Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Расселение и войны славян [59]
    Славянские языки и письмо [35]
    Творчество славянских народов [34]
    Славные славяне [8]
    Источники о славянах и русах [24]
    Образование славянских государств [51]
    Историческая реконструкция [20]
    Любор Нидерле [21]
    Верования, обряды, обычаи [38]
    Славянская прародина [21]
    Предшественники славян [29]
    Материалы по личности Рюрика [12]
    Древние русы, руги, росы и другие [9]
    Венеты, Венеды, Венды. [13]
    Ободриты [8]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 30.11.2024, 18:19

    Главная » Статьи » История славянской культуры » Предшественники славян

    Население Днестровско-Карпатских земель и Рим в I-IIIв. н.э/ Чаплыгина Н.А.
    Население Днестровско-Карпатских земель и Рим в I-IIIв. н.э
    Чаплыгина Н. А.




    Раздел I. Расселение, хозяйство и быт племен Днестровско-Карпатского региона
    В первые века н.э. Днестровско-Карпатская земля представляла собой сплошную картину этнического развития. Регион являлся зоной активных взаимоотношений и взаимовлияний различных групп варварского населения, стекавшегося к границам Римской империи и оказывавшего постоянное давление на нее.
    Географически район со всех сторон замкнут естественными рубежами: с запада, севера и востока - Карпатами и Днестром, с юга - низовьем Дуная и Черным морем. Природно-географическое положение Днестровско-Карпатских земель издревле способствовало контактам между различными этническими группами. Своеобразный рельеф местности с равнинами и холмами, реками и оврагами, со свойственными ему довольно плавным переходом из одной климатической зоны в другую и отсутствием труднопроходимых барьеров способствовал тому, что степи, лесостепи и леса региона были плотно заселены. На территории между Карпатами и Днестром племена перемещались с калейдоскопической быстротой, что нередко нарушало культурную преемственность в этих землях и создавало сложную этническую чересполосицу. В первые века нашей эры племена сарматов-кочевников, заселив смежные просторы низовьев Днестра и Дуная, глубоко вклинились в области лесостепи, нарушив оседлую жизнь земледельцев. Древним земледельческим населением Днестровско-Карпатских земель были северофракийские племена, подпавшие в первые века нашей эры под влияние праславянского и сарматского этнических элементов. Оседлое население региона формировалось как за счет частичного оседания кочевников. Земледельческие племена региона с рубежа нашей эры представлены древностями ряда культур - Липицкой, Поянешты-Выртышкой, Карпатских курганов.
    Значительная часть обитателей Днестровско-Карпатских земель составляли кочевники. Сарматские племена с племенами земледельческого населения концентрировались у границ Римской империи, вступая с Римом в частые военные конфликты, но в тоже время поддерживая с ним экономические и политические связи, впитывая отдельные черты провинциально-римской культуры.
    В IIIв. Днестровско-Карпатский регион стал одним из путей переселения восточно-германских племен, который пересек основные направления движения кочевников на запад. Непосредственное соседство с варварским миром античных центров Северо-Западного Причерноморья и близость к границам дунайских провинций содействовали вовлечению населения Днестровско-Карпатских земель в исторические события эпохи народов великого переселения.

    Глава I. Оседлое земледельческое население и его этнические контакты
    ...Историю племени костобоков археологи связывают с памятниками липицкой культуры, принадлежавшими фракийскому населению, проживавшему на территории Прикарпатской Украины и Северной Молдавии. Существенной особенностью липицкой культуры, обратившей внимание историков прошлого века и особенно подчеркиваемой современными археологами, является то, что после рубежа н.э. фракийский этнос этой культуры попал под сильное воздействие праславянских племен...
    1. Костобоки Среди племен Днестровско-Карпатских земель первого века н.э. известным античным писателям и сыгравшим во IIв. н.э. значительную роль в наступлении на Римскую империю, упоминается племя Костобоков. В этот период в регионе происходят процессы активного перемещения различных племен и формирование новых культурных образований и новых этнических групп. Часть фракийских племен, сдвинутая с места в ходе Дакийских войн и после поражения варваров в борьбе с Римом, продвинулась в северо-восточном районы от позднейшей провинции Дакии. Пытаясь определить места обитания костобоков, исследователи обращаются к Птолемею, который дает двойную локализацию племени: на территории Дакии и у ее восточных границ вне пределов провинции. При описании Европейской Сарматии он сообщает: восточнее же названных живут под венедами снова гаминды и судины и ставаны до аланов; под ними игиллионы, потом койстобоки и трансмонтаны до Певкинских гор (Ptol. Geogr. III, 5.9). На основании этого свидетельства некоторые исследователи локализуют костобоков у восточного края Карпат на внешней стороне Карпатской дуги, то есть по соседству с римской Дакией. По мнению О.В. Кудрявцева, именно отсюда одно из костобокских племен переселилось в северо-восточную Дакию (О.В. Кудрявцев. Исследование…с.32), где и засвидетельствовано вторым сообщением Птолемея: населяют же Дакию на самом севере, если начать с запада, анарты и тевриски и койстобоки, под ними же предавенсии и ратакенсии и тевриски и койстобоки (III, 8.3). У нас нет оснований не принимать во внимание  либо одно, либо другое из свидетельств Птолемея. Между тем некоторые исследователи предпочитают ссылаться лишь на одно из упоминаний в зависимости от их взгляда на этническую принадлежность костобоков. Сторонники славянской теории исключают проживание племени в Дакии, а приверженцы Фракийской версии - в западной, или Европейской Сарматии. На протяжении многих десятилетий ведется острая дискуссия по вопросу расселения и этнической принадлежности костобоков. Одни исследователи относят их к кельтским племенам, другие - к сарматским. Более аргументированными являются появившиеся появившиеся в одно и то же время теория фракийского и славянского происхождения племени. Сторонники славянской версии (Шафарик, Нидерле, Карличек, Нейедли, Кудрявцев) опираются в своих доказательствах на названия мест обитания, анализ имен и самого наименования племени костобоков, носящих, по их мнению славянский характер. Найбольшее число приверженцев снискала теория фракийского происхождения этого народа (Зеус, Томашек, Премерштейн, Пырван, Йорга, Руссу, Бикир и др.). Они также опираются на сообщение Птолемея, помещающего костобоков на северо-востоке провинции Дакии. Второе же свидетельство Птолемея о проживании этого племени в Европейской Сарматии они или игнорируют, или трактуют как будто костобоки жили по обеим сторонам Северных Карпат - от Мурамуреша до Северной Молдовы.
    Античная традиция знакомит нас с костобоками в период их активных действий против Рима, когда это племя совершило вторжение в Балканские провинции империи вплоть до Аттики. В исторической литературе существует мнение, что эти события произошли около 170г. н.э., когда в обязанности наместника Дакии вступил Секст Корнелий Клемент - которому пришлось сражаться с германским племенем вандалов и костобоками. Активность костобоков была следствием продвижением вандальских племен асдингов и лакрингов, предпринявших попытку поселиться в Дакии. Ничего не добившись, асдинги оставили своих жен и детей на попечение Секста Корнелия Клемента до тех пор, пока не приобретут страну костобоков (Dio Cass, XXI, 12, 1-2). Асдинги, разбитые своими соплемененниками лакрингами, опасавшимися их вторжения в провинцию, упросили императора Марк Аврелия дать им денег. Он обещал им также и страну, если они нанесут урон племенам, борющимся с Римом. И вандалы, как сообщает Дион Кассий, получили кое-что из обещанного (Dio Cass, XXI, 12, 3).
    При анализе этого сообщения наше внимание невольно обращается на расположение к асдингам наместника провинции Секста Корнелия Клемента, которому они оставили в провинции своих близких. Возможно, в интересах римлян, пытавшихся ослабить племя костобоков вандалы направились в чужые земли, - вероятнее всего, в земли костобоков. Под давлением ли асдингов или по какой-то другой причине в 179г. костобоки вторглись в пределы римских провинций. Они воспользовались тяжелым положением, в которое попала империя в период Маркоманских войн, когда в результате напора варваров был прорван дунайский лимес. Это обстоятельство позволило костобокам пройти в оставшиеся в стороне от опустошений провинции Нижнюю Мезию, Фракию, Македонию, Ахайю. Обнаженность границ показывает, насколько слабо была организована римлянами оборона внутри областей империи - Фракия, Македония и Ахайя. Главные силы находились тогда на основном театре военных действий - в Норике, Паннонии и Верхней Мезии.
    Сейчас трудно обозначить конкретный путь вторжения костобоков, А. Премерштейн высказал предположение, что проникновении племен происходило не только по суше, но и по морю, однако О.В. Курявцев признал это предложение несостоятельным, подчеркнув исключительно сухопутное продвижение этих племен О.В. Кудрявцев. Эллинские провинции Балканского полуострова во втором веке н.э., М., 1954, с.264-267). По мнению Р. Вулпе, костобоки двигались по пути, проложенному 70 лет назад  Децебалом и его войсками: спустившись по Сирету, они прошли брод у Диногеции на Дунае и последовали далее по дороге на Балканы от Ибида (совр. Слава Русэ, через Ульметум (совр. Силистра), а оттуда - по направлению к Никополю на Истре и перевалу Шипка.
    О том, что костобоки прошли через такой важный стратегический пункт, как Тропеум Траяни, следует из надписи, в которой говорится, что костобоками был убит декурион и дуумвир Луций Фуфидий Лукиан. В столкновении с костобоками погиб и некий Данзий, сын Комозоя, эпиграфию которому воздвигли его сыновья Валент и Юст.
    По-видимому, под влиянием нашествия костобоков местное население Нижней Мезии стало захватывать земли у римских колонистов. Наместнику обеих Мезий, а затем и Дакии, Публию Гельвию Пертинаксу пришлось умиротворять Малую Скифию, восстанавливая прежний порядок и возвращая захваченные земли старым владельцам.
    Из Мезии костобоки перешли во Фракию и далее уже легко пересекли не защищенные римскими гарнизонами провинции, Македонию и достигли Ахайи. Рассыпавшись по всей Аттике, они предали ее разграблению, разрушили знаменитый храм мистерий в Элевсине. Но на Пелопоннес им проникнуть не удалось, так как пришлось отступить под натиском вексилляции под командованием Юлия Вегилия  Грата Юлиана и покинуть пределы империи (О.В. Кудрявцев. Вторжение костобоков в Балканские провинции Римской империи. ВДИ, 1950, 3, с.56-70...Известия литературных источников о вторжении костобоков в провинции империи чрезвычайно скудны. Из современников о нем упоминают только Элий Аристид и Павсаний. Первый посвятил нашествию костобоков свою Элевсинскую речь, в которой он скорбит о разрушении варварами элевсинского храма как о событии, которое должно поразить весь элинский мир. Известие Павсания касается лишь одного сравнительно незначительного эпизода в нашествии костобоков, но зато оно более определено. В X книге своего сочинения Павсаний говорит: Бывший же при мне набег разбойничающих костобоков на Элладу затронул и Элатею; именно здесь муж Мнесибул собрал вокруг себя лох из мужей и, убив многих из варваров, пал в битве. Этот Мнесибул одержал несколько побед в беге и, между прочим, в двести тридцать пятую олимпиаду (в 161г.) победу на стадии и в двойном беге со щитом (Paus. X.34.5). Кроме Аристида и Павсения имя костобоков из современников упоминает также Птолемей (Geogr. III,5,9; 8,13), у которого они встречаются при перечислении народов Средней Европы, и бывший во время разбираемых событий еще очень юным Кассий Дион (LXXII,12,1 - Астинги, которыми предводительствовали Рай и Рапт, пришли в Дакию, чтобы поселится, в надежде получить и богатство и землю в качестве союзников; не получив же этого, поручили жен и детей Клементу, намереваясь захватить оружием землю костобоков; победив же их, нисколько не меньше опустошили и Дакию), рассказывающий о нападении на костобоков племени астингов; однако ни тот, ни другой автор ни словом не упоминают о вторжении костобоков в Ахайю. Также обстоит дело и с позднейшими источниками; о нашествии костобоков на империю ничего не говорится ни в биографии императора Марка, приписываемой Юлию Капитолину (SHA, Marc, 22,1), ни у Аммиана Марцелина (XXII, 8,42), хотя оба источника упоминают имя костобоков...- с.58).
    Так далеко, как костобоки, не проникало ни одно  варварское племя до знаменитых наществий середины IIIв.
    ...В известиях Птолемея есть сведения о заселении, вероятно, фракийским племенем карпов части причерноморской береговой полосы: Поморье от самого северного устья Истра до устьев реки Борисфена и область внутри материка до реки Гиераса занимают гарпии ниже тирагетов-сарматов (Ptol. Geogr. III, 5.6; III,5,10; III,5,11, III.10.7)...
    2. Карпы Карпы в начале IIIв. включились в борьбу против Римской империи, активно действуя на исторической арене Днестровско-Карпатских земель. Археологические исследования материальной культуры карпов, основанные на результатах раскопок Г. Бикира, позволили обозначить территорию расселения и хронологические рамки существования племени (Bichir Gh. Carpi in istoriografia romana si straina, 1971; Archeology and History the Carpi. p.137-144 - См. рец. Чаплыгиной ВДИ 1982(4), с.156-159). Культура Поянешты-Выртишкой относимая к карпам, является как бы развитием памятников латенского периода уже в новых условиях присутствия сарматских племен и близости римских границ. Датировка находок на поселениях Пояна-Дулгешт, Силиште, Варницэ позволила определить время появления культуры карпов, совпавшее с окончанием Дакийских войн Траяна (Bichir Gh. Cultura Carpica, Bucuresti, 1973, p.151).
    Это фракийское племя первоначально занимало области в Восточных Карпатах, в районе, ограниченном на юге реками Путна и Тротуш, а на севере - р. Молдова. Вплоть до конца IIв. н.э. у нас нет сведений о продвижении этого племени в земли на восток от Сирета. Север Молдовы был зоной взаимодействия карпской и липицкой культур, о чем говорят материалы из Шейи-Сучавы, Меделень, Хородиштя, Эвориштя (р. Сучава). После разгрома Марком Аврелием костобоков, доминировавших на севере Молдовы, эти области были заняты племенем карпов. Эхом событий конца IIв. явилось разрушение таких населений, как Пояна-дуггешт, Пятра-Нямц-Зутэрие, Тырнешт и Мэгура, а также на западе от Сирета массовое (26) зарытие кладов, включающих монеты императора Коммода (Archeology and History the Carpi. p.138). По мнению Г. Бикура, в основе этого события, лежит информация Диона Кассия (Dio Cass LXII, 8,1) о войнах Комода с варварами за пределами границ римской Дакии. Исследователь предполагает, что о движении римских солдат через карпатский проход Ойтуз свидетельствует клад этого времени в Апэ Сэратэ (p.140). Ряд исследователей связывает эти события с начавшимся движением готов от Балтийского моря к северопонтийским степям.
    Мнение о размещении готов недалеко от нижнедунайской границы империи в конце II - первой трети IIIв. высказывает В.П. Буданова. Она обращает внимание на свидетельства источников о происхождении императора Максимина Фракийца (235-238гг.), который был родом из фракийского поселка, находившегося на границе с варварами. Его отец был из страны готов, а мать из племени аланов. В.П. Буданова поддерживает тезис, высказанный О.В. Кудрявцевым о возможности участия готов в Маркоманских войнах и проживания их группы в пределах империи уже в IIв. н.э. (В.П. Буданова. Передвижение готов в сев. Причерноморье и на Балканах в IIIв., ВДИ, 1982, 2, с.161-162; О.В. Кудрявцев. Исследование по истории Балкано-Дунайских областей., с.250-253). В дальнейшем судьба карпов будет постоянно связана с деятельностью этого известного племени. Скорее всего о карпах середины IIв. речь идет у Птолемея (Ptol. Geogr. 14,5.10), когда он локализует их между певкинами и бастарнами. На протяжении II-IIIв. карпы постепенно продвинулись в юго-восточном направлении и заняли районы между Сиретом и Прутом.
    Большинство поселений и могильников находятся в центральной Молдове и предкарпатской зоне. Поселения расположены среди пахотных черноземных земель и лугов, на довольно значительном расстоянии друг от друга, большей частью на мельких и мельчайших притоках Сирета и других рек. Реже они размещались на первой и второй надпойменных террасах рек, как, например, Мындриска на Сирете, Слободзия и Подолень на Бистрице, Пояна-дулчешт на Молдове. Ниже поселений находились обычно заливные луга, выше и на одном уровне с ними - пахотная черноземная земля, а еще выше - лиственный лес. Например, поселение в Пояна-Дулчешт было защищено высоким и крутым склоном террасы р. Молдова и буковым лесом, который и сегодня с трех сторон окружает деревню. Иногда поселения были как бы ограждены двумя балками, и располагались по мысу, образованном смешением двух ручьев. Часто они вытягивались вдоль берега ручья или же дна лощины, находясь под защитой естественных укрытий и укреплений. Судя по строительным остаткам, население обитало в углубленных землянках и наземных домах со стенами из обмазанного глиною плетня, которые принадлежали позднему периоду истории карпов и характерны для районов с повышенною влажностью. Число землянок превышало количество наземных домов.
    Земледельческая практика подтверждается находками зернотерок с растиральниками, отпечатков зерен проса и соломы на обмазке. Также обнаружены ножи от плуга (Местякэн-Драгомирешть, Слободзия-Рознов, Валень-Ботешть) и довольно много железных серпов (Пояна-Дулчешть, Мэноя-Костиша, Дойна-Гиров, Гэбешть). В среднем течении Сирета найдены, наряду с железными, серпы, сделанные из ребер животного. Это свидетельствует о том, что нужды населения не удовлетворялись полностью этим видом ремесленного производства. О занятиях земледелием на урожайных землях свидетельствуют находки хозяйственных ям для хранения зерна (Пояна-Дулчешть, Варница и др.). Останки костей домашних животных - волов, свиней, коз, лошадей = указывают на наличие скотоводства на фракийских поселениях.
    Большое количество пряслиц, обнаруженных на селищах региона, было связано с переработкой овечьей шерсти и развитием таких домашних производств, как предение и ткачество. Остатки грубо-плетенной ткани, иногда скрепленной фибулой, найдены на поселениях Бутнэрешть, Молдовянь-Габора и Пояна-Дулчешть. И если ткань с поселения Бутнэрешть была выполнена из шерсти, то из Оборочень - изо льна, а с Пояна-Дулчешть - из конопли, что свидетельствует об использовании этих культур в среде карпских земледельцев.
    Довольно большое количество железных орудий труда, бытовых предметов, наличие металлургического железного шлака на поселениях Бутнэрешть, Шифешть, Мындрешть и других подтверждает, что население владело выплавкой железа. Только в Пояна-Дулчешть было обнаружено более 9 кг железного шлака.
    На всей территории были распространены банкообразные сосуды с налепными валиками и вдавлениями, вазы на высокой ножке, большие корчаги, покрытые лощением чаши. Только на комплексе Бутнэрешть были обнаружены сосуды 36 различных форм.
    В Бутнэрешть, Шейя-Сучаве, Пятра-Нямц, Цифешть-Панчиу, Пояна-Дулчешть найдены печи для обжига керамики. Традиционное керамическое производство первых веков н.э. впитало в себя определенные черты сарматской и римской провинциальной керамики.
    В сфере социально-экономических отношений можно предположить, что у карпов шел процесс распада первобытнообщинных отношений. Организационной формой жизни стала территориальная община. Социальная структура общества несла на себе отпечаток определенной имущественной дифференциации. Выделение племенной верхушки и аристократии племени хорошо прослеживается в обряде погребения. Умерших кремировали и их прах в урне с крышкой вместе с различными бытовыми предметами хоронили в яме. Часто в погребениях встречаются зеркала с тамгообразными знаками из бронзы или белого металла, служившие в качестве амулетов. Эти зеркала, свойственные сарматской культуре, были восприняты карпами и вошли в употреблении аристократии настолько, что изготовлялись по ее заказу на карпских поселениях. Особо богатые захоронения (Пэдурень, Поянешть, Молдовень-Габэра) сожержат разнообразный инвентарь, состоящий из бронзовых привозных вещей, фибул римского происхождения, тканей с золотой нитью, поясных пряжек, стеклянных кубков, золотых подвесок, серебряных серег, бус различной формы, железных ключей.
    С середины IIв. н.э. карпы, как сарматы, начали продвигаться на относительно незаселенную, но плодородную равнину Мунтенин, юг Молдовы и даже в прикарпатские районы. Поселения карпов II-IIIв. располагались вблизи дорог, около основных средств коммуникаций. На могильниках и поселениях найдены римские товары - керамика, фибулы бронзовые и стеклянные привозные вещи. На этих землях сконцентрировалось большое количество кладов, датированных II - началом III века.
    Значительное количество кладов конца IIв. в областях обитания карпов Г. Бикир обьясняет возможностью существования клиентских отношений Римской империи с карпами, которое она установила с ними, якобы для поддержания мира на нижнем Дунае, где в это время сарматы были довольно активны. Неупоминание в источниках и конфликтах карпов с Римом во IIв. делает весьма сомнительным это предложение...
    3. Племена - носители культуры карпатских курганов На этнокультурной карте Днестровско-Карпатских земель, в Прикарпатье располагаются и археологические памятники, принадлежащие носителям культуры карпатских курганов (II-IVв.). Могильники этой культуры тянутся узкой полосой между Карпатами с одной стороны, и Днестром и верховьев Прута - с другой. На востоке ее следы доходят до верховьев Сирета, а на западе - до р. Стрый. Крайние юго-восточные памятники этой культуры находятся на территории Молдовы (СРР) в районе сел Гура-Сакулуй, Бранешть-Немцишор и Тырзия (М.Ю. Смiшко. Карпатськi кургани першоi половини I тысячолiття нашоi ери. Киiв, 1960, с.150). Таким образом, памятники культуры карпатских курганов расположены в северных и южных предгорьях Карпат. Аналогии им встречаются в Восточной Словакии и Северной Трансильвании. Сохранились поселения и могильники носителей этой культуры (у сел Глубокое, Иза, г. Виноградов и др.). Их анализ свидетельствует о том, что данные племена вели оседлый образ жизни. Среди находок есть сельскохозяйственные и ремесленные орудия (серпы, мотыжки, зубила, жернова, точильные бруски, прясла, грузила для ткацких станков и рыболовных сетей), оружие, вещи бытового назначения. На поселениях, где обнаружены гончарные горны (с. Голынь и селище Печенежино), вероятно были гончарные мастерские. Занятия, оформление керамики, обряд погребения с сожжением умерших указывают на первоначальную фракийскую принадлежность этой культуры (В.Г. Котигорошко. Итоги изучения могильника Иза в Закарпатье // CA 1980. 1 с. 229-247). До сих пор еще не совсем ясным является происхождение своеобразного погребального ритуала - сожжения с последующим насыпанием кургана. Хронологически близкий обряд известен на трансильванских памятниках, оставленных переселенцами из Норика и Паннонии, а также на очень сходном могильнике из Восточной Словакии в Землине (II-IVвв.).
    В результате анализа керамического комплекса и сопоставления его с датирующим материалом определены хронологические рамки культуры (конец II - первая половина Vв.). Уже на раннем этапе формировалась культура карпатских курганов (Нижний Струтин, Иза, Братово, Грабовцы, Глубокая) среди керамических материалов, характеризующихся преобладанием лепной посуды над кружальной, прослеживаются два компонента: фракийский (орнамент, дакийские чаши) и славянские (форма стройных горшков напоминает славянскую посуду I-го тысячелетия н.э.).
    На прикарпатских селищах этого времени обнаружены наземные и углубленные жилища с различными отопительными сооружениями. Ими могли быть каменный очаг (Грабовцы), глинобитные печи (Глубокое) и печи-каменки (Кодын II и Гореча I). Следует особенно подчеркнуть, что такая существенная деталь внутреннего устройства жилища, как печь-каменка, в первой половине 1-го тысячелетия нашей эры известна только на территории Верхнего и Среднего Днестра. Печи-каменки представляют собой существенную часть только славянского интерьера, и их наличие свидетельствует о присутствии праславянского этноса в среде населения, оставившего эти памятники (Л.В. Вакуленко. Памятки підгіря Українських Карпат першої половини I тисячоліття н.е. Киiв., 1977, с.7-16; Л.В. Вакуленко, О.М. Приходнюк, Славянские поселения I тыс. н.э. у с. Сокол на Среднем Днестре, Киев, 1984, с.100-101).
    http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_275.htm
    Таким образом, оседлые земледельческие племена на территории Днестровско-Карпатских земель в I - начале IIIв. были представлены культурами типа Поянешти-Выртишкой и Липицкой, древностями Карпатских курганов. Все племена, носители этих культур, в той или иной степени подвергались влиянию праславянских и сарматских народов.

    Глава II. Сарматы Днестровско-Карпатских земель
    С сарматами связан целой период древней истории юга Восточной Европы. После могущества скифов главенствующая роль в исторической и культурной жизни этой территории переходит именно к сарматам, которые ранее, живя за Танаисом (Дон), были восточными соседями скифов. Еще Геродот говорил о родстве скифов и сарматов, отмечая близость их языка, хотя издревле и искаженного (Herodot 116,117). Понятие Сарматы появляется в античных источниках как общее название для ряда племен. По сообщениям Плиния и Мелы, они составляли одно племя, но разделенное на несколько народов с разными названиями (Plin NH IV; Mela 29). Из античных источников мы узнаем названия отдельных основных племен, таких как аорсы, сираки, роксоланы, языги, аланы, которые стояли во главе крупных союзов племен. С IV-IIIвв. до н.э. начинается продвижение сарматов на запад. Во IIв. до н.э. сарматы заняли уже всю территорию между Доном и Днепром. Тогда же передвинулись в междуречье Днепра и Днестра языги, принимавшие участие в войнах Митридата VI Евпатора. Около 75г. до н.э. к югу от Дуная отмечает сарматов Флор, лаконично описывая направленный против них поход Анния Клавдия Пульхра (Flor, I,39,5). В последние десятилетия Iв. до н.э. возросла активность активность сарматских племен, вторгавшихся в союзе с другими племенами на территорию, расположенную к югу от Дуная. Римляне были вынуждены бороться против их набегов. Так в 16г. до н.э. успешно отразил атаку сарматов из-за Дуная сенатор Луций Тарий Руф (Dio Cass, 55.30.4). Видел сарматов на побережье Понта и Овидий, знаменитый римский поэт, сосланный в Томы (ныне н. Констанца в Румынии) и проживший там десять лет. Свидетельства Овидия о сарматах и то разнообразие бытовых деталей, которыми сопровождаются упоминания о них, подтверждают, что это племя было одним из сильнейших, совершавших набеги на дунайскую границу Малой Скифии. - Большая толпа сарматского и гетского племени разьезжает на конях по дорогам. Среди них нет ни одного, кто не носил бы колчана, лука и стрел, смертоносных из-за змеиного яда. Дикий голос, страшное лицо - настоящий образ Марса (Ovid. Tr. V.7. 9-22). Очевидно, сарматы не только совершали набеги на Малую Скифию, но и в мирные времена имели доступ в город, иначе поэту не пришлось бы воскликнуть: Я сам, римский поэт - простите Музы! - вынужден по большей части разговаривать по-сарматски (Ovid. Tr. V.7. 55; V.12. 56; Ep. Ex Ponto. III.2.70). Вероятно Овидий сталкивался с сарматами в момент их стремительной нарастающей миграции, когда одна волна кочевников сменялась другой. Неоднократно он отмечал, что с наступлением зимы и по новым местам поверх катящихся волн сарматские быки влекут варварские возы (Ovid. Tr. III. 10,30). О сарматах, живших на левом берегу реки и обладавших мощью, что позволяло им нередко переправляться через Истр, упоминает и современник Овидия Страбон (Strabo. VII.3.13).
    В начале Iв. н.э. сарматы стали той силой, которая могла противостоять распространению римского владычества на нижнедунайские земли. - Они разьезжают верхом по широко раскинутым равнинам. И их достаточно было отогнать от Дуная через того же Лентула. У них нет ничего кроме снегов, морозов и лесов. Они коснеют в таком варварстве, что даже не понимают мира (Flor. 1.29), Гнеем Корнелием Лентулом, легатом Паннонии, в 10-11гг. н.э. был предпринят поход, в результате которого были отогнаны от Дуная даки и сарматы (Dio Cass. 54.20.3; 55.30..3; Flor. IV.22.20). Отголоском этих событий является упоминание Августа о прибытие в Рим посольств бастарнов, скифов и сарматов с просьбами о дружбе и мире (R9DA.V.31).
    С начала Iв. н.э. политическая ориентация различных сарматских обьединений становится более заметной и определенной. Основная масса кочевников по-прежнему считает Северное Причерноморье областью своего постоянного обитания. В то же время выделяется западная ветвь сарматского мира, втянутая в отношения Рима с его варварскими соседями. Ею являются обьединения языгов, роксоланов и несколько позже аланов. Языги уже к концу правления Тиберия прошли районы, заселенные бастарнами и даками и заняли равнину между Дунаем и Тисой, став, таким образом, на несколько веков беспокойными соседями Рима. О первых волнах их передвижения представляющих опасность для местного оседлого населения, упоминает Овидий в письмах с Понта: Видел как груженый воз с воловьей упряжкой по Истру - посуху стрежнем реки гонит отважный языг (Ovid. Ep. ex Ponto 1.2,27; IV.7,9-10). Плиний же застает языгов на Среднем Дунае в середине Iв. н.э., когда они заняли страну между Данувием и Гирканским хребтом до Паннонских стоянок в Карнунте и до полей и равнин живущих там в соседстве с германцами даков (Plin. NH.IV.80,81). К периоду правления Клавдия относится сообщение Тацита о том, что у царя Ванния была сарматская конница (Tacit. Ann. XII, 29-30). Языги выступают на стороне Веспасиана в его борьбе с Вителлием за власть. Вместе с квадами они становятся главными участниками военного конфликта Домициана с даками  (II,63).
    Вслед за языгами к границам Рима продвигаются и роксоланы. К середине Iв. н.э. по сообщению Сенеки, дунайских границ достигают первые набеги аланов (Seneca. Thyestes.626-630).
    Таким образом, с самого начала Iв. н.э. сарматские племена на нижнем Дунае усиливают давление на римскую провинцию Мезию. Надпись надгробной плиты одного из крупнейших правителей Мезии уже упоминаемого Тиберия Плавтия Сильвана Эмиана вводит нас в гущу событий тех лет. Из нее мы узнаем, что в 57-67гг. защита провинции была ослаблена отправкой большей части войска против Армении. Воспользовавшись благоприятными обстоятельствами, припонтийские роксоланы в союзе с даками и бастарнами атаковали границы Мезии. По-видимому, эта была первая серьезная встреча римлян с сарматским племенем роксолан, ибо о них говорилось скорее всего как о неведомом и враждебном римскому народу племени.
    ...
    В конце IIв. - начале IIIв. на территории Северного Причерноморья появился союз германских племен, известный в источниках под именем готов. Путь их продвижения в низовья Днестра и Дуная можно проследить по находкам кладов монет, обнаруженных у Хотина, где готы преодолели Днестр, и в районе Ясс, откуда они переправились через Прут и повернули в долину Сирета (Э.А. Рикман. Этническая история населения Преднестровья…).
    Под давлением этих племен к границам империи устремилась новая волна сарматов. Именно к этому времени (конец II - начало IIIв.) относится самое большое число сарматских памятников в Пруто-Сиретском междуречье (Тыргушор, Доробанцу, Силень, Фундяну, Рымнигелу, Бэрэган, Ларча, Мэрунцэй-Олт (Bichir. Gh. Les Sarmates au Bas - Danube. p.131; Idem. Geto-dacii din Muntenia in epoca romana Biblioteca de archeologie V.18. Bucuresti, 1984, p.97).
    В IIIв. имя роксоланов почти исчезло из трудов древних авторов. Тогда появились племена аланов, представляющие союз нескольких родственных племен. Впервые они упоминаются в первой половине Iв. н.э. в районе Нижнего Дуная. Основная же масса аланов и некоторых других племен обьявляются в Днестро-Карпатском регионе в период Антонина Пия и Марка Аврелелия. Постепенно они заселяют низовья Днестра и Дуная, и древние авторы характеризуют их как храбрых, сильных и многооконных воинов. Аммиан Марцелин упоминает живших около Днестра европейских алан (Amm. Marc. Res gestae. XXII,8.42), В результате археологических исследований установлено, что большая часть сарматских памятников степей в низовьях Днестра и Дуная, исходя из анализа погребального инвентаря, относится к концу II-IIIв. и имеет много аналогий с памятниками Подднепровья и Поволжья (А.Н. Дзиговский. Сарматские памятники Северо-Западного Причерноморья / Арх. Памятники Сев-Зап. Причер., Киев, 1982, с.90; он же. Сармат. Памятники II-IIIвв. в низовьях Днестра / Древности Сев.-Зап. Причерн. Киев, 1981, с.208).
    Аланским считается и погребение воина с оружием и конским снаряжением у с. Оланешти (А.И. Мелюкова. Сарматские погребение из кургана у с. Оланешти (Молд. ССР) / СА, М. 1962, с.208).
    Небольшие изолированные группы аланов проникают на запад от Прута в течение IIIв. По мнению исследователей, захоронения сарматского типа на памятниках черняховской культуры типа Синтана-Муреш IVв. являются аланскими погребениями и связаны с последней волной перемещения сарматских племен в районы Нижнего Дуная (Bichir Ch. P.194; Diaconv Ch. Op. cit. p.283-284).
    Господство аланов в Сев. Причерноморье было подорвано вторжением готов в середине IIIв., а затем в конце IVв. они были покорены гуннами и вместе с другими племенами атаковали Нижнее Подунавье (Иордан). Часть аланов в союзе с вандалами ушла на запад империи в начале Vв.
    Что же произошло с роксаланами, являющимися движущей силой сарматских племен Северо-Западного Причерноморья?
    ...

    Заключение В первом веке н.э. в Днестровско-Карпатском регионе происходят процессы активного перемещения племен и формирование новых этнических и культурных образований. Оседлое земледельческое население рассматриваемой территории, представленное памятниками культуры Поянешты-Выртышкой, Липицкой и культур Карпатских курганов, подверглось сильному сарматскому и праславянскому влиянию. Таким образом в Днестровско-Карпатских землях этого времени сложилось определенное соотношение между оседлым и кочевым населением.
    В первые века н.э. в среде племен Днестровско-Карпатских земель получает распространение провинциальный римский бытовой материал, что указывает на благоприятную обстановку, которая сложилась в области хозяйственных контактов между более высоким римским миром и менее развитым племенным. Воздействие античного мира на ближнюю племенную периферию региона, ограниченное рамками материальной культуры, осуществлялось через торговые контакты, способствовавшие социальной и имущественной дифференциации в среде первобытных обществ.
    В IIIв. Усложнился этнокультурный состав Днестровско-Карпатских земель в связи с появлением германских племен, переселившихся сюда из областей, расположенных вдоль р. Вислы. С этими событиями согласуются сведения письменных источников о мощном союзе племен во главе с готами. В низовья Днестра и Дуная готы продвинулись, переправившись сначала через Днестр в верхнем его течении, а затем через Прут и вышли в долину Сирета. Днестр стал границей между остготским (грейтунги) и вестготским (тервинги) племенными союзами. В нижнем Поднестровье и Подунавье разместились тервинги.
    Новые эти племена положили конец сарматскому владычеству и захватили в конце III-IV ведущую роль в варварском обществе Северо-Западного Причерноморья. Под давлением готов усиливается натиск Карпов на римскую провинцию Нижняя Мезия. С приходом готов оказались в опасности один за другим города Северного Причерноморья, прекратилась жизнь на многих античных памятниках.
    Готы играли ведущую роль во всей внешней политической истории римского Дуная. Двигаясь из лесостепи на юг, готы принимали в свои ряды многие другие племена Днестровско-Карпатских земель. Именно этим обьясняется немногочисленность археологических свидетельств, относящихся собственно к племенам германского происхождения. Их материальная культура по мере продвижения в значительной степени приобрела черты культур племен, населявших этих земли в I-IIIвв., впитав в себя многие местные традиции народов Днестровско-Карпатского региона. Новое культурное образование стало известно под названием Черняховской культуры.

    Нелли Александровна Чаплыгина. Население Днестровско-Карпатских земель и Рим в I - начале III в. н.э. Отв. ред. Ю.К. Колосовская; Кишинев, 1990

    О.B. Кудрявцев. Восточная политика Римской империи при Нероне (история вопроса). ВДИ, 1948, 2
    О.В. Кудрявцев. Римская политика в Армении и Парфии в первой половине правления Нерона. ВДИ, 1948, 3
    О.В. Кудрявцев. Рим, Армения и Парфия во второй половине правления Нерона. ВДИ, 194

    Источник: http://www.kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_274.htm
    Категория: Предшественники славян | Добавил: Яковлев (28.11.2009)
    Просмотров: 1647
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]