О РУСИ, ВАРЯГАХ-РУСАХ И РЮРИКЕ АЛЬДЕЙГЬЮБОРГСКОМАлесксандр Шарымов.
12. ПВГ и конунг Хакан
Видный исследователь жизни населявших
Скандинавию, Приневье, Поволховье и
Приильменье народов, а также развития пути
"из Варяг в Греки" (коротко - ПВГ) Глеб
Лебедев пишет:
"Волхов вместе с реками восточного
Приильменья уже на исходе VIII в. был включен
в систему международных коммуникаций...
Волховско-Днепровская магистраль,
протяженностью около 1500 км, начиналась в
восточной оконечности Финского залива и
проходила по Неве ("устье озера Нево"),
юго-западной части Ладожского озера,
Волхову, оз. Ильмень, Ловати, с переходом из
Балтийского бассейна в Черноморский, по
рекам Усвяче, Каспле, Лучесе, верхнему
течению Западной Двины (где открывался еще
один выход на Балтику) и системе волоков на
Днепр в районе Смоленска. Отсюда начинался
путь по Днепру, с важным перекрестком в
районе Киева, труднопроходимым участком
днепровских порогов и выходом на простор
Черного моря в непосредственной близости
от Херсонеса (Корсуни) и других
византийских владений в Крыму"(13).
Как мы уже видели, русы-варяги освоили
этот путь еще в начале IX века, совершив
поход на Сурож. А еще спустя лет двадцать по
ПВГ вновь прошла армия русов, совершившая
нападение на южночерноморский город
Амассеру (Амастриду). Руководитель русов
был, судя по тексту "Жития св. Георгия
Амастридского", о котором я упоминал выше,
значительно моложе Бравлина, водившего
русов на Сурож. Молодой рус, кроме всего
прочего, был сведущ в сути христианских
воззрений, о которой он, несомненно, узнал
от участника прошлого похода, вероятно, от
руководжителя его и, вероятно, от своего
отца.
Но кем же тогда был этот сын? Кто
следующим стоит в хронологическом ряду
среди хоть как-то запечатленных в истории
личностей? Есть ли вообще в истории такая
личность? Такая личность есть - и человека этого
звали Хаканом (ударение - на первом слоге). О
нем мы имеем документальное известие, о
котором сейчас и поведем речь.
13. Конунг Хакан и "Бертинские анналы"
В 839 году епископ Пруденций Галиндо сделал
запись в так называемых "Бертинских
анналах" о том, что 18 мая франкский
император Людовик Благочестивый принял при
дворе в Ингельхайме посольство
византийского императора Феофила,
направившего вместе с ним к Людовику "...неких
людей, которые утверждали, что они, то есть
их народ, зовутся Рос, и которых их король,
называемый Хаканом, направил к нему /Феофилу/
ради дружбы, как они уверяли..."(14).
Далее Пруденций отметил в "Анналах"
просьбу Феофила предоставить послам Хакана
возможность безопасно вернуться в их
страну, ибо путь, которым они прибыли в
Константинополь, шел по землям варварских и
агрессивных народов. Расспросив послов,
император выяснил, что они принадлежали к
народу свеонов, то есть шведов. Пруденций
пишет далее: "Считая их скорее разведчиками, чем
искателями дружбы, он решил задержать их у
себя, чтобы можно было достоверно выяснить,
с добрыми ли намерениями они пришли туда
или нет"(15).
О дальнейшей судьбе посольства мы
ничего не знаем. Но не она нас сейчас
интересует, а то, что впервые в европейском,
современном описываемому событию д о к у м е
н т е, зафиксировано было как имя "Рос"="русь",
так и имя "короля" русов - Хакана (упоминание
Регнальда Русского хотя и относилось ко
времени более раннему, но сделано было
хронистом XII века).
О том, что в Ингельхайме посланцев
летописной Руси приняли за шведов, надо
сказать, что она и была страной
скандинавской - и как могли варяги-русь
определить свою географическую
принадлежность, не прибегая к известному в
Европе адресу: "рядом со шведами, со
свеонами"?
Где только историки не "располагали"
страну посланцев Хакана: и в Среднем
Поднепровьи, и в Швеции, и в Среднем
Поволжьи! Но мало кто обратил внимание, что
путь посольства точно совпал с описанным в
ПВЛ маршрутом ПВГ от "острова русов" в
Карелии по Неве, Волхову и Днепру - и
кружным путем вокруг Европы, которым послы
в конце концов и воспользовались...
Итак, следующим после Бравлина в
хронике руси-варягов был "король народа
Рос" Хакан (это - весьма употребимое в
Скандинавии имя, а не видоизмененный титул
"каган", как говорят многие историки) - и мы имеем все основания считать, что он
наследовал престол по смерти своего отца,
после чего и направил посольство "ради
дружбы" к императору Феофилу.
14. Иоаким о Буривое и призвании Гостомысла
Теперь обратимся к следующим по времени
событиям, относящимся к соседям руси-варягов:
к обитавшим в Поволховьи и Приильменьи
племенам руси-ижоры, чуди, веси и словен. Они
были объединены в общий конфедеративный
союз, управлявшийся советом старейшин,
выдвигавшх единого вождя. Одно время им был
Буривой. Иоаким сообщает о нем в своей
летописи: "Буривой, имея тяжку войну с варязи,
множицею побеждаша их и овлада всю Бярмию (возможно,
тут - нынешняя Карелия. А.Ш.) до Кумени (ныне
Кеми-йоки. - А.Ш.). Последи при оной реце
побежден бысть: вся свои вои погуби, едва
сам спасеся, иде во град Бярмы, иже на
острове сый крепце устроенный (видимо,
нынешний Приозерск. - А.Ш.), иде же князи
подвластные пребываху, и тамио, пребывая,
умре. Варяги же, абие пришедше град Великий (то
есть, в Ладогу. - А.Ш.) и протчие обладаша
и дань тяжку возложиша на словяны, русь и
чудь. Людие же терпяху тугу велику от варяг,
пославше к Буривою, испросиша у него сына
Гостомысла, да княжит в Велице граде. И егда
Гостомысл приа власть, абие варяги бывшия
овы изби, овы изгна, и дань варягом отрече, и,
шед на ня, победи..."(16).
Итак, по Иоакиму, на племена руси-ижоры,
словен и чуди напали некие "варяги", о
которых пишет и автор ПВГ. Было это до 859
года, ибо к тому времени "варяги" эти
покорили еще и кривичей с весью. Кто же
осуществил эту экспансию?
В известном сочинении великого
исландского поэта и историка Снорри
Стурлусона "Хеймскрингла" ("Круг
земной") рассказано о тинге - народном
собрании, которое состоялось 15 февраля 1018
года в Уппсале; некий Торгнир сказал тогда: "Торгнир, мой дед по отцу, помнил
Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и
говорил о нем, что пока он мог, он каждое
лето предпринимал поход из своей страны и
ходил в различные страны и покорил Финланд
и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много
земель в Аустрленд ("Восточных странах". - А.Ш.)"(17). Современная скандинавистка Татьяна
Джаксон пишет, ссылаясь на работы шведского
историка Биргера Нермана: "...По хронологии Б.Нермана, шведский
конунг Эйрик умер в 882 г. в преклонном
возрасте;.. по мнению Нермана "Аустрвеги"
("Восточные пути" - примерно то же, что
"Аустрленд". - А.Ш.) Эйрик покорил в
850-859 гг."(18).
Таким образом, мы вполне резонно можем
предположить, что уппсальский конунг Эйрик
Эмундарсон и был тем вождем "варягов",
несомненно, шведов, которые до 859 года
разбили войско князя Буривоя, покорив затем
финнов, карелов, эстов, куршей, а также "Аустрленд"
с главным "градом Великим"-Ладогой, то
есть земли руси-ижоры, словен, веси и
кривичей с мерей.
15. Призвание Рюрика
Многие историки по сию пору недоумевают,
как это вышло: сначала, мол, прибалтийско-словенские
племена прогнали варягов, а потом,
охваченные усобицами, вновь обратились к
ним:
"И идоша за море, к варягам, к руси.
Сице бо ся зваху тье варязи русь, яко се
друзии зовутся свие, друзи же урмане,
англяне, друзии готе, так и си. Реша русь,
чюдь, словени и кривичи и вси (интересно, что
Дмитрий Лихачев перевел это место так: "Сказали
руси чудь, славяне, кривичи и весь..." - вместо "сказали русь..." - "сказали
руси..."): "Земля наша велика и обилна, а
наряда в ней нет. Да поидите княжить и
володеть нами". И избрашася 3 братья с
роды своими, пояша по собе всю русь и
приидоша; старейший, Рюрик, седе Новегороде,
а другой, Синеус, на Беле-озере, а третий
Изборсте, Трувор"(19).
Итак, автор ПВЛ утверждает, что "призвание
варягов-руси" произошло из-за усобиц, а
мотив избрания именно Рюрика с братьями
абсолютно непонятен: почему позвали этих, а
не других?
Иоаким дает совсем иное объяснение. Он
говорит, что после изгнания врягов-шведов
Гостомысл занедужил. Все его сыновья к тому
времени умерли, и он не знал, кто наследует
ему. Он обратился к вещунам - и те сказали
ему, что наследовать ему будет его
родственник. А тут во сне он увидел, что из
чрева его средней дочери Умилы выросло
дерево, плоды которого напитали всю землю. И
Иоаким завершает рассказ так: "Гостомысл же, видя конец живота
своего, созва вся старейшины земли от
славян, руси, чуди, веси, мери, кривич и
дрягович, яви им сновидение и посла
избраннейшия в варяги просити князя. И
приидоша по смерти Гостомысла Рюрик с двемя
браты и роды ею... Рюрик по смерти братии
облада всею землею, не имея ни с кем войны. В
четвертое лето княжения его переселися от
старого в Новый град великий ко Ильменю (подразумевается
уже существовавшее к той поре тремя
километрами южнее нынешнего Новгорода
Рюриково городище. - А.Ш.).... По смерти же
отца своего облада варягами, емля дань от
них"(20).
Кто был князем, "королем русов" до
Рюрика, мы знаем: это был Хакан, около 735 года,
как я предположил, женившийся на средней
дочери Гостомысла Умиле. Та примерно в 736
году родила ему сына Рюрика, а вскоре еще и
Синеуса с Трувором.
Таким образом, князь, пришедший в
Ладогу с "острова русов", с нынешнего
Карельского перешейка, в 862 году, был
достаточно молод: ему исполнилось около 28 лет.
Можно предположить, что еще в 860 году он
участвовал в походе русов на Царьград,
когда по "пути из Варяг в Греки" мимо
Ладоги, только что освобожденной
Гостомыслом от варяговшведов Эйрика
Эмундарсона, прошла сильная рать русов,
коих, вполне возможно, возглавлял Рюрик и в
числе коих, вполне возможно, были его "бояре"
Аскольд и Дир, вскоре после призвания
Рюрика в Ладогу отправившиеся к Царьграду,
чтобы поступить там на службу к императору,
заключившему мир с русами четыре года назад,
но по пути оставшиеся княжить в "граде
малом" Киеве, до того платившем хазарам
унизительную дань.
Поход 860 года произвел на ладожан
впечатление - и послужил дополнительным
стимулом для призвания Рюрика с братьями.
16.Заключение: кто же таков Рюрик Альдейгьюборгский?
Прежде всего: как его именовать? Историки
давали ему разные имена: Рюрик Новгородский,
Рюрик начальной летописи, Рюрик Ладожский.
"Новгородский" отпадает: в годы его
жизни Новгорода еще не существовало. "Начальная
летопись" тоже неточна: основные
сведения о Рюрике мы получаем из
Иоакимовской летописи, а не из ПВЛ. Более
всего подходит "Рюрик Ладожский", но я
бы предложил именовать его Рюриком
Альдейгьюборгским: скандинавы называли
Ладогу Альдейгьюборгом - и это ототражает
карельско-скандинавский момент его
происхождения.
Приводимая ниже генеалогическая
таблица проясняет нетождественность
Рюрика Альдейгьюборгского и Рорика
Ютландского, с которым многие историки
соотносят нашего героя. Но наш Рюрик был
лишь внучатым племянником рыцаря, некогда
известного в Ютландии и Фрисландии. Это
были абсолютно разные люди.
Рюрик был русом и сыном "короля
народа Рос" Хакана, внуком Бравлина,
правнуком Регнальда Русского, праправнуком
Рандвера, прапраправнуком Радбарда
Гардского и Ауды Глубокозадумчивой,
прапрапраправнуком Ивара Широкие Объятия и
потомком мифического Скьолда и его отца
Одина. Рюрик принадлежал, таким образом, к
харизматическому скандинавскому клану
Скьолдунгов - и покровительство богов
давало его власти качество силы и
непререкаемости, реально помогшей его
наследникам сохранить ее на протяжении
веков, до смерти царя Федора в 1598 году. Но
при этом Рюрик был потомком и словен -
Буривоя и Гостомысла. И такой взгляд на его
генезис и неожиданен, и свеж.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Повесть временных лет. Часть первая. Текст и перевод. М.-Л., 1950. С.с. 205, 206 (далее: ПВЛ... С. ...).
- Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985. С. 187.
- Рыбаков Б.А. Сампо и сейды. // Новое в археологии СССР и Финляндии. Л., 1984. С. 77.]
- Паранин В.И. Историческая география летописной Руси. Петрозаводск. 1990. С. 144 (далее: Паранин... С. ...).
- Цит. по: Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI-XI вв.//
- Древнерусское государство и его международное значение М., 1965. С. 397-398.
- Там же. С. 400.
- Паранин... С. 116-117.
- Татищев В.Н. История российская. Собрание сочинений. Том I. История
российская. Часть первая. М., 1994. С. 110 (далее: Татищев... С. ...).
- Беляев Н.Г. Рорик Ютландский и Рюрик начальной летописи. //
Seminarium kondakovianum. Сборник статей по археологии и
византиноведению, издаваемый семинарием имени Н.Г.Кондакова. III.
Прага, 1929. С. 220-221.
- Татищев... C. 108.
- Фроянов И.Я. Мятежный Новгород. Л., 1992. С. 57.
- Лебедев Г.С. Эпоха викинов в Северной Европе. Л., 1985. С. 91.
- Цит. по: Назаренко А.В. Русь и Германия в IX-X вв. //Древнейшие государства Восточной Европы. М., 1994. С. 18.
- Цит. по: Памятники истории Киевского государства IX-XII вв. Л., 1936. С. 23-24.
- Татищев... С. 115.
- Цит. по: Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (первая треть XI в.). М., 1994. С. 73.
- Там же. С. 152.
- ПВЛ... С. 18.
- Татищев... С. 110.
ссылка - http://www.priozersk.ru/1/text/0013.shtml
Источник: http://www.priozersk.ru/1/text/0013.shtml |