Фальсификация славянских Богов - идолов в Германии
Автор: Вернер Мещанк Werner Meskank, Chosebuz – 10.01.2006
http://www.runjewonline.info/p73.html
Полностью дошедшая до нас присяга золотых де мастера Якоба Эрнста
Спонхольц (Jacob Ernst Sponholz, 1734 – 1809) из Нового Бранибора
(Neubrandenburg) свидетельствует следующее о достойном ремесленнике
города и верноподданном гражданине Мекленбургской земли:
«Я, Якоб Эрнст Спонхольц, клянусь Богом господам Герцогам Мекленбурга,
а также этому городу, его жителям, быть верным, честным гражданином,
заботиться о них, добиваться для них лучшего, быть равным им в правах.
И да поможет мне Бог и его Святое Слово!» (Neubrandenburg, 23 июня 1768
г.)
Языческий бог Флинс (Flins ) со львом на плече. Рисунок 1714 года.
При жизни Спонхольц (Sponholz) и его младшие братья Джонатан Бенджамин
(Jonathan Benjamin) (1740 – 1811) и Гидеон Натанаель (Gideon Nathanael)
(1745 – 1807) были хорошо известны. Однако, о семействе Спонхольц мы бы
сегодня ничего не знали, если бы они действительно жили по Божиим
Заповедям. Их жизненные успехи и неудачи тесно связаны с так
называемыми Прилойскими идолами (Prillwitzer Idole). Эта троица
оказалась в центре самого громкого скандала по фальсификации изделий
народного ремесла в истории Герцогства Мекленбургского. И предметом
этих подделок были … бронзовые фигурки славянских идолов!
Бронзовый лев «Чернобог» ( «Zernobocg), с которого в 1768 году началась история подделок.
Все началось с бронзового льва. В начале 1768 года практикующий врач
д-р. мед. Хемпель (Hempel) был приглашен на дом к госпоже Спонхолц. В
комнате он случайно увидел бронзовую фигуру хищного зверя. От ее
сыновей доктор узнал, что их дед, служивший когда-то приходским
священником в Прилойцах (Prilojcе- Prillwitz), обнаружил там на
замковой горе клад. По рассказам дело было так: около 1690 года при
посадке груши у себя в саду пастор выкопал льва, а потом и другие
фигурки. Они находились в зарытых в землю горшках. Хемпель очень
интересовался древностями, и Якоб Спонхольц охотно согласился продать
ему бронзовые находки за приличную сумму.
Хемпель не сомневался в порядочности семьи Спонхольц. Но все-же
попросил дать заключение по этому вопросу своих приятелей-специалистов.
Те были также крайне удивлены, подтвердили давность находок и
посоветовали их купить. Так лев и 34 другие «находки» стали
собственностью доктора Хемпеля. Настоящая сенсация произошла тогда,
когда один из ученых прочитал на фигурке льва написанное некими
знаками, напоминавшими буквы, слово “Rethra” и без всякого сомнения
интерпретировал их как «венедские руны». В короткое время был найден
языческий храм лютичей, в котором находились тайники со времен
крестовых походов немцев против славян. 7 февраля 1768 года газета
„Hamburger Correspondent“сообщала, что славная славянская святыня Ретра
найдена.
Почти сто лет специалисты и меценаты из Германии и других стран
занимались коллекционированием фальшивых славянских идолов, жертвенных
ножей, мисок, тарелок и амулетов. Среди них был и мекленбургский герцог
- потомок живших здесь когда-то славянских вождей. В 1770 году принц
Карл фон Мекленбург- Стрелец (Carl von Mecklenburg-Strelitz) (1741 –
1816), позднее, первый Великий герцог, дал задание дворцовому художнику
зарисовать находки, которым вскоре были выполнены рисунки и гравюры.
Языческий бог Триглав. Фигура выполнена около 1768 года
В том же году дворцовый проповедник из Мекленбургских земель,
новобраниборский суперинтендант и консисториальный советник Александ
Готтлиб Маш (Alexander Gottlieb Masch) (1724 – 1807) приобрел все
фигурки из коллекции доктора Хемпля. Узнав, что в семействе Спонхольц
имеются еще и другие предметы, он посоветовал герцогу купить и их. На
эти цели было израсходовано 300 талеров из казны Дома Рацебургов
(Ratzerburg). Эти поделки широко представлены на гравюрах в книге
господина Маша „Die gottesdienstlichen Alterthuemer der Obotriten aus
dem Tempel zu Rethra am Tollenzer-See “.
Маш в фантастических красках описывает (вымышленные и конечно кровавые)
подробности предназначения ножей, чаш и бронзовых фигур языческих
богов. Там же автор сообщает о том, что бронзовых идолов для славян
изготовил, несомненно, греческий мастер! В книги можно, например,
прочитать такие высказывания…
«Языческие идолы имели устрашающую внешность. Они были облачены в броню
или другие доспехи, вооружены секирой, что придавало им грозный вид.
Нельзя найти научного объяснения венедского происхождения этих идолов.
Если среди них и были мастера, то это чужеземцы, желавшие посетить эти
земли с целью последующего завоевания» (с.38).
«У них считалось красивым соединить воедино человеческое тело с головой
льва или собаки. Поэтому фигуры идолов изготовлялись так, чтобы это
соответствовало вкусам венедов» (с.39).
Качующие венеды отдали бы все за то, чтобы иметь идолов, которым они бы
могли поклоняться и устыдить многих холодных и рассудочных христиан -
их скоро будет так много, что [венеды] будут вынуждены пожертвовать
что-то из своих богатств [этой] религии и служению Богу (с.46).
В коллекции мы можем видеть маленького славянского дудочника высотой
8.5 см (»wendischer Dudelsackpfeifer«). Суперинтендант Маш
интерпретирует эту фигурку в своей книге от 1771 года как миниатюрный
памятник умершего в 999 году славянского вождя Мисислава.
Фигура дудочника ( выполнена около 1768 года).
У некоторых людей возникали сомнения по поводу этих фигурок. Но
большинство ученых с воодушевлением приняло эти «находки». А Гидеон
Спонхольц продолжал и дальше постоянно делать «открытия». Ими был
введен в заблуждение даже такой выдающийся польский магнат,
универсальный ученый, сказочник и писатель, историк и знаток восточных
языков, как граф Ян Потоцкий (Jan Potocki) (1761-1815), которого также
традиционно считают основателем славянской археологии. В то время
Потоцкий путешествовал по Мекленбургской земле, чтобы на месте изучать
славянские древности.
И вот тогда-то, в 1828 году, один из бывших компаньонов Спонхольца
признался, что он вместе с Гидеоном и еще одним гончаром изготавливал
этих божков. Однако, защитники идолов считали это заявление
«бормотанием душевнобольного старика».
Само-собой разумеется, что, так называемых «Прилойских идолов»
связывали с лужичанами. Маленький лев, с которого весь этот обман
начался, упоминался еще в 1869 году в журнале „;asopisu Ma;icy
Serbskeje“ как надежное доказательство существовавшего когда-то льва,
сопровождавшего языческого бога Flinsa. В 1855 году историк Korl Awgust
Jen; (1828 – 1895) пишет в своей статье «Бог Флинц « („P;ib;h Flinc“)
среди прочего, следующее: «Лев является, по свидетельству всех старых
хронистов, символом славянского Чернобога; это божество было чествовано
под тем же именем и в Ретре. Даже не имея древностей когда-то
воинственных лужичан и обнаруженных В 1687-1697 годах возле
мекленбургской деревни Прилвиц находок, известных с этого времени под
именем «прильвитских древностей», имея в свое распоряжении лишь одного
льва, на спине которого виднеется написанное рунами его имя
–«Zernebocg», который всей своей позой, и прежде всего положением
задних лап, упором передних и грудью, указывает на то, что когда-то он
находился на каком-то постаменте…»
Фигура дудочника (рисунок 1771 года)
И все-таки бронзовые поделки были разоблачены как фальсификаты довольно
давно. В 1855 году историк д-р Ф. Лиш (Dr. F. Lisch) в ежегодном
издании о древностях в Шверине (Zwerin- Schwerin) делает разгромное
заключение: « Вся коллекция –Маша, Потоцкого (=Гидеона) составлена из
подделок.» Только тогда, повторно, десятилетия спустя, вся правда вышла
на явь.
В Лужицком музее в Хочебузе сейчас можно осмотреть отдельную выставку
под назва-нием «Сфальсифицированные идолы славян» („Sfal;owane
s;owja;ske p;ibogi! – Gef;lschte Wendeng;tter!“) и увидеть 170
бронзовых поделок, сопровождаемых 15 поясни-тельными стендами и 9
постерами с гравюрами. По случаю проходящей выставки издан
информационный буклет„Sfal;owane s;owja;ske p;ibogi! – Gef;lschte
Wendeng;tter!“ и от-дельная брошюрка (изд. REGIA, 2005). В них автор
Вернер Мешанк (Werner M;;kank) обращается ко временам дохристианских
верований славян, а также приходит к необычному заключению о том, что в
некоторых лужицких ле-гендах и обычаях сохраняются следы старых
славянских божеств!
Лужицкий музей в центре Хочебуза, Млынска дорога 12 (M;y;ska droga 12)
открыт со вторника до пятницы с 8.30 до18.00, в субботу и воскресенье с
14.00 до 18.00.
Экскурсия по выставке может быть проведена на лужицком языке.
Тел. 0355-794930
Перевод с сербского - С. Базлов
Источник: http://www.proza.ru/2008/06/20/21 |