Давайте разберемся в конструкции вашего позвоночника1.
Функциональной (в смысле работающей, подвижной) единицей позвоночника,
является Позвоночный Двигательный Сегмент (ПДС), состоящий из двух
позвонков (кости), межпозвонкового диска (хрящ), связок и мышц их
удерживающих и их двигающих.
2. ПДС - это первично напряженная
структура. Т.е. всё, что внутри (диск)-раздвигает позвонки, а всё, что
снаружи - стягивает (связки и мышцы) позвонки, чтобы они не развалились.
3. Межпозвонковый диск устроен как подушка двигателя в BMW. Подушка этой
современной машины – резино - маслянная, внутри несжимаемое масло, а
снаружи плотная резина, чтобы масло не утекло. Но организм полностью мы
не научились повторять. Масло в подушку нельзя добавить, а пульпозное
ядро диска (оно-то и есть жидкое), получает постоянную подпитку, но не
через сосуды-трубочки (они будут пережаты подвижным и мягким хрящом), а
диффузно через прилегающие к диску поверхности позвонков (их называют
замыкательными пластинками).
Диффузия определяется осмотическим
давлением пульпозного ядра. Чем выше осмотическое давление, тем больше
жидкости тянет на себя ядро, тем больше его стремление к округлой форме
шарика. Шарика по своим размерам превышающего высоту хряща его
удерживающего. Этот хрящ, вторая часть межпозвонкого диска, его задача
удержание "шарика" пульпозного ядра от вытекания в стороны и
направление увеличения размеров шарика вверх и вниз, по оси
позвоночника. Именно поэтому проснувшись утром, мы на 2-3 см выше,
чем вечером. Именно поэтому вопрос не в том, что бы вырасти на 2см. к
утру, а что бы осталось к вечеру. Пульпозное ядро, неотягощённое нашим
весом набирается жидкости и раздвигает позвонки на ту высоту (степень
свободы), которую дают связки и мышцы, именно под давлением нашего веса
и того веса, что мы берём на себя дополнительно в течение дня,
пульпозное ядро теряет жидкость, и мы становимся ниже ростом. Именно
поэтому с возрастом, когда пульпозное ядро теряет свою способность
набирать жидкость (или вернее ему перестают давать жидкость), мы
уменьшаемся на 5-12 см роста. У нас 23 диска с высотой от 0,5 см до 1
см, в норме. Отнимите от каждого по половинке, вот и получите те самые
10 см, на которые мы стали или станем меньше.
4. Почему пульпозное ядро не дополучает жидкости. Ходим,
сидим, прыгаем, таскаем, да просто с гравитацией боремся и делаем ещё
многое, что создает нагрузки на опорные площадки, а они, для того чтобы
пропускать жидкость, сделаны из пенобетона. Отвечая на наши требования
по увеличенным нагрузкам, организм уплотняет опорные поверхности
(замыкательные пластинки), до уровня бетона (железнит-из
стройотрядовской практики). Это всё формирование остеохондроза.
5.
Не получая жидкостной подкормки, жидкое пульпозное ядро уменьшается
(усыхает), прежде всего по вертикальной оси, т.к. именно по ней
гравитация действует и нагрузка перераспределяется с несжимаемо
пульпозного ядра, на сжимаемое хрящевое фиброзное кольцо. Именно оно
вначале выпячивается (протрузия), а потом и лопается с выдавливанием
остатков пульпозного ядра (пролапс).
Кстати, если при хорошем
состоянии пульпозного ядра прыгнуть с дерева, да и на твёрдое, да и не
согнуть колени, то ядро проломит опорную поверхность и сформирует Грыжу
Шморя, или опять же разорвёт фиброзное кольцо и сформирует пролапс,
даже при отсутствии значительного остеохондроза.
6. Организм
предусмотрел возможность естественного (возрастного) ухудшения питания
межпозвонкового диска, сделал его размером 10 мм. А межпозвонковое
отверстие 15 мм, а нерв из него выходящий 3 мм.
Таким образом,
если даже полностью высохнет ядро, и хрящ уплощиться до 0, что не
возможно, то в межпозвонковом отверстии останется свободными 5мм в
которых будет вольготно 3-х мм нерву. В этом особенность естественного
высыхания, ядро и диск усыхает как бы в себя (ядро быстрее диска).
А
при неестественном (что гораздо чаще) возникает несоответствие, ядро
ещё упругое и есть ещё чему выдавливаться, а кольцо уже ослаблено
перегрузками. И при выдавливании грыжи, она то и заполняет те мм, что
определяют свободу нерва. Тут вступает в действие индивидуальность, у
кого и сколько мм межпозвонковое отверстие, у кого и сколько мм
осталось от диска, куда направилась грыжа (есть места поуже и
посвободнее). Именно поэтому решающим при определении необходимости
операции, является не размер грыжи, а состояние пациента. Но, всё же,
предел допуска существует, при размерах 6-8 мм грыжа почти всегда
достаёт до нерва, и приходиться задумываться об операции.
7.
Размер грыжи это не только остатки диска и пульпозного ядра, как
правило, это и реакция на процесс в виде воспаления, воспаление это
всегда отёк. Поэтому в острой фазе основную часть грыжи составляет
отёк, поэтому так часто помогают противовоспалительные средства,
поэтому первым делом их и назначают в поликлинике, поэтому при уходе
воспаления и отёка размеры грыжи быстро уменьшаются, но не до ноля, а с
прибавлением 1-2 мм при каждом новом обострении (хотя можно и сразу
много выдавить).
8. Так как диск уменьшился и каждое движение
вызывает боль, то мышцы вокруг ПДС сокращаются и не дают двигаться
позвонкам, формируя защитный блок. А если он защитный, то делать
мануальную терапию и устранять его нельзя, хуже станет.
9. После
устранения воспаления (1-2 недели), для того чтобы ПДС не двигались
всегда, на месте разрыва идет первичный процесс фиброзирования
(формируется шрам), в сроки до 1 года. Так как нагрузки высоки, наш
разумный организм уплотняет место повреждения ещё больше -
склерозирует, в сроки 1-5 лет, а потом и кальцифицирует (костенеет),
5-10 лет.
ИТАК, делаем выводы:
Между
позвонками лежат хрящевые диски, которые как подушка двигателя в машине
раздвигает позвонки, обеспечивает связь позвонков и амортизацию.
Вот эти хрящи полопались, и позвонки сели друг на друга (как двигатель на раму).
Можно
ли ездить на такой машине. Конечно можно, но только надо учитывать эту
особенность и не газовать сильно, не тормозить резко, плавно проходить
повороты. И тогда на этой машине можно ездить, и ездить, и ездить…
Как
правильно самому эксплуатировать машину, подробно написано в различных
методических руководствах, но кое-что придется делать и у мастера.
Старайтесь
пару раз в год приезжать на тех обслуживание и лучше не тогда, когда
машина встала, а тогда, когда необходима профилактика. 3-4 раза в год
по 1-3 раза. ссылка - http://www.pozwonocnik.ru/articles/stati-s-poleznymi-sovetami-11/
Источник: http://www.pozwonocnik.ru/articles/stati-s-poleznymi-sovetami-11/davajte-razberemsja-v-konstrukcii-vashego |