РЮРИК НАСТОЯЩИЙ И ВЫМЫШЛЕННЫЙ
Михаил ГОЛДЕНКОВ, автор романа «Щит Рюрика» (М., ЭКСМО, 2006)
«Аналитическая газета «Секретные исследования»
В редакцию позвонила наша читательница, заинтересовавшаяся историей
Руси, в частности, Рюриковичей и пожелавшая поведать о Рюрике и его
истинном происхождении. Мы встретились. Разговор зашел о том, что еще
при Машерове в БССР к Рюрику историки относились, как к исторической
личности в большей степени именно Беларуси, чем России. Как никак,
предок Радзивилов и полоцких князей (от Изяслава). Но сейчас это,
кажется, уже забыто. Читательница также поведала много фактов, которые
я счел смесью реального с легендарным, что характерно, кстати, для
историков бывшего СССР. На Западе, однако, Рюрик – куда как менее
мифическая личность. О нем есть четкие сведения в «Бертинских анналах»
франков, а также в норвежских сагах и датских хрониках. В том, что
Рюрик, вопреки утверждениям некоторых российских историков, все же
реальная личность, российские археологи убедились в 2004 году, когда
нашли погребальный курган Рюрика.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЮРИКА
Мать Рюрика (Rorikr/Hroerekr) была славянкой Умилой из племени
бодричей (ободритов), дочерью бодричанского старосты Гостомысла. Отец
Рюрика Людбранд Бьорн был из рода Скъельдунгов, знатного скандинавского
рода, ведущего свое начало от аса Скъельда, сына Одина. Людбранд был
изгнан из Ютландии и позже стал вассалом Карла Великого, приняв
крещение и земли из рук франкландского короля. Также вассалом
Франкланда был и старший брат или родной дядя Рюрика Харальд (Харальд
был значительно старше, и если даже и был братом Рюрика, то от другой
жены Людбранда), получивший во владение Фрисландию и остров Рюген, на
котором по легенде и родился Рюрик. Как видим, легенда подтверждается:
Рюген (Русин или Рустинген) – в самом деле фамильная земля
Людбрандсонов.
Имя Рюрика упоминают датские хроники IX века в списке самых славных
воевод Дании. В 845 году Рюрик под знаменами датского королевства
захватывает славянский город Гамов (Гамбург), нападает на Париж,
демонстрирует блестящий опыт полководца при вторжении в Британию в 850
г. под руководством Карла Лысого. Следует отметить, что Рюрик легко
менял сюзеренов, отличаясь амбициозностью и бесстрашием. В 850 году он
также присоединяет к датской короне землю фризов, позже участвует в
блокировании шведского (готского) побережья в период осложнения
отношений Дании со Швецией. То, что Рюрик был все-таки русом,
скандинавско-славянским конунгом, доказывают его полабские корни:
Ютландия - составная часть Руси, была пограничным районом с полабской
Англией (родина англов, устье Лабы), землей лютичей. Конунгом полабских
(русенских) славян Рюрик стал еще там, в Дании. Не зря Гостомысл выбрал
на престол именно его: старый бодрич желал не просто передать страну в
сильные руки, но и продолжить правящую династию бодричей в Ладоге (ибо
если мать Рюрика из бодричей, то стало быть и ее отец тоже, а значит
предки Гостомысла - Буревой и Отвине - тоже были бодричами). Весьма
похоже на то, что бодричи умышленно отдавали своих девушек за
викингов-русов, получая таким образом более чем выгодную родню, людей
дружин и флота.
Российские историки ничего не пишут о былых делах Рюрика, сетуя, что
«информации о нем очень мало». На самом деле Рюрик просто не вписывался
в азиатскую доктрину российских царей, которые многое бы сделали для
того, чтобы Рюрика вообще вычеркнуть из истории их государства. Рюрик
был костью в горле доктрины Александра I. Именно с 1803 года личность
Рюрика и его братьев стали пытаться сделать апокрифом. Возможно, что
исторический факт призвания Рюрика спас Карамзин, который, несмотря на
«госзаказ», все же оставил легендарного конунга в своей «Истории».
…Рюрик пошел по стопам отца и старшего брата – ушел на службу
Франкланда, самой передовой христианской страны тогдашней Европы. В
Ингельгейме в 825 году он был крещен и в крещение получил имя синьор
(сэр, что означает рыцарский титул) Георгий (по скандинавски Трувар).
Вот полное имя Рюрика – геррауд (т.е. герр/господин) Синьор Рюрик
Людбрандсон Трувар. Позже это русские переписчики летописи ошибочно
примут за три имени: его и его «двух братьев» Синеуса (Сеньор) и
Трувара (Победоносца, т.е. Георгия).
В 864 году Рюрик исчезает из поля зрения датских и французских
хронистов. Не удивительно. Ведь он на самом деле исчезает с их глаз,
покидает тесную Данию и плывет на восток обустраивать новые колонии
русов. В новых землях прибалтийских финнов информация о Рюрике
теряется, ее не записывают, и многие саги о русском князе остаются
устными. Известно только, что в 879 году он умер, оставив на престоле
малолетнего сына Ингвара (Игоря) под присмотром родственника Хельга
(Ольга), которого норвежцы именовали Рольфом-Оддом. Но где могила
первого русского князя, никто не знал.
Существовали даже легенды, что Рюрика похоронили на дне Волхвы
в золотом гробу. Дно реки в 1960-х годах обследовали, но ничего не
нашли. Скорее всего легенда о золотом гробе на дне реки - это эхо о
захоронении Алариха, готского вождя, первым захватившего Рим. Могилу
Алариха, полную золота, серебра и бриллиантов, так надежно спрятали на
дне реки.
ШУМ-ГОРА
Но исследователям все-таки повезло. В поисках мифического золотого
гроба в 2004 году они наткнулись на истинное погребение Рюрика, но не в
Ладоге, и даже не в Новгороде, а на берегу речушки Луга, к западу от
Новгорода, в кургане, прозванном местными жителями Шум-горой. После
тщательного осмотра Шум-горы оказалось, что курган сложный -
двухслойный, это подтверждало версию, что внутри может быть
погребальная ладья. Сохранилась легенда, согласно которой новгородский
князь погиб здесь осенью 879 года во время битвы. В ту пору речушка
Луга была большой судоходной рекой, по ней то и дело плавали ладьи,
стояли опорные города и, видимо, часто объявлялись пираты. Былую
важность Луги доказала одна любопытная находка: на дне реки нашли остов
корабля. Кусок корабля отдали на экспертизу, и ученые назвали примерную
дату постройки судна - 1000 лет назад.
Как рассказывают местные предания, тело убитого князя дружинники
завалили камнями и ушли, оставив лишь охрану. Весной товарищи Рюрика
вернулись и похоронили своего старого господина со всеми подобающими
князю почестями, сделав большой курган над его могилой. Как поведали
старожилы, на кургане стояли камни с дырками, издававшие при ветре
страшный вой, за что курган и прозвали Шум-горой. Другие говорили, что
свое название курган приобрел потому, что долгое время оставался
жертвенным местом для русов, и что если приложить ухо к яме, где раньше
перед курганом приносили жертвы, то можно услышать шумы внутри кургана.
Археологи, обнаружившие курган, нашли и заросшую травой жертвенную яму.
Исследователи из Санкт-Петербурга С.С. Алексашин и М.С.
Алексашин подробно описывают исследование шумовых камней кургана,
которые подтвердили версию о могиле Рюрика. Дадим им слово:
«Исследования вершины сопки Шум-гора, которая расположена на
берегу реки Луги в Батецком р-не Новгородской обл. около церкви
Великомученика Святого Георгия Победоносца, в 2004 г. не только
подтвердили наши изложенные сомнения о локальности традиции
использования деревянных столбов в сакральном обряде Древней Руси, но и
позволили утверждать, что сопка Шум-гора есть погребальный комплекс
норманна Рорикуса [Рюрика] из рода Скъельдунгов.
В северо-западном секторе верхней площадки сопки, в месте, где
стоял крест, был обнаружен валун, выступающий на 10-15 см от
поверхности. При зачистке от прилегающего дерна удалось различить
начало надписи. Дальнейшая расчистка камня показала, что это гранитная
стела, подтесанная под пирамидоид, или, проще говоря, обелиск, имеет
высоту 60 см и ширину в средней части 20 см. На южной части стелы, на
шлифованной стороне, имеется четкая и ясно читаемая надпись, состоящая
из 3 знаков. Знаки расположены в одну строку и имеют высоту в 10 см.
Глубина высечки до 5 мм, ширина - до 8-10 мм...
Надпись представляет собой светскую монограмму, по характеру написания
и составу знаков характерную для монограмм эпохи Каролингов и весьма
схожую по конструкции с монограммами королей Лотаря I, Людовика
Немецкого и императора Людовика Благочестивого, т.е. исторических лиц,
действовавших на арене истории вместе с Рюриком. В целом монограммы
имели разностороннее применение. Их использовали как оттиск на матрице
печати, монетах, как знак собственности, для скрепления государственных
документов, как факсимильную печать.
Однако в обнаруженной надписи-монограмме присутствует дуализм, который,
на наш взгляд, объясняется этническим происхождением собственника
монограммы».
ЗНАКИ НА КАМНЕ
Далее исследователи пишут:
«Для понимания текста надписи необходимо принять условие, что
мы имеем составную монограмму, где крайние знаки "I" и "S" являются
христианской формулой "YESUS SATOR" - т.е. "ИИСУС - СПАСИТЕЛЬ". Наличие
этих знаков и этой формулы в эпоху Каролингов объясняется высокой
религиозностью императора Священной Римской Империи Людовика
Благочестивого и его участием, по всей видимости, в составлении
монограмм своим трем сыновьям и крестнику Рюрику. На обывательском
уровне такая надпись читалась как "ИИСУС - СПАСИТЕЛЬ ГРИГОРИЯ".
Любопытно, что на Руси такая формула получила развитие в древнерусских
вислых свинцовых печатях как формула "Господи, помози рабу своему
Григорию".
Срединный знак выполнен в традициях греческих монограмм. В
основе знака лежит греческий крест или, как его называют, крест Св.
Георгия, к правому и левому лучу присоединены буквы имени владельца
монограммы. Над началом правого луча креста расположена буква g,
которая читается как «г». Буква выполнена, как увеличенная строчная g в
стиле написания каролингского письма. Для этого времени было
характерным написание заглавных букв путем увеличения строчных. На
правом крыле расположена буква I. Ниже продолжением луча является
строчная r. В середине перекрестья вышлифована ямка глубиной 3 см и
диаметром около 3 см. Из-за наличия выбитых на камне лучей, которые
примыкают к ней, она имеет вид ромба. На графических монограммах этот
знак читается, как гласная О. В традициях огамического письма имеется
подобный прием обозначать гласные буквы в виде ямок и лунок.
Предлагается следующая версия прочтения знаков. Буквы GI
являются первыми буквами слов glory imperious, что означает "владеющий
славой". Имя Рюрик восходит к скандинавскому прототипу Hroerekr,
который имеет аналогичное прочтение. В целом в срединном знаке имеются
буквы GRIO (S),что читается как "Григорий - покровитель европейских
рыцарей" (Gregarious). В монограммах, если есть повторение букв, то
вписывается одна буква и может читаться дважды. Это подтверждает
монограмма папы Григория VI, где есть буквы GREO (Gregarious). Такое
духовное имя получил Рюрик при крещении в 825 г. в королевском дворце
Людовика Благочестивого в Ингельгейме, когда он вместе с дядей (по
другим сведениям, страшим братом, который по возрасту в самом деле
годился ему в дяди. - Прим. М. Г.) Харальдом Клаком и его сыном прибыли
из Дании для обряда крещения.
По традиции сын Харальда - короля данов и Рюрик остались на службе при
дворе Людовика Благочестивого. На Руси это имя получило развитие как
"Георгий", "Гюргий", "Юрий" - в свете мифа о Георгии - победителе змия.
Местные жители называют Шум-гору могилой Юрика-Рюрика...
На гербе России Георгий Победоносец поражает копьем змея - символичная победа христианства над язычеством.
Следует особо подчеркнуть, что монограмма, чтобы усилить свое
охранительное и магическое свойство, сохраняет традиции друидических
рун. Отдельное, несвязанное, как у Лотаря, Людовика Немецкого и
Благочестивого и других, написание знаков "I" и "S" есть стремление
придать им дополнительную функцию рун. Такие руны "футарка" читаются
как "смерть" и "победа". Знакомый лозунг "победа или смерть" римских
легионеров был, вероятно, знаком и Рюрику. Знак, похожий на латинское
g, отдельно написанный над левым лучом креста, по-видимому, кроме буквы
G, тоже имеет руническое значение. Аналогичный знак мы видим на
западногерманских копьях, где он несет функцию магического имени. В
православном календаре празднование Великомученика Святого Георгия
Победоносца отмечается буквой Т. В Западной Европе имел место культ
бога войны Тюра, восходящий к скандинавскому богу Тору. Два знака Т в
срединном знаке монограммы имеют зеркальную конструкцию, что усиливает
их значение.
Используя хевдинга Рюрика как профессионального военного,
Каролинги успешно проводили широкомасштабную христианскую экспансию в
славянские, балтские и финские земли. Придя на Русь, Рюрик раздал
перевозы и волоки, укрепленные поселения - городцы, веси под контроль
своим мужам и ввел полюдье. Здесь следует отметить, что эта система
сбора налогов погубила его в 879 г. в Кореле, впрочем, как и его сына
Ингвара (Игоря) в Древлянской земле. Таким образом, он повторил ленную
систему управления землями, применявшуюся Каролингами в Европе.
Возложив военные функции на своего племенника Хельги, Рюрик вполне мог,
например, после полюдья (у норманнов - "кормление"), зимовать в Европе.
Ему, как опытному мореходу, 2-3 недели хода от Ладоги до Хедебю
(крупнейшего датского порта) были не преградой.
По сообщениям Адама Бременского, описывающего в 1070 г.
путешествие купцов из Европы в Новгород, лишь месяц необходимо было
плыть из Хедебю в Новгород. На военных кораблях этот срок был короче
вдвое. На встречу с Людовиком Немецким в 872 г. Рюрик «прибыл на
кораблях и даром рабов»...
Однако далее братья Алексашины начинают писать о Рюрике
утвердившуюся в русской истории несуразицу: мол, не было никакого
призвания варяг, мол, Рюрик – это просто очередной варяг-временщик,
каких тут всегда было не мало...
Вновь и вновь русские историки повторяют главное заблуждение
истории бывшего СССР и нынешней России. На самом деле именно русские
славяне лютичи, бодричи, ляхи, ильмены и пришли вместе с фризами,
данами и готами Рюрика из Полабья, Дании и южной Швеции, где до 860
года селились в рамках русского союза с Данией. Финны весь и чудь с
мерей и муромой призвали русских – вот как надо смотреть на историю
прихода Рюрика и варягов-руси. Но к этому событию российские историки
относятся очень странно, с позиции все тех же финских вепсов, чуди и
мери: отвергают свои изначально финские корни.
Но история такова, что в Ладогу приехали, а затем построили
Изборск и Новгород, заселили Полоцк, возвели Смоленск, Туров и Пинск не
какие-то варяги-временщики (как и считают Алексашины), а хорошо
организованное многочисленное войско христианских переселенцев, ведомых
датско-франкландским королем Рюриком Людбрандсоном. Причем Рюрик был
явно католик. Эти факты не понравились бы прежде всего московской
православной церкви. Ей удобнее, если бы все изначально были бы
язычниками, а в 988 году дружно крестились в православие. Однако в
истории все было намного сложнее…
******
ПРАВДА О РЮРИКЕ
Вадим РОСТОВ
«Аналитическая газета «Секретные исследования»
Российских историков всегда смущал тот факт, что основателем
России считается иностранец Рюрик. В России даже образовалось две
«партии»: одни настаивали на норманнском происхождении Рюрика, другие –
на местном. Но все заблуждались, ибо Рюрик был славянином и русским –
но вовсе не местным, так как в районе Ладоги никаких славян отродясь не
было. Как и Руси.
Поскольку Рюрик был иностранцем, российские летописи о нем
были полны искажений и домыслов, в них множество самых разных версий
легенды о призвании Рюрика. Например, в «Изборнике» А.Н. Попова по
списку хронографа 1679 года «О пространстве земли Руссия…» говорится,
что послы были посланы «за море в Прусскую землю», «они же шедше и
обретоша тамо курфистра или князя великаго, именем Рюрика, рода суща
Августа [Кесаря], и молиша его, да идет княжити к ним». Здесь место
проживания Рюрика (Пруссия) указано более точно, чем в «Повести
временных лет», где о нем говорилось пространно – что заставило многих
ошибочно считать, что Рюрик приехал из Швеции. Но и тут главная ошибка
в том, что якобы «русские послы просят приехать Рюрика править Русью»,
когда на самом деле это были финские послы, обратившиеся к правителю
Полабской Руси славянину Рюрику.
Это одиозное заблуждение везде в России повторялось. К
празднованию официального юбилея 1862 года «Тысячелетие Земли Русской»
была издана одноименная книга, в коей указывалась сущая нелепость:
будто Рюрик был сыном финской королевы Умилы.
В.Н. Татищев в «Иоакимовой летописи» нашел вообще иной рассказ: там
Рюрика призывают вовсе не финны Ладоги, а славяне Киева – в защиту от
притеснений со стороны казар (то есть хозар или казаков).
Намного меньше нелепостей в т.н. мекленбургской легенде,
которую приводил в своих исследованиях француз Кс. Мармье в 1857 году.
Там рассказывается, что в VIII веке народом ободритов управлял король
по имени Годлав, и «Рюрик Кроткий» был его сыном. Он с братьями
отправился на восток, где стал главой династии большой страны, которая
царствовала до 1598 года.
И уж максимально точны германские источники, которые приводит
в своих новых книгах московский историк А. Бычков. Отец Рюрика,
Людбрант Бьерн (родом из Ютландии), был вассалом Карла Великого, от
которого получил Фрисляндию. Погранично с Фрисляндией находилась страна
Рустинген (то есть Русь), населенная ободритами. Для расширения границ
Людбрант женится на дочери князя русинов-ободритов Умиле, и та рожает
двух сыновей: Харальда и Рюрика. В 826 году Людбрант умер, и Фрисляндия
переходит Харольду, который в тот же год принимает крещение вместе со
всем родом (включая Рюрика). При этом он переходит под покровительство
Людовика Благочестивого и становится законным правителем провинции
Рустинген (то есть Руси ободритов). После смерти Харольда этой Русью
правит Рюрик, но в 843 году она переходит к Лотарю. Рюрик не у дел,
становится вольным разбойником, викингом, в 845 году участвует в
набегах на Францию во главе своей дружины русинов-славян, потом грабит
английское побережье. Затем обряды Рюрика нападают на устье Рейна и на
саму Фрисляндию.
Лотарь вынужден пойти на компромисс и возвращает Рюрику Фрисляндию – но
под тем условием, что отныне тот будет защищать ее от остальных
викингов и перестанет грабить побережье Европы. У Рюрика не остается
других мест для грабежа, кроме восточного побережья Балтики, где ранее,
в 850 году, он вместе с датчанами напал на Ладогу и получил большой
выкуп (участвовавший в набеге Олег, приятель Рюрика, в будущем
женившийся на его дочери, тогда прибил свой белый щит на врата Ладоги –
символ того, что город сдается без боя).
В самой Ладоге (исконное название города – Альдегья),
проживали вовсе не финны-саамы (те жили в деревнях вокруг и имели
название чудь), а колония шведов-колбягов, выходцев из Упсалы. Именно
их и грабили отряды Рюрика в 850 году. Сии шведы вошли в конфликт с
местной чудью, и их конунги для решения конфликта предложили обратиться
в Русь-Рустинген за разрешением спора, ибо после нападений оттуда
считали себя условно подвластными землями Рюрика, боялись новых
нападений.
В итоге шведы Ладоги (а вовсе не финны и тем более не какие-то
славяне, коих там не было) и послали послов с призванием на княжение к
Рюрику, который тогда правит землей фризов, землей славян-русинов и с
854 года – еще и Ютландией. Это, кстати, объясняет непонятные для
многих историков России слова Нестора о том, что Русь – это фризы,
англы и прочие, а позвали к ним из Ладоги потому, что сами прежде
варягами были: речь идет о том, что населяли Ладогу тогда шведы. Именно
они и звали на княжение Рюрика – сей факт поэтому и кажется
«непатриотичным» для российских историков, которые витают в «державных»
иллюзиях и невесть с чего взяли, что в Ладоги могли жить какие-то
«славяне» и «русичи». Там, повторяю, жили шведские колонисты – и для
них обращение к правителю Фрисляндии, Рустингена и Ютландии было как
раз вполне ожидаемым.
Сие предложение о призвании совпало с другим событием –
военным натиском немцев на земли славян-ободритов, и Рюрик им
воспользовался, организовав заселение русинами Рустингена окрестностей
Ладоги, где ободриты возводят свой город переселенцев Новогород – как
продолжение Старогорода, тогда главной столицы славян-русинов Полабской
Руси (ныне Ольденбург).
Предложение совпало и с конфликтом, в котором Лотарь забирает у Рюрика
право на Фрисляндию и Рустинген, давая ему Ютландию. Рюрик совершает
неудачную попытку возвратить свои бывшие земли: Ладога ему явно не
нужна, его тянет в Европу. Когда в 869 году умирает Лотарь, Рюрик
обращается к Карлу Смелому и получает назад в 873 году Фрисляндию и
Полабскую Русь, но увы, уже поздно: он умирает в 874 году.
Полный рассказ о жизни Рюрика занимает в германских летописях в десятки
раз больший объем, чем все вместе взятые упоминания о нем в российских
источниках, он точен в деталях и все упорядочивает в истории тех
событий. Все, ранее казавшее странным или абсурдным у российских
сказителей, тут обретает смысл. Кстати, и шведские летописи в рассказах
о Рюрике тоже полны нелепиц, ибо и для шведов Рюрик был иностранцем.
А далее было так. Часть ободритов-русинов мигрировала в
созданный ими Новгород, и в середине 1980-х годов столп советской
исторической науки В.В. Седов установил в ходе раскопок в Новгороде,
что колония Рюрика была антропологически славянской, а сами эти славяне
Рюрика аналогичны могильникам Нижней Вислы и Одера: «Таковы, в
частности, славянские черепа из могильников Мекленбурга, принадлежащие
ободритам», писал Седов. Но значительная часть ободритов оставалась в
исконной Руси Полабья. Где «Русь» как название провинций славянской
Германии общепринято, а, например, провинции Рейс и Рейсланд, то есть
Русская земля, существуют на территории проживания онемеченных славян
до 1920 года.
При этом народ ободритов-русинов разбивается на две части: мигрантов на
Ладогу и тех, кто остался на Родине. И самое интересное в этом вопросе
заключается в том, что считать наследием княжеской власти. Россияне
находят, что «Рюрик стал первым русским князем» и выдумали «династию
Рюриковичей» как суррогатную замену настоящей ветви РУССКИХ КНЯЗЕЙ.
Это, конечно, абсурдно, ибо Рюрик не выдумал Русь, а правил ею –
страной Рустинген – еще у себя на Родине. Был сам только отпрыском
СТАРЫХ КНЯЗЕЙ РУСИ.
Но самое главное: с его тут созданием колоний русинов-ободритов – сама
русская княжеская власть в Рустингене-Руси ободритов никуда не
исчезала! В «Генеалогии королевы Ингеборг» (вторая половина XII в.)
супруга короля ободритов и герцога Шлезвига Канута II (ум. 1131)
Ингеборга именуется дочерью «могущественнейшего короля русов» Изяслава.
По «Истории датских королей» (XIII в.) – это дочь Мстислава
Владимировича (Гаральда), сестра Мальфриды. Резиденция королевского
дома русинов-ободритов находилась в ободритском Любеке. Сын Канута II и
Ингеборги Вальдемар (славянское имя!) впоследствии будет датским
королем (1157-1182). То есть, повторит судьбу Рюрика – как русского
славянского князя, правившего Данией.
Но исконная Русь Рюрика с веками растворялась в Германии. И в
1402 году, как сообщают немецкие летописи, на острове Русин-Рюген
умерла последняя женщина, говорившая по-славянски (по-русски). Фамилия
ее была – Голицына.
Однако, как замечал еще Татищев, Русь шла в Россию не только со стороны
колонистов-ободритов Рюрика (пусть они и смогли славянизировать земли
Новгородчины). Не следует забывать, что еще до призвания Рюрика Киев
уже был русским – он был вслед за Галицией и Волынью русифицирован
Карпатской Русью с ее столицей Кеве (ныне в Венгрии). Поэтому посланные
Рюриком на экспансию земель Аскольд и Дир, придя на земли Киева, узнали
к своему великому удивлению, что Киевом правят СВОИ РУССКИЕ КНЯЗЬЯ.
Своей другой Руси (а Русей-Рутений тогда в Центральной Европе было
около десятка – и славянских, и балтских, и смешанных варяжских).
Тут кроется еще одно расхожее заблуждение: считать, что якобы Рюрик и
его ободриты стали основой русификации всех земель СНГ. Это не так:
русификатором выступил именно Киев – который был русифицирован с Запада
намного раньше прихода сюда Рюрика и цивилизационно тут был намного
мощнее Новгорода. Фактически, Киев только воспользовался тем, что
ободриты стали славянизировать финнов будущей Московии, – и пошел, как
говорят, по «проторенной лыжне».
Власть над этими землями захватил все-таки именно Киев, а не Новгород
Рюрика (и почему так вышло – тут огромное белое пятно у историков
России, саму тему не хотят изучать). И сам язык Киевской Руси – это был
вовсе не язык ободритов Рюрика, а именно тот язык, который и ныне мало
отличается от украинского. Но изначально отличался от языка ободритов.
Недавно академик В.Л. Янин рассказал читателям «Науки и жизни»
в своей статье «Истоки новгородской государственности»: «Установление
суммы отличий древненовгородского диалекта, естественно, направило
исследовательскую мысль к поискам аналогов этим диалектным признакам в
других славянских языках. Результатом таких поисков стал вывод о том,
что исходная область славянского заселения Псковского и Новгородского
регионов находилась на территории славянской южной Балтики. Именно в
языках живших здесь славян, в первую очередь в лехитских
(древнепольских), обнаружена сумма аналогов древненовгородскому. Этот
вывод совпал с капитальными наблюдениями над древностями курганов и
поселений недавно ушедшего из жизни выдающегося исследователя древнего
славянства академика Валентина Васильевича Седова».
Однако язык Киевской Руси как раз такой идентичности с языками
ляхов (под которыми понимаются обще языки славян Балтии) не имеет. Это,
как и все остальное, доказывает, что экспансия понятия «Русь» (когда-то
в IV-VI веках родившегося в Центральной Европе) шла в Восточную Европу
по двум совершенно не связанным между собой направлениям. Из Рустингена
ободритов Рюрика на севере – и из Карпатской Руси через Киев на юге, и
даже оба русских языка были уже тогда разными. Язык Рустингена Рюрика и
Новгорода (ободритский) фактически ничем не отличался от языка ляхов и
лужицких сербов, а язык Киева фактически ничем не отличался от языка
карпатских и балканских славян, прошел века южной эволюции.
Это мнение академика В.Л. Янина, кстати, опровергает пресловутый миф
гомо империкусов о том, что якобы у белорусов, украинцев и русских в
прошлом существовал некий общий «древнерусский язык». Это выдумка
царизма, озабоченного обоснованием захвата земель соседей. На самом
деле НИКОГДА изначально языки Киева и Новгорода (разделены более
тысячью километров!) не были единым языком, ибо стали продуктом
славянизации со стороны разных групп славян – независимо друг от друга
северных и южных – и никакой «общности» в принципе составлять не могли.
Источник: http://secret-r.net/publish.php?p=142 |