Происхождение русского народа по данным археологии и антропологии
Академик А.А. Тюняев, 9 сентября 2008 г.
На смену волосовской культуре (3065 – 1840 л. до н.э.) [Алексеева Т.И., 1997]
во 2-й половине 3-го тыс. до н.э. в лесной полосе Средней и Восточной
Европы распространились среднеднепровская культура, фатьяновская
культура, культура ладьевидных топоров, Злота культура, катакомбная
культура и др., а в Северной Европе распространилась группа культур
шнуровой керамики (или другое название – культура боевых топоров).
Рис. 11. Носители фатьяновской культуры (2-е тыс. до н.э., центральные области Русской равнины, женщина из Ярославской области, реконструкции М.М. Герасимова).
Антропологический тип – индоевропейцы – предки русов, славян, германцев, балтов (Л.Я. Монгайт и др.), кельтов и италийцев [Монгайт А.Л., 1973; Чайлд Г., 1952; Титов В.С., 1966].
Относящиеся к общности культур шнуровой керамики (боевых топоров)
славяне среднеднепровской культуры распространились в Среднем и Верхнем
Поднепровье во 2-й половине 3-го – 1-й половине 2-го тыс. до н.э. и
вели обмен с племенами Прибалтики, Волыни и Причерноморья. Жилища –
деревянные, столбовой конструкции с очагами внутри. Захоронения – в
курганных и грунтовых могильниках (трупоположения и трупосожжения) [Артеменко И.И., 1967].
В 3-ем тыс. до н.э. в Каспийско-Черноморских степях (от Южного
Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до
Среднего Поволжья на севере) распространились племена ямной культуры.
Рис. 12. Представители ямной культуры (3-е тыс. до н.э.).
Внутри ямной культуры выделено девять локальных вариантов,
соответствующих родственным племенным группам и археологическим
культурам: Волжско-Уральский, Предкавказский, Донской, Северо-Донецкий,
Приазовский, Крымский, Нижнеднепровский, Северо-Западный, Юго-Западный.
Основной объединяющий признак ямной культуры – погребальные памятники,
захоронения в скорченном положении под курганами (древнейшими из
известных доныне). Уже на раннем этапе отдельные группы племён ямной
культуры вторгаются в Подунавье и на Балканский полуостров. На втором
этапе (3-я – начало 4-й четверти 3-го тыс. до н.э.), как результат
слияния с местными племенами, возникают локальные варианты. Потомки
племён ямной культуры на востоке сыграли основную роль в формировании
срубной культуры, на западе они были ассимилированы предками славян –
племенами катакомбной, среднеднепровской культуры, усатовской культуры.
Основой экономики ямной культуры было кочевое и полукочевое
скотоводство. Потомки племён ямной культуры вошли в состав некоторых
этнических групп индоевропейской языковой семьи [Мерперт Н.Я., 1974].
Рис. 13. Представитель срубной культуры.
В Волжско-Уральском междуречье на основе местного варианта ямной
культуры сформировалась срубная культура. Во 2-ой половине 2-го –
начале 1-го тыс. до н.э. она распространилась в степной и лесостепной
зонах Европейской части бывшего СССР. Представлена поселениями,
курганными кладбищами, кладами металлических изделий, а также литейных
форм и инструментов металлообработки. Распространение срубной культуры
привело к установлению в этот период культурного единообразия от Урала
на востоке до Днепра на западе, от р. Кама и правых притоков р. Ока на
севере до Азово-Черноморских степей на юге. Поселения располагались на
берегах рек, на позднем этапе иногда укреплялись валами и рвами. Жилища
– полуземлянки или наземные (бревенчатые или каменные). Погребения в
индивидуальных могилах под курганами. Посуда с геометрическим
орнаментом. Орудия, оружие и украшения главным образом бронзовые
(проушные топоры, ножи, кинжалы, кельты, втульчатые копья, на позднем
этапе – короткие мечи, серпы, клепаные котлы). Известны мощные очаги
металлообработки срубной культуры в Волжско-Уральском междуречье и
Северо-Западном Причерноморье. В конце срубной культуры появляются
признаки использования железа. Хозяйство: в степной полосе –
преимущественно скотоводство, в лесостепи – земледелие и придомное
скотоводство. Объединения племён сыграли значительную роль в
формировании исторически известных киммерийцев, а позднее – скифов [Городцов В.А., 1905; Кривцова-Гракова О.А., 1955].
Рис. 14. Скифы: слева – скиф из Никопольского могильника, справа – скифский царь Скилур (реконструкции М.М. Герасимова).
Рис. 15. Сарматка из Садового кургана (реконструкция М.М. Герасимова).
Сменившие ямную культуру племена катакомбной культуры в 1-й половине
и 3-й четверти 2-го тыс. до н.э. распространились в Северном
Причерноморье и Нижнем Поволжье. Носителями катакомбной культуры была
группа родственных племён, генетически связанных с жившими в 3-м тыс.
до н.э. на этой же территории племенами ямной культуры. Характерны
родовые посёлки и курганные могильники (захоронения в подкурганных
катакомбах, в скорченном положении на боку, посыпаны красной краской,
символизирующей огонь). Глиняная посуда с орнаментом, нанесённым
верёвочными штампами, характер узоров которого позволяет включить
катакомбную культуру в более широкий круг шнуровой керамики культуры.
Занятия – скотоводство и земледелие, металлургия меди и бронзы. Вели
обмен через племена Кавказа с Передней Азией, Ираном, Египтом.
К концу 3-й четверти 2-го тыс. до н.э. племена катакомбной культуры
были вытеснены продвинувшимися из района Средней Волги племенами
срубной культуры (сформированной также племенами ямной культуры) [Попова Т.Б., 1955; Клейн Л.С., 1960].
Относящиеся к общности культур шнуровой керамики (боевых топоров)
славяне русы фатьяновской культуры в 1-ой половине 2-го тыс. до н.э.
распространились от Прибалтики до Волго-Камья с центром в Волго-Окском
междуречье (локальные варианты: верхневолжский, московско-клязьминский
и средневолжский (балановский) и др.). Фатьяновцы хоронили умерших в
грунтовых могильниках в скорченном положении в специальных сооружениях
(из дерева, берёсты, прутьев), мужчин – на правом боку, головой на
запад, женщин – на левом, головой на восток. Шаровидные сосуды
орнаментированы нарезным и штампованным узором, на донцах – солярные
знаки. Занятия: основные – скотоводство, земледелие; подсобные занятия
– охота, рыболовство и собирательство. Была развита металлургия меди.
Верования – культ предков, медвежий и солярный культы [Третьяков П.Н., 1966; Кpайнов Д.А., 1972; Денисова Р.Я., 1975].
На территории современной Москвы могильники фатьяновской культуры
обнаружены у бывших деревень Спас-Тушино и Давыдково; отдельные
каменные орудия и оружия найдены в Крылатском, Зюзине, Чертанове и др. [Крайнов Д.А., 1963].
Во 2-й половине 2-го тыс. до н.э. на территории современной
Воронежской области, Марий Эл, Чувашии и Башкирии (в лесостепном
Подонье, Среднем Поволжье и на Южном Урале) распространились племена
абашевской культуры, которые, принадлежа к культуре шнуровой керамики и
обнаруживая родственные связи со среднеднепровской культурой, следует
отнести также к славянам. Погребения – подкурганные в ямах. Посуда –
орнаментированная. Развитие металлургии – значительное. Места поселений
абашевской культуры найдены лишь в Приуралье [Федоров Г.Б., 1952, стр. 94 – 101; Абашевская культура, 1961; Сальников К.В., 1967, стр. 17 – 146].
В 13 – 4-ом вв. до н.э. от Балтийского побережья до Дуная и от р.
Шпре до Волыни была распространена наиболее древняя из культур полей
погребальных урн – лужицкая культура [Спицын А.А., 1948; Pittioni R., 1949; Muller-Karpe H., 1959].
Занятия: земледелие (применялись деревянная соха и плуг) и
скотоводство. Из привозной бронзы изготавливались серпы, кинжалы, мечи,
украшения, сосуды. В 7 – 6 вв. до н.э. распространилась металлургия
железа, и во 2-й половине 1-го тыс. до н.э. железо уже полностью
господствовало в производстве. Многие учёные (А.Л. Монгайт и др.)
считают племена лужицкой культуры предками славян современных
германских земель [Третьяков П.Н., 1953; Кухаренко Ю.В., 1969].
На рубеже 2 – 1-го тыс. до н.э. в долинах рек Дунай и Рейн в
северо-западной части Швейцарии и Восточной Франции возникли
южногерманская и порейнская культуры полей погребальных урн. В начале
железного века носители этих двух культур проникли далее на территории
Франции, а в 8 в. до н.э. – на Пиренейский полуостров (Каталония,
Кастилия), в 9 – 8 вв. до н.э. появились в Британии [Спицын А.А., 1948; Pittioni R., 1949; Muller-Karpe H., 1959].
Культуры полей погребальных урн в Испании и Британии принадлежали
предкам кельтов, а на территории Русской равнины – пшеворская культура,
зарубинецкая культура и черняховская культура – принадлежали предкам
древних славян [Спицын А.А., 1948; Pittioni R., 1949; Muller-Karpe H., 1959]. А академик Б.А. Рыбаков и многие другие археологи черяховцев уверенно называли русами.
Зарубинецкая культура в 1 в. до н.э. – 1 в. н.э. была распространена
на территории Среднего и, отчасти, Верхнего Приднепровья. Большинство
исследователей считают её древнеславянской. Зарубинецкая культура на
западе граничила с пшеворской культурой [Зарубинецкая культура, 1959; Кухаренко Ю.В., 1964].
К западу от зарубинецкой культуры, на территории Польши и смежных с
ней областей Украины, с конца 2 в. до н.э. по начало 5 в. н.э.
распространилась пшеворская культура (венедская, ямных погребений).
Поселения – неукрепленные, жилища – наземные столбовые постройки, реже
– полуземлянки. Занятия: земледелие и скотоводство. Ремёсла: гончарное,
кузнечное, ювелирное [Кухаренко Ю.В., 1969; Cmiшко М., 1948]. «Большинство исследователей считает пшеворскую культуру славянской и отождествляет её носителей с венедами» [БСЭ, Кухаренко Ю.В., ст. Пшеворская культура].
Черняховская культура была распространена во 2 – 5 вв. в лесостепи и
степи от Нижнего Подунавья на западе до левобережья Днепра на востоке,
а также на территории Румынии, где она именуется Сынтана-де-Муреш –
Черняхов. Осёдлоземледельческие, скотоводческие племена носителей
Черняховской культуры жили в больших неукрепленных поселениях; жилища –
наземные и землянки – располагались рядами. Площадь некоторых наземных
домов превышала 100 м2. Были развиты железоделательное, кузнечное,
бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремёсла, причём мастера
работали преимущественно на заказ и лишь частично на рынок. Процветала
торговля с ближайшими античными центрами. Во внешней и внутренней
торговле использовалась римская монета. В погребальном обряде
черняховской культуры сочетались трупосожжения (поля погребальных урн)
и трупоположения (последние преобладали). Существует мнение, что
черняховская культура была уничтожена гуннским нашествием в конце 4 в.
Но наиболее вероятно, что она переросла в древнерусскую культуру [Черняховская культура, 1960; Проблемы изучения, 1970].
Первые поселенцы летописной Москвы удивительным образом, как братья
близнецы, схожи с людьми волосовской и других древних культур Русской
равнины.
Рис. 16. Линия антропогенеза Русской равнины – мужики.
Рис. 16а. Линия антропогенеза Русской равнины – бабы.
Антропогенез русского народа
Представленный обзор показывает, что антропогенез неоантропов,
начавшийся на территории Русской равнины (Костёнки, Воронеж),
продолжался в пределах Волго-Окского региона. Начиная с эпохи верхнего
палеолита и последовательно сменив ряд археологических культур,
неоантропы Русской равнины достигли вида современного человека
европеоидной русской расы.
1 По антропологическим характеристикам
древние люди рубежа 50-го тыс. до н.э. делятся на два терминологически
противостоящих вида:
- Палеоантроп – «древний человек», термин относится к человеку неевропеоидного антропологического типа;
- Неоантроп – «новый человек», термин относится к человеку европеоидного антропологического типа.
Ещё более ранний вид человека называется архантроп.
Предполагают, что и палеоантропы, и неоантропы имеют ряд географических терминологических вариаций:
- Палеоантропы создали около 30-ти своих видов, но в последствие все эти виды вымерли;
- Неоантропы сформировали всего один вид, но с тремя подвидами,
которым сейчас соответствует термин «большая раса»: большая
европеоидная раса, большая монголоидная раса, большая негроидная раса.
Некоторым останкам древнего человека присваиваются специфические
названия. Например, «французский» палеоантроп из пещеры Неандерталь
назван «неандертальцем», а «французский» неоантроп из грота Кро-Маньон назван «кроманьонцем».
Оба названия иногда используются в качестве обобщающих терминов. На наш
взгляд, такое распространение термина нельзя назвать правильным,
поскольку, например, «французский» неандерталец и «китайский»
неандерталец – это совершенно разные антропологические виды древнего
человека.
Либо следует называть географическим именем каждый вид
палеоантропов, обнаруженных в той или иной местности. В частности, есть
и другие пещеры, по которым найденные в них палеоантропы или неоантропы
получили соответствующие названия.
Распространение термина «неандерталец», как и термина «кроманьонец»,
вносит грубейшие ошибки в восприятие и описание археологии и
антропологии древности. Называя, например, палеоантропа со стоянки
Челюскинец (Волгоград, Россия) неандертальцем, мы вносим искажения в
представление о перемещении древних людей. Ели не указать дату стоянки
– 184 тыс. до н.э., – то создастся впечатление, что неандертальцы (50
тыс. до н.э.) расселились из Франции в районы современного Волгограда.
Что, конечно же, не так.
Кроманьонцы с антропологической точки зрения относятся к
современному виду человека (Homo sapiens sapiens; неоантроп), но в
специальной литературе кроманьонцами называют только те локальные
группы древних обитателей Европы, которые сходны по своему типу с
человеком из грота Кро-Маньон и характеризуются высоким ростом, длинной
мозговой коробкой, широким лицом и низкими глазными орбитами. Черты
антропологического типа кроманьонцев прослеживаются в населении более
поздних эпох вплоть до современной (например, гуанчи Канарских
островов) [Рогинский Я.Я., 1963].
То же касается и неандертальцев.
Из сказанного видно, что производство терминов, обозначающих тот или иной вид или подвид человека, осуществляется в зависимости
- либо от стадийно-антропологического принципа
(арх-/палео-/нео-/+антроп), разделяемого на ряд подпринципов для
каждого вида антропов:
- В зависимости от антропологической принадлежности к одной из рас,
образованных неоантропами (европеоид, негроид, монголоид, веддоид,
кавказоид, американоид и т.д.);
- В зависимости от антропологической принадлежности к неандертальской общности (неандерталоид);
- либо в зависимости от географического принципа, разделяемого на два подпринципа:
- По пещере, стоянке, гроту или населённому пункту (неандерталец,
кроманьонец, сунгириец, костёнковец, владимирец, туляк, москвич,
иерихонец и т.д.);
- По государству или стране (германец, азиат, европеец, хазарянин, шумериец, грек, рус (русский) и т.д.).
Исходя из этого, в контексте последующих изложений мы будем
применять для обозначения конкретного вида/подвида человека как
стадиальные, так и географические термины:
- Европеоиды – неоантропы, исторически занимающие территорию
Европы до Уральских и Кавказских гор, антропологически сформировавшие
европеоидную расу.
- Неоантропы – общее обозначение человека современного типа.
- Палеоантропы – общее обозначение человека ископаемого типа.
- Неандертальцы – общее обозначение палеоантропов, проживавших незадолго до неоантропов и одновременно с ними.
- Русы, проторусы – европеоиды, исторически занимающие территорию Русской равнины (приставка прото- обозначает более раннюю временную стадию).
2 Преднеоантропические расовые типы –
этим термином обозначены видовые дифференциации, накопившиеся в
географически обособленных популяциях неандертальцев в эпоху верхнего
палеолита.
3 См. например, статью M.V. Anikovich,
A.A. Sinitsyn, John F. Hoffecker, Vance T. Holliday, V.V. Popov, S.N.
Lisitsyn, Steven L. Forman, G.M. Levkovskaya, G.A. Pospelova, I.E.
Kuz'mina, N.D. Burova, Paul Goldberg, Richard I. Macphail, Biagio
Giaccio, N.D. Praslov, Early Upper Paleolithic in Eastern Europe and
Implications for the Dispersal of Modern Humans. «Science» 12 January
2007.
4 Макошь – общеславянская русская богиня
Космоса и вселенской судьбы, женская ипостась Единого Бога Рода.
Возраст верования, согласно исследованиям академика Б.А. Рыбакова,
уходит корнями в мустьерское время (ок. 100 – 50 тыс. л.н.). Обычно имя
Макошь (Мокошь) обозначает «мать судьбы». Это же слово – моска, муска,
muska, mucka, машка и др. – в древнеобщеиндоевропейском (палеорусском)
языке обозначает термин «корова». Согласно древнерусским преданиям,
Вселенная родилась из молока Коровы-Макоши (иногда Земун «Луна»).
Мужская ипостась – Велес (Волос) – вол, бык, крупнейший самец стада.
Именем Макоши названа столица Руси Москва.
Литература:
- Абашевская культура, 1961. Абашевская культура в Среднем Поволжье, М., 1961 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 97).
- Александрова М.В., 1974. Александрова М.В., К методике
изучения палеолитических поселений (по материалам мустьерской стоянки
Сухая Мечетка) // Реконструкция древних общественных отношений по
археологическим материалам жилищ и поселений. Л., 1974.
- Алексеева Т.И., 1997. Алексеева Т.И., Неолит лесной полосы
Восточной Европы (Антропология Сахтышских стоянок). - М.: Научный мир,
1997.
- Аникович М.В., i. Аникович М.В., Костенки 12 – памятник
начальной поры верхнего палеолита Восточной Европы, сайт Института
истории материальной культуры РАН,
http://www.archeo.ru/rus/projects/kostenki12.htm.
- Аникович М.В., 2002. Аникович М.В., Происхождение
костенковско-стрелецкой культуры и проблема поиска
культурно-генетических связей между средним и верхним палеолитом //
Stratum plus. - № 1. - 2001 - 2002. - С. 266 - 290.
- Аникович М.В., 2007. Аникович М.В., Костёнки - палеолитический "центр мира". Известия "Наука", 04.09.2007 г.
- Артеменко И.И., 1967. Артеменко И.И., Племена Верхнего и
Среднего Поднепровья в эпоху бронзы, М., 1967 (Материалы и исследования
по археологии СССР, № 148).
- Бадер О.Н., 1973. Бадер О.Н., Новые памятники позднего и
древнего палеолита Башкирии, в сборнике: Археология и этнография
Башкирии, в. 5, Уфа, 1973.
- Береговая Н.А., 1960. Береговая Н.А., Палеолитические
местонахождения СССР, в кн.: Материалы и исследования по археологии
СССР, № 81, М.- Л., 1960.
- Борисковский П.И., 1953. Борисковский П.И., Палеолит Украины. М.; Л., 1953.
- БСЭ. Большая советская энциклопедия, «Советская энциклопедия», в 30 т., 1969 - 1978.
- Васильев С.А., 2004. Васильев С.А., Поздний палеолит Северной Евразии: палеоэкология и структура поселений. ИИМК РАН. 2004.
- Величко А.А., 2003. Величко А.А., Грибченко Ю.Н., Куренкова
Е.И., Позднепалеолитический человек заселяет Русскую равнину,
"Природа", № 3, 2003.
- Виноградов А.Г., 2002. Виноградов А.Г., Жарникова С.В.,
Восточная Европа как прародина индоевропейцев // Реальность и субъект.
– СПб. 2002. № 3, том 6., с. 119 - 121.
- Городцов В.А., 1905. Городцов В.А., Результаты
археологических исследований в Изюмском уезде Харьковской губернии.
1901 г., в кн.: Тр. XII археологического съезда в Харькове, т. 1, М.,
1905.
- Городцов В.А., 1923а. Городцов В.А., Бронзовый век Средней России. М. 1923. (или 1915)
- Григорьев Г.П., 1968. Григорьев Г.П., Начало верхнего палеолита и происхождение Homo sapiens, Л., 1968.
- Денисова Р.Я., 1975. Денисова Р.Я., Антропология древних балтов, Рига, 1975.
- Добровольская М.В., 2005. Добовольская М.В., Человек и его
пища. Пищевые специализации и проблемы антропогенеза. М., «Научный
Мир», 2005.
- Ефименко П.П., 1953. Ефименко П.П., Первобытное общество, 3 изд., К., 1953.
- Ефименко П.П., 1958. Ефименко П.П., Костенки I, М.- Л., 1958.
- Замятнин С.Н., 1935. Замятнин С.Н., Раскопки у села Гагарина,
"Известия Государственной Академии истории материальной культуры",
1935, в. 118.
- Зарубинецкая культура, 1959. Памятники зарубинецкой культуры, М. - Л., 1959.
- Клейн Л.С., 1960. Клейн Л.С., Новые данные о хронологических
взаимоотношениях ямной и катакомбной культур, "Вестник ЛГУ. Серия
истории языка и литературы", 1960, в. 4, № 20.
- Копытов П.С., 2000. Копытов П.С., Васильев И.Б., Дубман Э.Л.,
Смирнов Ю.Н., Храмков Л.В., История Самарского Поволжья с древнейших
времен до наших дней. Каменный век. - Изд. Сам. науч. центра РАН, 2000.
- Коробков И.И., 1971. Коробков И.И., К проблеме изучения
нижнепалеолитических поселений открытого типа с разрушенным культурным
слоем, в кн.: Материалы и исследования по археологии СССР, № 173, Л.,
1971.
- Крайнов Д.А., 1963. Крайнов Д.А., Памятники фатьяновской культуры. Московская группа, М., 1963.
- Кpайнов Д.А., 1972. Кpайнов Д.А., Дpевнейшая истоpия Волго-Окского междypечья. М., 1972.
- Крайнов Д.А., 1977. Крайнов Д.А., Хотинский Н.А., Ранненеолитическая верхневолжская культура // СА. 1977. № 3.
- Крайнов Д.А., 1987. Крайнов Д.А., Волосовская культура // Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М.: Наука, 1987. С. 10 - 28.
- Кривцова-Гракова О.А., 1955. Кривцова-Гракова О.А., Степное
Поволжье и Причерноморье в эпоху поздней бронзы, М., 1955 (Материалы и
исследования по археологии СССР, № 46).
- Кухаренко Ю.В., 1964. Кухаренко Ю.В., Зарубинецкая культура, М., 1964 (Свод археологических источников, в. Д 1—19).
- Кухаренко Ю.В., 1969. Кухаренко Ю.В., Археология Польши, М., 1969.
- Лазуков Г.И., 1981. Лазуков Г.И., Гвоздовер М.Д., Рогинский Я.Я., Природа и древний человек. Изд-во "Мысль", 1981.
- Любин В.П., 1960. Любин В.П., Нижнепалеолитические памятники
Юго-Осетии, в кн.: Материалы и исследования по археологии СССР, № 79,
М. - Л., 1960.
- Матюшин Г.Н., 1996. Матюшин Г.Н., Археологический словарь. - М.: Просвещение: АО "Учеб. лит.", 1996. - 304 с.: ил.
- Медникова М.Б., 2002. Медникова М.Б., Эпохальная изменчивость
размеров тела человека: мифы и реальность // Opus. Междисциплинарные
исследования в археологии. Вып. 1 – 2. М., 2002.
- Мезолит, 1989. Мезолит СССР, М., 1989.
- Мерперт Н.Я., 1974. Мерперт Н.Я., Древнейшие скотоводы Волжско-Уральского междуречья, М., 1974.
- Монгайт А.Л., 1973. Монгайт А.Л., Археология Западной Европы. Каменный век, М., 1973.
- Нестурх М.Ф., 1958. Нестурх М.Ф., Происхождение человека, М., 1958.
- Поликарпович К.М., 1968. Поликарпович К.М., Палеолит Верхнего Поднепровья, Минск, 1968.
- Попова Т.Б., 1955. Попова Т.Б., Племена катакомбной культуры,
в сборнике: Тр. Государственного исторического музея, в. 24, М., 1955.
- Проблемы изучения, 1970. Проблемы изучения черняховской
культуры, в сборнике: Краткие сообщения Института археологии, в. 121,
М., 1970.
- Рогачёв А.Н., 1957. Рогачёв А.Н., Многослойные стоянки
Костёнковско-Боршевского района на Дону и проблема развития культуры в
эпоху верхнего палеолита на Русской равнине, в сб.: Материалы и
исследования по археологии СССР, №59, М.— Л., 1957.
- Рогинский Я.Я., 1963. Рогинский Я.Я., Левин М.Г., Антропология, М., 1963.
- Сальников К.В., 1967. Сальников К.В., Очерки древней истории Южного Урала, М., 1967.
- Сергеев Г.П., 1950. Сергеев Г.П., Позднеашельская стоянка в
гроте у сел. Выхватинцы (Молдавия), в сб.: Советская археология, т. 12,
М. - Л., 1950.
- Сидоров В.В., 2002. Сидоров В.В., Старшее Каширское городище и Колтеск. В кн.: Археологические открытия 2001 года. М., 2002.
- Cmiшко М., 1948. Cmiшко М., Доба полiв поховань в захiдних областях УРСР, в сборнике: Археолоiя, т. 2, К., 1948.
- Спицын А.А., 1948. Спицын А.А., Поля погребальных урн, в сборнике: Советская археология, т. 10, М., 1948.
- Титов В.С., 1966. Титов В.С., Древнейшие земледельцы в Европе, в сборнике: Археология Старого и Нового Света, М., 1966.
- Третьяков П.Н., 1953. Третьяков П.Н., Восточнославянские племена, 2 изд., М., 1953.
- Третьяков П.Н., 1966. Третьяков П.Н., Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге, М. — Л., 1966.
- Федоров Г.Б., 1952. Федоров Г.Б., Тиверцы, «Вестник древней истории», 1952, № 2.
- Хрисанфова Е.Н., 2000. Хрисанфова Е.Н., Физический тип
палеолитического человека (опыт реконструкции) // Раиса Денисова.
Библиография к семидесятилетнему юбилею. Рига, 2000.
- Чайлд Г., 1952. Чайлд Г., У истоков европейской цивилизации, пер. с англ., М., 1952.
- Черняховская культура, 1960. Черняховская культура, М., 1960 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 82).
- Шовкопляс И.Г., 1965. Шовкопляс И.Г., Мезинская стоянка. Киев, 1965.
- Шрамко Б.А., 1962. Шрамко Б.А., Древности Северского Донца,
Издательство Харьковского Государственного Университета, Харьков, 1962.
Источник: http://www.dazzle.ru/spec/prnpdaia.shtml |