфискация имущества. Как и в других средневековых государствах,
польские дворяне по сравнению с остальным населением страны ставилось в
привилегированное положение как в вопросах освобождения их от обвинения в
совершении преступления, так и в вопросах наказания за преступное деяние.
Заслуживает быть отмеченным стремление Статутов Казимира
Великого поставить наказание в зависимость от субъективной стороны преступления
(умысла, неосторожности); в дальнейшем усиливается наказание по отношению к
рецидивистам. Одновременно менялся сам судебный процесс. Ордалии были вытеснены
документами и свидетельскими показаниями; появляются такие новые виды
доказательств как протокол осмотра места совершения преступления и
пострадавшего.
В процессе усиливаются элементы розыскного (следственного) начала,
заключающиеся в повышении роли суда в расследовании обстоятельств дела.
Чехия.
Древнейшее
из известных науке политических образований на территории современной Чехии и в
ближайших землях — это так называемое княжество Само, получившее название
по имени своего правителя Само (623 — 658). Оно представляло собой
объединение нескольких племенных княжеств, сложившееся и расширившиеся в ходе
борьбы с внешними врагами — аварами и франками. О судьбе объединения после
658 г. — года смерти князя Само — нет сведений. По-видимому,
обширный, но непрочный союз чешско-моравских, панновских и других славянских
племен вскоре распался.
Полтора столетия спустя примерно в этом же регионе возникла
Великоморавская держава. Правомерно предположить, что она генетически связана с
племенным союзом VIII в. Внутренний строй Великой Моравии IX В. уже может
быть охарактеризован как раннефеодальный. Все IX столетие прошло для Великой
Моравии в постоянных схватках с немецкими феодалами. Между ее частями не было
прочного единства, и по мере социально-экономического роста отдельных областей
естественно усиливались центробежные тенденции. Наконец, смертельный удар ей
нанесло в 904 — 906 гг. венгерское вторжение.
С распадом Великоморавской державы большинство ее земель вошло в
состав соседних государств. Так, Словакию подчинило Венгерское королевство, и
до 1918 г. ее правовое развитие идет в русле венгерской государственности.
Самостоятельное государственное существование могла обеспечить себе только
Чехия.
В чешских землях, часть которых политически обособились еще с
конца IX в., развернулась борьба за первенство между областями. Победу
одержала Прага (по европейским меркам X в. большой город) и пражская
княжеская династия Пржемысловичей. Объединение Чехии завершилось к 995 г.
Молодое чешское государство было объектом постоянного нажима со
стороны германских императоров. Но Чехия, хотя и вошла в состав священной
Римской империи, фактически сохранила свою внутреннюю независимость.
Период феодальной раздробленности здесь наступил со второй
половины IX в. Усобицы и борьбу за княжеский престол не предотвратил
порядок, установленный Бржетиславом I (1034 — 1055), по которому престол
должен был принадлежать старшему в роде Пржемысловичей. Светская и духовная
знать, чьи земельные владения неуклонно росли настойчиво притязала на
политическую независимость, находя поддержку у германского императора. Фридрих
I Барбаросса, поощряя такой сепаратизм, в 1182 г. признал Моравию
(Восточную Чехию) маркграфством. Маркграф, как императорский князь, был
неподвластен чешскому государю. Через пять лет права имперского князя получил
от императора и пражский епископ, ГЛАВА чешской католической церкви.
Тем не менее удельная система в стране не получает развития. К
концу XII в. моравский маркграф и пражский епископ вынуждены были снова
признать свое подчинение чешской короне. Раздробленность проявила себя не
столько в прямом распаде государства на политически обособленные части, сколько
в росте привилегий аристократии и всего дворянства. Феодалы закрепили за собой
наследственные права на земли, расширили иммунитетные привилегии и пр. Больше
всего уступок вырвала у центральной власти католическая церковь: подчинение
духовенства лишь церковному суду, право на десятину и т.д.
Индикатором возросшего веса Чехии в международных делах было
получение князем королевского титула в 1158 г. Верховная власть императора
над чешским королем была минимальной. Отношения складывались по-разному —
от союзов до военных конфликтов, которые шли с переменным успехом. Но в целом
они больше напоминали взаимоотношения партнеров, чем сюзерена и вассала.
Императорская Золотая булла 1212 г. признала особый статус Чехии и
Священной Римской империи: чешским представителям вменено в обязанность
присутствовать только на тех рейхстагах, которые собираются вблизи границ
королевства; если угаснет династия, чехи вправе сами избрать короля, без
вмешательства извне, и т.д. С XIII в. королевство выдвигается на одно из
первых мест в империи. Пржемысл II Оттокар (1253-1278) активно вмешался в
борьбу за императорский трон. Однако, недовольные централизаторской политикой
короля паны (крупные феодалы), поддержав Габсбургов, сорвали эти планы.
Преемники Пржемысла были вынуждены считаться с могущественным панством.
После того, как в 1306 г. угасла династия Пржемысловичей чешские феодалы
избрали королем Яна Люксембурского (1310-1346), добившись от него ряд новых
привилегий, в том числе освобождение от регулярных податей. В 1317 г. были
расширены и упрочены полномочия сложившегося на исходе XIII в. сословного
представительства — сейма, в котором были представлены дворянство,
духовенство и города.
Своеволие феодальной аристократии было несколько укрощено в
правлении Карла (1346 — 1378), когда союз королевской власти с городами
принес свои плоды, облегчив правительству нажим на непокорных панов. Богатство
и политический вес Чехии помогли королю приобрести императорский скипетр. В
качестве германского императора Карла IV он издал знаменитую Золотую буллу 1356 г.
Этот акт, узаконивший политическое раздробление империи, в то же время упрочил
привилегированный статус Чехии. Чешский король стал первым среди светских
курфюрстов-князей, избиравших германского императора.
Одним из наиболее ранних памятников феодального права Чехии были
"Статуты Конрада Оттона", относящиеся к концу XII — началу XIII
вв. Статуты представляли собой запись обычного, преимущественно процессуального
права, предназначавшегося для правителей областей — жупанов, которые
обладали также и судебной компетенцией.
Все наиболее значительные сборники феодального чешского
права — частные. Опыты правительственных кодификаций, предпринимаемые в
XIII — XIV вв. не увенчались успехом. На сейме 1355 г. феодальная
знать решительно отклонила представленный на утверждение королем проект
Законника, поскольку он был проникнут идеей сильной королевской власти. Свод
законов Карла I, составленный на латинском языке, для большинства дворян был
недоступен. Законник изобиловал схоластическими учеными рассуждениями;
отечественное прав было отражено в нем не в полном объеме.
Среди ранних частных кодификаций выделяется "Книга старого
пана из Рожмберска". Своим названием этот обширный правовой сборник,
возникший на рубеже XIII — XIV вв. и написанный по-чешски, обязан тому
обстоятельству, что он был создан или по крайней мере действовал во владениях
панского рода Рожмберков. В книге в основном говорится о процессуальном и
частном праве. В том же XIV в. было создано на основе Законника Карла I
юридическое пособие на латинском языке под названием Ordo iudicii terrae,
содержащее в себе преимущественно процессуальное право. В конце XIV в.
отечественные юристы переработали это пособие с тем, чтобы оно соответствовало
действующим правовым обычаям и всем их изменениям, которые произошли в чешском
праве. В результате был создан чешский "Свод земского права"37.
Дальнейшим этапом в развитии правовой мысли стало
"Изложение чешского земского права" пана Андрея из Дубы, который был
одним из лучших знатоков средневекового чешского права и в течение длительного
времени являлся высшим земским судьей. Указанное практическое по земскому праву
содержит, помимо норм процессуального права, многие положения частного права
(семейного, наследственно), а также уголовного и государственного права.
Самая полная частная модификация чешского права принадлежит Викторину
Корнелиусу из Вшеград, получившая название "Девять книг о правах земли
чешской" (конец XV в.). Как и другие выдающиеся гуманисты эпохи
Ренессанса, Корнелиус был знатоком античности, включая римское право; он по
праву считается основателем чешского национального гуманизма. Корнелиус высоко
ценил чешское право, основанное на обычаях и предпочитал его праву римскому.
Однако он считал необходимым совершенствовать право на основе логических
обобщений, близких идеям естественного права.
В 1500 г. вышел свод законов панского сословия, получивший
название "Земское уложение Королевства Чешского", одобренное чешским
сеймом. Эта первая официальная кодификация стала действовать во время правления
короля Владислава и получила название "Владиславское земское уложение",
которое содержало частное, процессуальное, уголовное и государственное право. В
целом оно отражало интересы высшего дворянства и рыцарства.
В самом начале XIV столетия между дворянством и королевскими городами возник
спор по поводу этого свода законов, так как мещане оказались ущемленными в
правах. В 1517 г. между дворянством и городской верхушкой был подписан
Святовацлавский договор, сгладивший противоречия между сословиями.
Особые системы права, помимо земского, составляли в Чехии
городское право, право горное, каноническое (церковное) и др. К числу
немаловажных источников права следует отнести и земские книги ("Земские
доски"), куда заносились решения земского суда по уголовным и гражданским
делам. Решения эти имели силу прецедента.
Остановимся кратко на судебном процессе в земском суде. Чтобы
начать судебное дело, например, об убийстве, следовало сделать устное заявление
властям, назвать имя убийцы и потребовать расследования. Ответчик, если не
сознавался, должен был представить доказательства невиновности. Поскольку
процесс основывался на презумпции виновности, бремя доказывания лежало на
обвиняемом. В числе доказательства предусматривались свидетельские показания,
поединок, принесение присяги, вещественные доказательства, ордалии. При
троекратной неявке ответчика в суд истец мог убить его, где ни застанет. Истцу
впрочем запрещалось убивать ответчика в случае, если он заставал обвиняемого у
жены и та прикрыла мужа своей одеждой.
В XVII — XVIII вв. происходит процесс преобразования суда в официальное,
государственное учреждение, вследствие чего феодальные судьи с их
неограниченным усмотрение были заменены профессиональными судьями,
руководствовавшимися преимущественно королевскими правовыми документами. При
этом в судебной системе появляются апелляционные инстанции.
В 1781 г. появляется Гражданский судебный устав для всех австрийских
земель, а в 1788 г. — Уголовный устав. В уголовном процессе стали
преобладать инквизиционные черты и принцип публичности (официальности)
обвинения; в то время как в гражданском процессе окончательно закрепляется
принцип состязательности сторон, которым предоставляется право закончить спор
компромиссным соглашением.
Источник: http://arbitr.msk.ru/upload/knigi/article_2007_04_30_5804.html |