Готы и Гунны
В
середине III в. в Крым переселяются готы. «Готами» назывался союз
германских племен. Среди них были племена острготов (остготов);
везеготов (вестготов); герулов, боранов, карпов и других. Прародина
готов находилась на территории современного Скандинавского полуострова.
Какие причины побудили готов начать продвижение на юг, в точности
неизвестно. Высказывают предположения об изменении климата Скандинавии,
о возрастании численности населения полуострова, скудные почвы которого
не могли прокормить ставших многочисленными готов. В любом случае в I
в. н. э. готы переселяются на южный берег Балтийского моря, а к
середине III в. они заняли огромные территории от Нижнего Дуная на
западе до Днепра на востоке. Граница между владениями готов и
Римской империей проходила по Дунаю. В 250 г. огромная армия готов
переправилась через реку и обрушилась на провинции империи. Так
началась серия кровопролитных войн между германцами и римлянами.
Союзниками готов в этих войнах выступали различные племена и союзы
племен, например, сарматы. Для спасения важных балканских провинций
римляне были вынуждены задействовать все резервы. На помощь дунайским
армиям были переброшены, в частности, легионеры, составлявшие гарнизоны
Херсонеса и Харакса. Таким образом, позиции империи на Крымском
полуострове были серьезно ослаблены, чем не преминули воспользоваться
готы. Варвары, участвовавшие в событиях на Дунае, вскоре появились в
Крыму. С собой они принесли захваченные в сражениях с римлянами трофеи.
Один из варваров закопал у современного с. Долинное Бахчисарайского
района 119 римских серебряных монет, серебряную фибулу и стеклянный
сосуд. По каким-то причинам он так и не вернулся за своим имуществом, и
только в 1971 г. при прокладке нового русла р. Качи, клад был извлечен
на поверхность земли. Самые последние монеты из клада датированы 251
г., т. е. в Крыму готы появились в этом году или несколько позже. Поздним
скифам не удалось оказать готам достойного сопротивления. Их поселения
были разрушены, а жители перебиты или захвачены в плен. Затем готы
напали на Боспор. Некоторые боспорские города понесли от варваров
серьезный ущерб. Не помог даже ловкий ход царя Рескупорида IV (242/243
— 276/277 гг.); взявшего в соправители Фарсанза, вероятно, вождя одного
из живших поблизости иранских племен, заключившего с боспорцами
антиготский союз. Готы пришли на Боспор отнюдь не в поисках
земель для поселения. Варвары хорошо понимали стратегическое значение
этих мест: отсюда можно было совершать походы против богатых городов и
провинций, находившихся на побережье Черного моря. Для таких походов
весьма пригодился бы боспорский флот, потому что своего у готов не
было. Германцы силой принудили Рескупорида предоставить им корабли
вместе с командами. Вероятно, у боспорского царя просто не было другого
выхода — победить готов самостоятельно он не смог, а на помощь Рима
рассчитывать было нельзя. Так Боспор стал базой, откуда на протяжении
третьей четверти III в. германцы совершили ряд набегов на римские
провинции. Целью первого похода (255/256 г.) стал богатый город
Питиунт в Восточном Причерноморье. Осада крепости не принесла ожидаемых
результатов, и готы, разграбив неукрепленные окрестные поселения,
вернулись на Боспор. Через год они совершили новый поход, захватили
Питиунт и другие близлежащие города. В 264 г. готы на кораблях достигли
южного берега Черного моря, отсюда совершили молниеносный переход в
глубь Малоазийского полуострова, опустошили римские провинции
Каппадоккию и Вифинию и вернулись на Боспор с богатой добычей. В 268 г.
жившие в Крыму готы поучаствовали в организованном коалицией различных
германских племен, обитавших в Северном Причерноморье, походе против
римских провинций на западном берегу Понта. В результате этой
экспедиции были опустошены огромные территории и разграблены десятки
городов. В 276 г. готы отправились в новый поход, на этот раз снова
против малоазийских провинций. Однако теперь им противостояли отборные
отряды римской армии. В сражении с ними варвары были разбиты. Довершил
разгром возвращавшихся на Боспор готов царь Тейран (275/76 — 278/79
гг.). Ему удалось восстановить Боспорское царство в прежних пределах и
наладить дружественные отношения с Римской империей. В это же время
римские императоры нанесли несколько поражений дунайским варварам и
таким образом ликвидировали готскую угрозу. Теперь римляне получили
возможность возобновить свое военное присутствие на Крымском
полуострове. В конце III в. в Херсонесе вновь появляется римский
гарнизон. Потерпевшие поражение в борьбе с империей готы расселились в
Северном Причерноморье и Крыму. К началу войн с Римом готы
были язычниками. Они поклонялись различным божествам, олицетворявшим
силы природы. Верховным богом был повелитель грома и молнии Тор. В III
в. среди населения Римской империи быстро распространялось
христианство. Во время походов в Малую Азию германцы захватили
множество пленных, в числе которых были и христиане. От этих пленных
новую религию восприняли и крымские готы. Через некоторое время
понадобилось упорядочить деятельность церкви в их владениях. С этой
целью в 400 г. патриарх Константинопольский, знаменитый Иоанн Златоуст,
принял решение создать отдельный церковный округ — епархию. Первым
епископом готов стал Унила. Постепенно христианское вероучение
распространилось и среди жителей Боспора и Херсонеса. Вероятно, не
последнюю роль в этом процессе сыграли контакты с христианами-готами.
Первая христианская община возникла на Боспоре в первой четверти IV в.
Когда в 325 г. в мало-азийском городе Никее для решения спорных
богословских вопросов был созван первый Вселенский собор, в нем принял
участие и представитель боспорских христиан епископ Кадм. В V в.
христианство было уже официальной религией Боспорского царства:
изображения креста помещали на надписях царей и высших государственных
чиновников. В Херсонесе первые христиане столкнулись со
значительными трудностями. В течение IV в. большая часть населения
города оставалась язычниками. В христианство переходили в основном
представители городской верхушки, рассчитывавшие получить за это
различные привилегии от покровительствовавших христианам византийских
властей. В 381 г. епископ Херсонский, Эферий, участвовал во втором
Вселенском соборе в Константинополе. Попытка крестить жителей города
насильственным образом была предпринята при императоре Феодосии I
(379-395гг.). Этот император стремился обратить в христианство все
подвластное ему население. Поэтому когда преемник Эферия, Капитон,
начал искоренять в Херсонесе язычество, большую помощь оказали ему
присланные императором в город войска. По легенде, для того, чтобы
доказать правоту христианского вероучения, Капитон вошел в горящую печь
и вышел оттуда невредимым. Пораженные язычники тут же приняли решение
креститься, правда, не вполне понятно, что в большей степени побудило
их к этому решению, ведь пока Капитон совершал свое чудо, византийские
солдаты взяли в заложники детей херсонеситов. Легенды о жизни и
деятельности первых христиан Херсонеса гораздо позже, в VII или VIII
в., были переработаны и легли в основу так называемых «Житий епископов
Херсонских». Память о «подвиге епископа Капитона» сохранилась среди
жителей города. При раскопках Херсонеса обнаружены остатки храма VI в.,
построенного над печью для обжига извести, в которую, как считали
херсонеситы, входил Капитон. Окончательно христианство утвердилось в
городе в конце V-VI вв., в первую очередь благодаря усилиям
византийской администрации. Во второй половине IV в. правитель
остроготов Герма-нарих объединил различные племена и основал обширное
государство, получившее название «державы Германариха». В ее состав
входили многочисленные племена варваров, обитавших в Северном
Причерноморье, в том числе и жившие в Крыму германцы. Просуществовало
новое объединение очень недолго, уже в середине 70-х гг. IV в. готы
потерпели поражение в борьбе с пришедшими с востока гуннами. Гунны сформировались в степях, расположенных к западу и северу от границ Китая. В
I в. н. э. начинается миграция гуннов на запад, а к 70-м гг. IV в. они
достигли пределов Восточной Европы. Гунны принадлежали к монголоидной
расе и говорили на одном из языков тюркской группы. Основой хозяйства
гуннов было кочевое скотоводство, немалая роль отводилась военной
добыче. Появление гуннов в Европе стало началом эпохи
Великого переселения народов, эпохи, когда огромные массы варваров
стали массово вторгаться в пределы Римской (позднее — Византийской)
империи в поисках мест для поселения. Гунны стали катализатором этого
процесса. Их нашествие в Европу вызвало своеобразный «эффект домино» —
одни варвары начинают сгонять других с обжитых мест. Вот что писал по
этому поводу современник: «... А о каких огромных сражениях и о каких
представлениях о сражениях мы узнали! Гунны восстали на аланов, аланы
на готов, готы на тайфалов и сарматов. Даже и нас [римлян] ...
сделали... изгнанниками из отечества, и нет конца...». Легкая
кавалерия гуннов наводила ужас на современников. Гунны принесли с собою
новые типы оружия и снаряжения, новую (вернее, хорошо забытую старую)
тактику ведения боя. Каждый взрослый мужчина был воином, всегда готовым
к битве, поэтому подготовка к войне не занимала у гуннов много времени.
Внезапность нападения позволяла гуннам заставать врагов врасплох. В
битву они вступали клинообразным строем и, если обратить противника в
бегство сразу не удавалось, использовали притворное отступление, чтобы
завлечь врага в засаду. До начала рукопашной схватки гунны издали
осыпали противника градом стрел. Они принесли в Европу лук нового типа,
склеенный из нескольких кусков дерева и усиленный дополнительными
костяными накладками. Такая конструкция лука позволяла поражать цель на
очень больших расстояниях и использовать крупные и тяжелые наконечники
стрел, пробивавшие любые доспехи. В ближнем бою сражались метательными
копьями, мечами и арканами, которыми опутывали врага, лишали его
подвижности, сбрасывали с коня или сбивали с ног. Сам внешний вид
гуннов, их характерный для монголоидов облик изумлял европейцев. Не
случайно популярностью пользовалась легенда о том, что гунны были
потомками колдуний, изгнанных из одного готского племени, и вступивших
в связь с болотными духами. Недоумение вызывал образ жизни кочевников,
не имевших «даже покрытого тростником шалаша», вечно двигавшихся по
степи вслед за своими большими стадами. Христианские писатели с
отвращением описывали религию гуннов — идолопоклонников, которые, если
им надо было получить предсказание относительно будущего, приносили в
жертву животных и гадали по внутренностям или по положению прожилок на
обскобленных костях. Все эти факты и привели к тому, что в
средневековой литературе сложилось очень своеобразное представление о
гуннах как о свирепых, безжалостных, невежественных язычниках, у
которых не было родины, государственной власти, представлений о чести и
бесчестии, а само слово «гунны» стало нарицательным. Гунны пришли
в северопричерноморские степи двумя путями. Одна их группа двигалась
вдоль восточного и северного берега Азовского моря. По пути они
столкнулись с жившими на берегах Танаиса (Дона) аланами. Многие аланы
пали в сражении, а остальные были вынуждены заключить с гуннами договор
и присоединиться к ним. Следующей жертвой гуннов стало государство
Германариха. По легенде, готский вождь покончил с собой, убедившись в
том, что сражение с гуннами проиграно. Племена остроготов подчинились
гуннам, сохранив своих племенных вождей и внутреннее самоуправление, но
обязавшись во всем поддерживать кочевников во внешней политике и
предоставлять им союзное войско. Везеготы бежали на запад,
переправлялись через Дунай и поселились на территории Римской империи. В
то время, как одни гунны устанавливали свое господство в
северопричерноморских степях, другие занялись завоеванием Крыма.
Перебравшись через Керченский пролив (говорят, что путь им показал то
ли бык, преследуемый оводом, то ли спасавшаяся от охотников лань); они,
не вступая в сражение, покорили Боспорское царство. Вероятно, силы
боспорских правителей были в то время ограничены, а потому они
предпочли признать верховенство гуннов и уплатить им дань. Население
предгорного Крыма оставило обжитые места и бежало в труднодоступные
горные районы. Возможно, некоторые из крымских алан присоединились к
гуннам. Большая часть полуострова обезлюдела и стала местом кочевий
гуннского племени альциагиров. Херсонесу удалось избежать
опасности, причем немалую помощь городу оказала Римская империя,
выделившая деньги на ремонт городских стен. В течение V в. римляне
расселяют на подступах к Херсонесу готов и алан, заключивших с Римом
союз и обязавшихся охранять город в обмен на землю и периодическую
денежную помощь. Таких варваров римляне и византийцы называли
«федератами». Вероятно, императоры прекрасно понимали стратегическое
значение Херсонеса и не хотели терять свой последний форпост в Северном
Причерноморье. В середине V в. вождь Аттила объединил
многочисленные племена гуннов и их союзников и объявил войну Риму. В
нескольких сражениях римляне были разгромлены, но в 453 г. Аттила
внезапно умер. Вскоре после этого его держава распалась, и многие гунны
предпочли вернуться в Северное Причерноморье. В Крым переселилось племя
утигуров. Византийские императоры не оставляли надежды постепенно
восстановить свое влияние на Крымском полуострове. Для достижения этой
цели использовали различные способы — от подкупа гуннских вождей и
стравливания различных племен между собой до пропаганды христианства. С
точки зрения византийцев варвары, принявшие новую религию,
автоматически становились подданными империи. Поэтому регулярно
отправлявшиеся в кочевья гуннов миссионеры пользовались
покровительством византийских властей. Один из таких проповедников
убедил принять христианство и стать вассалом императора Юстиниана I
(527 - 565 гг.) вождя гуннов, живших на Боспоре, по имени Горд. К тому
времени Боспорское царство уже не существовало — вероятно, в конце
концов, оно было уничтожено гуннами. Посетившему Константинополь Горду
была оказана большая честь — сам император стал его крестным отцом.
Затем Горд отбыл на родину. В боспорских городах (разумеется по
согласованию с гуннским вождем) были размещены византийские войска.
Заключение договора с империей вызвало недовольство многих влиятельных
гуннов, в особенности жрецов, опасавшихся того, что
правитель-христианин не будет считаться с их авторитетом. Был составлен
заговор, к которому примкнул и брат Горда. Поводом к выступлению стала
попытка гуннского вождя уничтожить языческих идолов. Убив Горда, гунны
напали на боспорские города, разрушили их, а византийских солдат
перебили. Узнав об этих событиях, Юстиниан отправил на Боспор части
регулярной имперской армии. Гуннов прогнали, Боспор вошел в состав
Византии. При Юстиниане I положение Византии в Крыму чрезвычайно
усилилось. Император прекрасно понимал, что распри между самими гуннами
способны защитить северные рубежи Византии едва ли не лучше, чем самые
надежные крепости и отборные войска. Поэтому он не гнушался подкупать
гуннских вождей и натравливать одно племя на другое. В результате ему
удалось обезопасить свои владения в Крыму от нападений варваров. В 70-х
гг. VI в. в степях Северного Причерноморья появляется новое объединение
кочевников — восточных тюрок, или тюркютов. Уцелевшие в усобицах
гуннские племена быстро смешались с тюркютами.
Источник: http://tourcrim.ru/encyclopedia/details.php?id=9 |