К исходу IIв. н.э. в Северо-Западном Причерноморье
сложилась новая историческая обстановка, сопровождаемая
значительными передвижениями племен. Она сказалась
на жизни и культуре населения обширных пространств,
включавших в свои пределы не только Поднестровье и
Нижнее Поднепровье, но и отдельные области Среднего
Поднепровья, принадлежавшие зарубинецким раннеславянским
племенам.
Если исходить из исторических данных, можно назвать
две основные причины, определившие эту обстановку.
Во-первых, в начале IIв. римляне захватили Дакию и
в последующие десятилетия колонизовали ее территорию,
вытесняя местное дако-фракийское население. Граница
римских провинций на Карпатах продвинулась далеко
к северу. По их широкой периферии распространились
новые экономические отношения и торговые связи. Во-вторых,
в конце II-начале IIIв. в Северо-Западное Причерноморье
вторглись готы - германские группировки, переселившиеся
сюда с севера, из Нижнего Повисленья. Вскоре готы
оказались во главе сильного варварского государства,
объединившего различные племена на значительных пространствах.
Готское государство стремилось подчинить себе население
и более отдаленных областей. Во второй четверти IIIв.
готы начали борьбу с Римом, который вскоре был вынужден
уступить им часть своих северо-восточных владений.
Понятно, что все это сопровождалось неоднократными
перемещениями населения, смешением различных этнических
группировок, установлением новых экономических, политических
и культурных связей. В частности, вторжение готов
нанесло сильный удар по античным культурным традициям,
издавна существующим в Северном Причерноморье.
Если же обратиться к археологическим данным, то историческая
картина будет выглядеть, пожалуй, еще более сложной,
причем на первое место наряду с конкретными внешними
факторами - римским завоеванием и вторжением готов
- выдвинутся внутренние, а именно достигнутый к этому
времени местным населением сравнительно высокий уровень
социально-экономического развития, ведущий к коренным
переменам в области культуры и жизни. Новые исторические
условия, таким образом, нашли в среде местного населения
подготовленную почву.
Археологические данные свидетельствуют, что с конца
II - начала IIIв. н.э. в Нижнем и Среднем Поднепровье,
в поречье Южного Буга и на Днестре распространилась
новая культура. Ее археологическими памятниками являются
остатки больших поселений открытого типа, напоминающих
современные села, и могильники с трупосожжениями и
обычными захоронениями. По могильнику у с. Черняхова,
расположенному на правом берегу Днепра к югу от Киева
и исследованному в конце XIXв. В.В. Хвойкой, эти древности
получили наименование черняховских. Вот уже семьдесят
лет вопросы о черняховской культуре, о роли различных
племен в ее создании, об отношении их друг к другу
в рамках черняховского ареала и многие другие не сходят
со страниц археологической литературы.
Черняховская культура представляла собой весьма своеобразное
явление, существенно отличавшееся от культур большинства
местных племен предшествовавших столетий, тесно связанное
с обрисованной выше исторической обстановкой. Убедительным
доказательством этого являются хотя бы многочисленные
находки римских монет, попавших в то время в Поднестровье
и Поднепровье. Многие из них - это богатые клады.
Римские монеты несомненно были важным элементом экономической
жизни черняховцев, что говорит о многом, в том числе
о высоком для того времени уровне экономической и
социальной жизни. Этому соответствовали и другие черты
их культуры, отнюдь не укладывающиеся в представления
о первобытном строе, свидетельствующие о возникновении
классовых отношений. Сюда относятся развитое ремесло,
интенсивные торговые связи, развитое пашенное земледелие.
Глиняная лощеная посуда, сделанная на гончарном круге,
римское стекло, украшения, распространенные в римских
провинциях, процарапанные на сосудах знаки, буквы
греческого алфавита, а иногда и целые слова - вот
что находят археологи при раскопках черняховских поселений
и могильников.
И еще одна характерная черта черняховской культуры
должна быть здесь отмечена. На всей огромной территории
распространения - от Черного моря до Припяти и Десны
и от Прикарпатья до Северского Донца - древности этой
культуры в основных чертах однородны, одинаковы. Именно
данное обстоятельство долгое время являлось источником
ошибочных суждений о черняховцах. Обращаясь к их культуре
с обычной меркой, археологи рассматривали черняховцев
как одноэтничный массив. Но какой, славянский, готский,
скифо-сарматский? Этот вопрос оставался без убедительного
ответа (Последние публикации: Древности эпохи сложения
восточного славянства. МИА, 1964(116); История и археология
юго-западных областей СССР начала нашей эры. МИА,
1967(139)).
Первоначально, когда черняховские древности были известны
лишь в ограниченных пределах Киевского Поднепровья,
В.В. Хвойка предполагал, что черняховские племена
являлись прямыми потомками зарубинецкого раннеславянского
населения, отразившими в своей культуре все то новое,
что появилось в Северо-Западном Причерноморье после
завоевания Дакии Траяном. Это предположение поддержали
и другие исследователи, в частности А.А. Спицын. В
работах, опубликованных на рубеже и в начале нашего
века, он рассматривал зарубинецкую и черняховскую
культуры как две фазы в развитии одного и того же
населения - предков восточных славян периода Киевской
Руси (В.В. Хвойка. Древние обитатели Среднего Приднепровья.
Киев, 1913; А.А. Спицын. Расселение древнерусских
племен по археологическим данным. Журн. Минист. народа.
просв., 1899, кн.VIII). Противниками этого предположения
были некоторые немецкие археологи, утверждавшие тогда,
что все бескурганные могильники с трупосожжениями
рубежа и первых веков нашей эры, известные в Средней
и Восточной Европе, в том числе зарубинецкие и черняховские,
принадлежат древним германским племенам. Черняховцы
рассматривались в качестве готов, что в какой-то мере
соответствовало историческим сведениям об этих племенах.
Последующее накопление фактических данных показало,
что оба этих предположения были ошибочными. Между
зарубинецкой и черняховской культурами не только не
обнаружилось никаких связующих звеньев, а, наоборот,
выявились глубокие различия, которые нельзя объяснить
ни переменой исторической обстановки, ни коренными
сдвигами в развитии общественного строя и культуры.
В 1930г. А.А. Спицын решительно разделил зарубинецкие
и черняховские племена. Первых он стал рассматривать
в качестве потомков местных племен скифской поры и
высказался за западное, среднеевропейское происхождение
черняховцев. Вместе с тем А.А. Спицын решительно отверг
предположение, что черняховцы - это готы. Он указал,
что их распространение на широких пространствах от
Карпат до Северского Донца исключает мысль о черняховцах
как о германцах. - Естественнее всего предполагать,
- писал он, - что это были славяне (А.А. Спицын. Поля
погребальных урн. СА, Х, 1948, с.53-70). Мнение А.А.
Спицына о черняховской культуре имело в 30-40-х годах
многочисленных последователей. С черняховцами связывали
известия древних авторов о славянах-антах. Этого мнения
до сих пор придерживаются некоторые украинские археологи,
в частности М.Ю. Брайчевский (М.Ю. Брайчевський. Бiля
джерел слов'янськоi державностi. Киiв, 1964). И действительно,
после того как черняховские древности - остатки поселений
и могильники - были обнаружены в пределах обрисованной
выше огромной территории, когда выяснилось, что черняховцы
были чрезвычайно многочисленным населением, мысль
о них как о готах как будто бы утратила какую-либо
реальную почву. Ее защитники не могли опереться ни
на исторические известия, отводящие готам более узкую
территорию, ни на гидрохимические данные. Как известно,
германской гидронимии в пределах черняховского ареала
не обнаруживается, если не считать единичных и при
этом весьма сомнительных случаев. В то же время область
черняховских древностей в основном совпадала с областью
распространения антов, которая, по Иордану, простиралась
от Донастра до Донапра, а по Прокопию Кесарийскому,
и восточнее Днепра, к северу от утургуров, живших
на Азовском море.
Но славянская точка зрения на черняховцев также потерпела
крушение. Когда выяснилось. что верхняя хронологическая
граница их древностей не выходит за рубеж IV-Vвв.,
стала очевидной несостоятельность попыток связать
черняховцев с раннесредневековыми славянами-антами,
известными в Северо-Западном Причерноморье по сообщениям
авторов VI-VIIвв. В течение 40-60-х годов украинские
археологи потратили много сил и энергии, чтобы отыскать
следы черняховцев среди древностей третьей четверти
I тыс. н.э., синхроничных известиям древних авторов
об антах. Но все поиски оказались тщетными, никаких
бесспорных черняховских древностей позже IV - начала
Vв. выявить до сих пор не удалось. Вместе с тем обнаружилось,
что в последующий период, в антское время, в Среднем
Поднепровье и Днепро-Днестровском междуречье обитало
население с другой культурой, совсем непохожей на
черняховскую. И население это было бесспорно славянским,
антским. Такие же точно древности имеются во всех
старославянских землях. Они были найдены и на Дунае,
куда в VI-VII вв. проникли славяне-анты, вступившие
в войну с Византией. Славянская культура VI-VIIвв.
послужила непосредственным предшественником культуры
Древней Руси. И это уже не гипотезы, которыми так
богата археология, а бесспорные факты.
2
О славянских древностях VI-VIIвв., выявление и изучение
которых в Поднестровье и Среднем Поднепровье следует
рассматривать как крупнейшее достижение восточнославянской
археологии за последнюю четверть века, речь пойдет
ниже. Там же будут рассмотрены отношения раннесредневековых
славян и черняховцев. А сейчас необходимо все же попытаться
ответить на вопрос, кем были эти загадочные черняховцы,
какие этнические группы они представляли? В частности,
следует осветить вопрос о готах, об их отношении к
черняховской культуре.
За последнее время вопрос о древностях готов значительно
разъяснился. Их бесспорные следы - могильники и остатки
поселений - отысканы в Южной Прибалтике по обе стороны
Вислы, а также вдоль Средней Вислы и Западного Буга,
т.е. на всем пути готов из Прибалтики на юго-восток.
Из поречья Западного Буга во второй половине IIв.
н.э. некоторые готские группировки проникли в область
Верхней Припяти, откуда, как уже указывалось, они
вытеснили местное зарубинецкое население.
Выходцы с далекого севера - готские племена - обладали
специфической, самобытной культурой, не имевшей ничего
общего с черняховской. Их культура отражала совсем
иные традиции; ее возможно сравнивать с культурой
других северных германцев или западных балтов - соседей
германцев на Балтийском море. У готов имелись свои
особые формы предметов убора и украшения, свое вооружение,
своеобразная глиняная посуда. Подобно многим племенам
Средней Европы, они сжигали своих мертвых, но их погребальная
обрядность отличалась как от зарубинецкой, так и от
соответствующей черняховской прежде всего тем, что
в могилу помещались не только пережженные кости и
вещи, но и остатки погребального костра - зола и уголь
(Ю.В. Кухаренко. 1) Памятники железного века на территории
Полесья, с.17-19; 2) Могильник Брест-Тришин; V. Lа
Ваume Urgeschichte der Ostgermanen. Danzig, 1934;
J. Кmiесinski. Wedrowka gotow па Poludnie w swietle
najnowszych badan archeologicnych. Z оtchlапi wiekow
XXV, Wroсlаw-Poznan, 1959; J. Коstrzewski. Zagadnienie
pobytu Germanow na ziemiach Polskich. Slavia Antiqua,
t.ХI, Warszawa-Poznan, 1964). Словом, готские древности
существенно отличаются от древностей племен Северо-Западного
Причерноморья. И готы не могли быть создателями черняховской
культуры.
Из поречья Западного Буга и верховий Припяти готы
проникли дальше к югу. Их древности известны на Верхнем
Днестре, на Волыни и как будто бы на Днепре в Надпорожье.
И интересно, что здесь, чем южнее они продвигались,
тем в большей степени утрачивали свою самобытную культуру.
Их культура теряла свои традиционные черты и как бы
растворялась в черняховской среде. Когда уже в начале
IIIв. готы вышли к Черному морю, о чем известно по
многочисленным историческим свидетельствам, от их
древней культуры не осталось и следа, они усвоили
черняховскую культуру. Никаких специфических готских
древностей III-IVвв. в Причерноморье археологи не
знают (Э.А. Сымонович. Итоги исследований черняховских
памятников в Северном Причерноморье. МИА, 1967(139).
Археологические исследования в Верхнем Поднестровье
и на Волыни показали и то, что во II-IIIвв., а может
быть и несколько раньше, сюда проникли не только северяне-готы,
но и выходцы из более южных областей Средней Европы,
носители пшеворской культуры. Пришли ли они вместе
с готами или двигались самостоятельно в общем потоке
великого переселения народов, пока неизвестно. Выше,
в начале этого очерка, речь уже шла о том, что пшеворские
древности еще предстоит дифференцировать на германские
и славянские. Это относится и к древностям данного
типа, обнаруженным в Верхнем Поднестровье и на Волыни,
исследованным еще далеко не достаточно. Бесспорно
лишь, что подобно готам, пшеворцы усвоили черняховскую
культуру. Но те из них, которые остались на Волыни,
превратились в черняховцев не полностью, а лишь наполовину.
Они послужили важной составной частью так называемой
волынскои группы черняховских племен, в культуре которых
наряду с черняховскими элементами широко представлены
и особенности пшеворского происхождения (Ю.В. Кухаренко:
1) Волынская группа полей погребений. СА, 1958(4);
2) Могильник Брест-Тришин; Г.Ф. Никитина. Население
лесостепной полосы Восточной Европы в первой половине
I тыс. н.э. Автореф. дисс. М., 1965).
Основным этническим фундаментом, на котором сложилась
черняховская культура, было местное население Северо-Западного
Причерноморья, составлявшее две обширные группы: позднескифскую
и дако-фракийскую (гетскую),
На Нижнем Днепре и в смежных частях Причерноморья
в начале нашей эры сохранялось значительное население
скифского происхождения. Ему принадлежали большие,
хорошо укрепленные поселения с каменной архитектурой,
в свое время считавшиеся в Причерноморье городами.
И это справедливо, так как их обитатели занимались
не только сельским хозяйством, но и ремеслами, и торговлей.
Они издавна были связаны с античными городами Причерноморья
и служили посредниками между ними и северной периферией.
В частности с поселениями Нижнего Поднепровья были
связаны и зарубинецкие племена, о чем говорят многочисленные
зарубинецкие изделия на нижнеднепровских городищах
и обломки амфор, краснолаковой посуды, а также некоторые
другие находки сделанные в Среднем Поднепровье на
зарубинецких селищах. В материалах, происходящих из
нижнеднепровских городищ, обнаруживаются свидетельства
тесных сношений с дако-фракийским миром. Вероятно,
состав населения нижнеднепровских поселений-городов
был очень пестрым. Слои III-IVвв. представлены на
этих поселениях черняховскими материалами. Немало
вещей черняховского характера имеется в соответствующих
слоях города Ольвии (Б.Н. Граков. Каменское городище
на Днепре. МИА, 1954(36); Н.Н. Погребова, Позднескифские
городища на Нижнем Днепре. МИА, 1958(64); М.I.
Вязьмитiна. Золота Балка. Киiв, 1962).
Западнее позднескифских поселений, в Поднепровье,
в первые века нашей эры, судя по историческим данным,
находились земли дако-фракийских (гетских) племен,
рядом с которыми жили выходцы из Средней Европы -
загадочные бастарны, по одним данным, германцы, по
другим - неизвестные племена, лишь похожие на германцев.
Археологическая атрибуция днестровского населения
начала нашей эры еще недостаточно ясна. Некоторые
исследователи усматривают бастарнов в племенах, оставивших
могильники типа Поянешти-Лукашевка, а древности так
называемого липицкого типа связывают с местным дако-фракийским
(гетским) населением. Материальная культура типа Поянешти-Лукашевка
близка зарубинецкой и в целом далека от черняховской.
Липицкая культура, имеющая местное происхождение,
напротив, по многим особенностям может быть охарактеризована
как предчерняховская. Она была таковой значительно
в большей степени, чем материальная культура нижнеднепровских
городищ. Связь истоков черняховской культуры прежде
всего с дако-фракийским миром представляется весьма
вероятной. Следует указать, что материальная культура,
близкая черняховской, в первой половине I тыс. н.э.
появилась и в Северном и Западном Прикарпатье, на
территории Южной Польши, Румынии и Словакии.
Наконец, нужно добавить, что картина населения Северного
Причерноморья того времени не будет полной без сарматского
компонента. В начале нашей эры сарматы не раз доходили
до Днестра и Дуная. Здесь известны их могильники этого
периода. В исторических условиях того времени часть
сарматского населения, по-видимому, порывала с кочевым
образом жизни, оседала на земле и пополняла, таким
образом, черняховский массив. В материалах, происходящих
из нижнеднепровских городищ, сарматские элементы также
представлены достаточно отчетливо.
Итак, с первых веков нашей эры на широких пространствах
Северо-Западного Причерноморья шел энергичный процесс
инфильтрации различных племен - местных и пришлых,
особенно усилившийся во II - начале IIIв. Об этом
хорошо знали современники, в частности Страбон, сообщивший
в своей Географии, написанной еще в начале Iв. н.э.,
о местностях, где бастарны, скифы и сарматы живут
смешанно с фракийцами. Подобную же картину рисовали
и более поздние авторы. И это было не просто механическое
смешение разноплеменного и разноязычного населения.
Помимо таких обстоятельств, как войны, подчинение
одних племен другими и многократные переселения, причиной
этого процесса, как уже указывалось, послужил распад
старых племенных и родовых связей и установление новых,
уже не первобытных экономических и политических отношений.
Все это означало, что в разноплеменной среде Северо-Западного
Причерноморья и его периферии начался тогда процесс
формирования народности и общая для всех культура,
названная археологами черняховской, об этом именно
и свидетельствует.
Нам неизвестно, насколько далеко продвинулся этот
процесс. Вероятно, он не успел выйти из своей первичной
стадии. Трудно сказать также, какой язык пробивал
себе дорогу в качестве языка черняховской народности.
Вряд ли это был готский язык. Повидимому, главными
межплеменными языками служили здесь в то время провинциальный
латинский, особенно широко распространившийся в Дакии,
и греческий, издавна в той или иной мере знакомый
населению Северного Причерноморья. Черняховской народности
не было суждено сложиться хотя бы вчерне. В конце
IVв. н.э. области Северного Причерноморья испытывают
на себе жестокие удары со стороны кочевников-гуннов,
в результате которых рухнули и черняховская оседлость,
и ее культура. Это был страшный разгром, по-видимому
не уступающий по своей опустошительности татаро-монгольскому
нашествию на русские земли в XIIIв. В настоящее время
так или иначе исследованы уже не одна сотня остатков
черняховских поселений и десятки могильников. И все
они говорят об одном и том же - что на рубеже IV-V
вв. черняховские поселения были покинуты их обитателями.
Конечно, нельзя допустить, будто все черняховское
население поголовно было уничтожено гуннами или было
вынуждено куда-то бежать. Часть готов обосновалась
с этого времени в Крыму, часть ушла на запад. Судя
по археологическим данным, наименование готы, фигурирующее
у древних авторов, следует понимать здесь не только
в этническом, но и в политическом значении. Часть
черняховского населения, вероятно, осталась на старых
местах, и позднечерняховские древности когда-либо
отыщутся. Но пока они неизвестны, и это позволяет
судить о масштабах гуннского опустошения.
Наконец, еще один вопрос, связанный с черняховскими
древностями. Если черняховская культура распространилась
в свое время в разноплеменной среде, свидетельствуя
о появлении условий для зарождения новой народности,
то нельзя ли допустить, что в этом процессе участвовали
и славянские элементы и что, следовательно, археологи,
защищавшие славянство черняховцев, в какой-то мере
были правы. Речь может идти при этом о разных славянах
- о зарубинецких группировках и о тех славянских племенах,
которые могли появиться с пшеворской культурой в Днестро-Днепровском
междуречье в первых веках нашей эры из бассейна Вислы.
Ответ на этот вопрос в настоящее время может быть
лишь гипотетичным, основанным не столько на фактах,
сколько на априорных соображениях.
Рис.5. Распространение древностей зарубинецкой (1)
и черняховской (2) культур, движение готов (3).
Как видно на прилагаемой карте (рис.5), черняховская
культура в III-IVвв. распространилась лишь на южную
часть зарубинецкой территории. По-видимому, она была
принесена сюда населением, двигавшимся с юга. На Днестре
и Волыни черняховцы вошли в контакт с идущими им навстречу
сильными готскими и пшеворскими группировками, потеснившими
к этому времени на восток полесские зарубинецкие племена.
Готские и пшеворские группировки, как уже указано,
мало-помалу утратили при этом свою культуру, но в
военном и политическом отношении взяли верх над разноплеменным
населением Северо-Западного Причерноморья, которое,
по словам современников, прежде называлось скифами,
а теперь стало именоваться готами. Таким образом,
участие славян-пшеворцев в формировании черняховского
населения очень вероятно, хотя доля их участия сейчас
совсем еще не ясна.
Выше была упомянута так называемая волынская группа
черняховских древностей III-IVвв., оставленная, судя
по всему, пестрым населением - готами и пшеворцами,
в разной степени усвоившими черняховскую культуру.
Можно предполагать, что германские элементы из этих
мест отошли к югу, а оставшееся население принадлежало
главным образом к потомкам славян-пшеворцам.
В Среднем Поднепровье черняховцы встретились с зарубинецким
населением, уже потревоженным на западе готами и пшеворцами,
а на востоке и юге сарматами. Очевидно, основная масса
зарубинецкого населения на рубеже II-IIIвв. отошла
к северу, за Припять и на Десну. Но какая-то часть
зарубинецких славян могла остаться на старых местах,
усвоив черняховскую культуру. Насколько справедливо
такое предположение, покажут будущие исследования.
...
О происхождении населения древнейшей русской земли
1
Славянская культура третьей четверти I тыс. н.э.,
памятники которой найдены в лесостепном Приднепровье
в пределах древнейшей Русской земли, не имела ничего
общего с местной культурой предыдущих столетий, известной
по остаткам многочисленных поселений и могильникам
черняховского типа. Как уже указывалось, в течение
многих лет в советской археологии существовало мнение,
восходящее к взглядам В.В. Хвойки и А.А. Спицына,
что черняховская культура принадлежала предкам населения
Киевской Руси. Предполагалось, что между этой культурой
(III-IV, а может быть, и начала Vв. н.э.) и древнерусской
культурой IX-Х и последующих веков имеется непосредственная
генетическая связь, лишь отчасти нарушенная в период
великого переселения народов: нашествия гуннов, движения
славян на Балканы, нашествия тюркских племен. Некоторые
археологи долго и упорно разыскивали позднечерняховские
древности, которые могли бы заполнить лакуну между
верхней хронологической границей известных черняховских
древностей и нижней границей культуры Киевской Руси.
Но поиски эти не породили ничего, кроме ожесточенных
споров.
По мнению других исследователей (и таких теперь явное
большинство), между черняховскими племенами и древнерусским
населением времени Киевской Руси не было генетических
связей. Но кем являлись многочисленные черняховские
племена, остается невыясненным. Говорят о скифском
и фракийском их происхождении; существует мнение,
что это были западнославянские группировки и германцы-готы.
Мне представляется (с.43-52), что черняховская культура
- явление особого порядка, которое нельзя связывать
с каким-либо одним определенным этносом. Она не была
результатом творчества одной этнической группировки,
а явилась прежде всего порождением той сложной исторической
обстановки, которая объединила в III-IVвв. разноязычное
население Северо-Западного и Северного Причерноморья.
Сложение черняховской культуры представляло собой
не что иное, как первый шаг на пути консолидации обитавших
здесь различных племен в народность. Но дальше первых
шагов этот процесс не пошел, так как черняховская
оседлость в результате гуннского вторжения была жестоко
разгромлена. Процесс образования народности был прерван
здесь в самом его зародыше.
Когда в области правого берега Днепра, а затем и левого
были исследованы охарактеризованные выше славянские
поселения VI-Vlllвв., ошибочность мнения о черняховско-древнерусских
генетических связях стала совершенно очевидной. Между
культурой населения Среднего Поднепровья Vl-VIIIвв.
и культурой Киевской Руси наблюдается непосредственная
связь, иллюстрируемая многими элементами материальной
культуры: тип жилища, категории украшений и др. И
напротив, если сравнить черняховскую культуру с культурой
Vl-VIIIвв., то ни один элемент не будет у них общим
или хотя бы в какой-то мере близким.
Поселения черняховского времени были обычно весьма
значительными: состояли из многих десятков, а нередко
и сотен жилищ, располагались на открытых местах, по
краю надпойменных террас или по берегам ручьев в глубине
водоразделов, приблизительно так же, как располагаются
современные села. Совсем в иных условиях обнаруживаются
остатки поселений третьей четверти I тыс. н.э. Обычно
люди этого времени селились на незначительных всхолмлениях
в пределах речных пойм, нередко среди заболоченных
местностей, реже по краю невысоких участков надпойменной
террасы. В древности такие места были заняты непроходимыми
чащами чернолесья. И, по-видимому, отнюдь не потребности
хозяйства заставляли среднеднепровских славян в третьей
четверти I тыс. н.э. жить в таких, казалось бы, необычных
для земледельцев условиях. Причина была в другом -
в необходимости обезопасить поселения от внезапных
набегов кочевников. Традиция скрывать свои поселения
среди лесов и болот была свойственна в VI-VIIIвв.
не только среднеднепровским, но и южным славянам.
О ней хорошо знали современники - Иордан, Маврикий
Стратег, Иоанн Эфесский. Но эта традиция, как мне
представляется, могла зародиться лишь на севере, в
лесной полосе.
В пределах территории распространения черняховской
культуры на поселениях встречаются остатки жилищ разной
формы и конструкции. Наиболее обычными, в частности
для Среднего Поднепровья, были прямоугольные наземные
постройки площадью 25-35 кв.м. Каркас таких домов
возводился из дерева, а стены - из плетня или нетолстых
бревен, обмазанных глиной. Иногда встречались двухкамерные
постройки. Жилища славян в третьей четверти I тыс.
н.э. имели совсем другой характер. Это были, как уже
указывалось, квадратные полуземлянки.
Существенные особенности отличают черняховскую и славянскую
погребальную обрядность. Для первой был характерен
биритуализм: наличие двух погребальных обрядов - трупосожжения
и обычного захоронения, причем последний обряд занимал
явно преобладающее положение. У среднеднепровских
славян третьей четверти I тыс. н.э. практиковалось
лишь сожжение умерших. Остатки сожжения - сгоревшие
кости и пепел - помещались обычно в глиняную урну,
которая закапывалась в землю на погребальном поле.
Находки, сделанные при раскопках черняховских поселений
и славянских поселений Vl-VIIIвв., тоже совсем не
похожи друг на друга. Черняховская керамика вырабатывалась
на гончарном круге; она отличалась разнообразием и
богатством форм, а также нарядной орнаментацией. Отличное
качество посуды, устойчивость основных форм и неоднократно
найденные большие печи для обжига свидетельствуют
о ремесленной организации черняховского керамического
производства. Лишь незначительное количество сосудов
лепилось от руки в домашних условиях. Что же касается
глиняной посуды славянских поселений VI-VIIIвв., то
первоначально вся она лепилась вручную. Ее ассортимент
и формы были совсем иными чем у черняховской керамики.
В более позднее время, где-то в VIIIв., на славянских
поселениях появилась в небольшом количестве посуда,
изготовленная на круге. Но и она в массе была совсем
другой, чем черняховская, напоминая салтовскую.
Различными были и другие черняховские и славянские
изделия. И это объясняется не только их неодинаковым
возрастом и различной исторической обстановкой, но
прежде всего совсем иными культурно-историческими
традициями.
Недавно В.П. Петровым была высказана мысль, что смена
черняховской культуры славянской культурой третьей
четверти I тыс. н.э. представляла собой не что иное,
как частный случай той общей варваризации, которая
охватила большие пространства в Европе в период кризиса
и падения Римской империи и связанного с этим великого
переселения народов. Приводя известное место из Происхождения
семьи, частной собственности и государства, где Ф.
Энгельс характеризует плачевный конечный результат
римского мирового владычества, В.П. Петров пишет,
что кризис, имевший место на рубеже позднеантичного
времени и раннего средневековья, охватил не только
территории, входившие в состав Римского государства,
но и сказался на всех смежных областях за линией римского
лимеса (В.П. Петров. Про змiну археологiчных культур
на територii УРСР у V ст. н.э. Археологiя, т.XVIII,
1965, с.11-12). Правда,
В.П. Петров нигде прямо не утверждает, что раннесредневековые
среднеднепровские славяне были прямыми предками черняховцев.
Середина I тыс. н.э., пишет он, была временем больших
перемещений племен и глубоких перемен в этногенетическом
процессе. Но вместе с тем он ничего не говорит и о
смене населения в Среднем Поднепровье в середине I
тыс. н.э., оставляя читателя в недоумении.
Мне представляется, что соображения, высказанные В.П.
Петровым относительно изменения культуры в Vв. н.э.,
нуждаются в серьезных коррективах. Прежде всего нельзя
полностью согласиться с тем, что кризис, охвативший
рабовладельческую империю, сказался и на соседних
странах. Напротив, варварские племена - северные соседи
римских провинций - в этот период заметно мужали,
порывали со своим варварством, готовились вступить
в средневековье. Прекращение или ослабление экономических
связей со странами империи лишило их многих эффектных
импортных изделий. Но место последних в культуре было
весьма незначительным. Они были наносным явлением,
не затрагивающим основ производства, экономики и быта.
Значительно большую роль в жизни племен, живших по
периферии римских провинций, сыграло великое переселение
народов - общее движение европейских племен с севера
на юг и идущее поперек его с востока на запад движение
кочевников, возглавленное сначала гуннами, затем аварами.
Движения эти привели к большим этническим переменам
в среде племен, живших по периферии римских провинций.
Именно это и послужило основной причиной смены культуры
в Среднем Поднепровье в середине I тыс. н.э.
Культуру населения Среднего Поднепровья третьей четверти
I тыс. н.э. ни в какой мере нельзя рассматривать как
результат варваризации черняховской культуры. Если
бы такое явление действительно имело место, в новой
культуре в той или иной форме неизбежно сказывались
бы пережитки прошлого. Культура Vl-VIIIвв. в Среднем
Поднепровье не имела никаких черняховских пережитков.
Все ее слагаемые - расположение и облик селений, такой
важный элемент культуры, как жилище, характер и формы
керамики, погребальная обрядность - это отнюдь не
результат варваризации черняховской культуры, а совершенно
чуждые ей особенности. В отличие от черняховской культуры
новой культуре была свойственна значительная самобытность,
свидетельствующая о том, что она сложилась далеко
за пределами влияния римского мира, вне контактов
с ним. В Среднее Поднепровье эта культура несомненно
была принесена извне. Сюда пришли новые племена.
Здесь может возникнуть, однако, законный вопрос: можно
ли допустить, что черняховское население, занимавшее
в III-IVвв. н.э. огромную область и оставившее после
себя многие сотни археологических памятников, главным
образом мест поселений, в короткий срок бесследно
исчезло. Я думаю, что такая картина вряд ли отвечает
реальной исторической действительности. Как бы не
было опустошительным нашествие гуннов, оно не могло
привести к тому, чтобы область, достигающая размеров
современной Украины, полностью обезлюдела. Прежде
всего это относится к окраинной северной лесостепной
части черняховского ареала, а также к его западной
прикарпатской периферии. Здесь неизбежно должны были
сохраниться какие-то остатки черняховского населения.
Поэтому, по моему мнению, в этих местах следует продолжать
поиски позднечерняховских древностей, не смущаясь
тем, что пока они не дали убедительных положительных
результатов. Следы их несомненно будут найдены, и
только тогда можно будет всесторонне охарактеризовать
историческую обстановку, сложившуюся в Среднем Поднепровье
в середине и третьей четверти I тыс. н.э., и связанные
с ней этногенетические процессы. Черняховское население
(его остатки) нельзя полностью и безоговорочно исключать
из состава того субстрата, который получили славяне,
расселившиеся в Среднем Поднепровье в третьей четверти
I тыс. н.э.