О ещё одной возможности отождествления Рюрика
Константин
Егоров
Персона Рюрика является как
бы пограничной. Все персонажи русских летописей и других письменных
источников до Рюрика по достаточно единодушному мнению научного сообщества
признаются персонами легендарными, персонами, не имеющими прямых аналогов
в древнейшей российской истории. Все персонажи после Рюрика, начиная
с его непосредственного приемника Вещего Олега, великого князя русского,
по столь же единодушному мнению признаются реальными лицами, жившими
примерно в указанное летописцем время и совершившими хотя бы частично
указанные летописцем деяния. Так, например, за Олегом может признаваться
захват Киева и не признаваться поход на Царьград.
Персонажи, современные Рюрику,
разделяются на две группы. Аскольд и Дир, как оппоненты Олега, выступают
на страницах исторических исследований, по преимуществу, как лица реальные,
несмотря на то, что одни историки, вслед за польским автором XV в. Яном
Длугошем, считают их славянами, другие, следуя летописной традиции,
варягами-норманнами. Ещё большую реалистичность придает им упоминание
о славянском князе Дире у арабского автора X в. ал-Масуди. Другая же
группа - братья Рюрика Синеус и Трувор, жена Ефранда, восставший против
него Вадим - почти без исключений относятся к миру легендарному.
Казалось бы, ключевое положение
основателя, если уж не самого Русского государства, то его первой правящей
династии должно бы было вызвать к этой фигуре повышенный интерес. Однако
ситуация с Рюриком в настоящее время стоит ровно на том месте на котором
ее оставил в 1836 году профессор Дерптского университета Ф.Крузе, выяснив,
что известный в Западной Европе Рёрик, графа Ютландский из клана Скъёдлунгов
по прозвищу "Язва христианства" (Jel Christianitatis) исчезал со страниц
западноевропейских хроник ровно тогда, когда появлялся в Восточной Европе.
Идею Ф.Крузе развил в эмиграции Н.Т.Беляев. [1] Вот краткая биография
Рёрика.
Рёрик родился в 800 году.
Его отец Хемминг неудачно оспаривал в 810 гг. трон у наследников первого
датского короля Годфрида, вместе с братом Годфридом бежал к Карлу Великому
и получили лен во Фрисландии (Голландия). После смерти Хеминга в 837
году Рёрик унаследовал вместе с дядей лен Рустинген в Фрисланде. Будучи
наследником и соправителем Рёрик почти беспрерывно воевал с королями
Дании, защищая своё и, захватывая чужое. В сорок три года в результате
раздела империи Карла Великого он был обвинён королём франков Лотарем
в измене, лишён лена и схвачен. Рёрику удаётся бежать к королю Людовику,
получившему при разделе германские земли, но служба королю его не удовлетворяет
- он сам хочет быть как король. Рёрик уходит от императора. После чего
и становится Jel Christianitatis. Почти двадцать лет он воевал в Германии,
Франции, Англии, Скандинавии, где также пытался создать собственное
государство, его эскадры достигают 300 кораблей. Он заключал и разрывал
договоры с Германским императором и королём Франции, получал земли и
изгонялся своими подданными, крестился и возвращался к язычеству. В
конце концов, Лотарь вынужден был пойти на компромисс с Рёриком и дать
ему новое владение, с условием защищать побережье от других викингов.
Не добившись короны на западе, он уже шестидесятилетним начал всё с
начала на востоке.
В этом качестве Рюрик устраивает
большинство современных исследователей. Начиная с Б.А.Рыбакова отождествление
Рюрика русских летописей Рёриком Ютландским (Фрисланским) в явном виде
признавали Г.С.Лебедев, А.Н.Кирпичников, М.Б.Свердлов, И.Я.Фроянов,
В.Л.Янин и др. Особое мнение имеет В.Я.Петрухин, считающий трёх братьев:
Рюрика, Синеуса и Трувора, легендарными и аналогичными Кию, Щеку и Хориву.
Однако, как представляется,
мнение даже группы ведущих специалистов, согласных принять отождествление
Рюрика и Рёрика не заменит анализа имеющейся корпуса сведений.
ПВЛ по Лавреньтьевской летописи.
В
лето 6367 (859 г.) Имаху дань варязи изъ заморья на чуди и на словенех,
на мери, и на всех кривичехъ. А козари имаху на полянех, и на северех,
ина вятичехъ, имаху по беле и веверице от дыма.
В лето 6368 (860 г.)
В лето 6369 (861 г.)
В лето 6370 (862 г.) Изъгнаша
варяги за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собъ володъти. И
не бъ в нихъ правды, и въста родъ на родъ, и быша в них усобицъ, и воевати
почаша сами на ся. И ръша сами в собъ: поищем собъ князя, иже бы володъл
нами и судилъ по праву. И идоша за море к варягамъ, к руси. Сице бо
звахуся тьи варязи русь, яко се друзии зовутся свеи, урмане, анъгляне,
гъте, тако и си. Ръша русь{1} чюдь, словене и кривичи и вси: земля наша
велика и обильна, а наряда в ней нетъ. Да поидъте княжить и володъть
нами. И изъбрашася 3 братья с роды своими, пояша по собъ всю русь и
придоша; старъйший {2} Рюрикъ съде Новъгородъ, а другий Синеусъ на Бълъ-Озеръ,
а третий Изборстъ, Труворъ. И от тъхъ варягъ прозвася Русская земля.
Ноугородьци, ти суть лудье ноугородьци от рода варяжьска, прежде бо
бъша словъни. По двою же лъту Синеусъ умре и братъ его Труворъ. И прия
власть Рюрикъ и раздая мужемъ своимъ грады...
{1} и {2} - наиболее дискуссионные
разночтения в разных списках.
{1} -
Ръша русь
- в Лавреньтьевской, Ипатьевской, Трицкой;
- Ръша
руси - в Московско-Академической
и Радзивиловской.
В рамках гипотезы, что варязи
русь - это те же, кто и свеи,
урмане, анъгляне, гъте обычно принимается минимальное исправление,
соответствующее Московско-Академической и Радзивиловской летописям.
Для исправления всего фрагмента в соответствии с гипотезой, объединяющей
изначально русь, чюдь,
словене и кривичи и вси, нет текстологической базы. Т.е.
нет списков в которых русь отсутствовала бы в следующих фразах: И
идоша за море к варягамъ, к руси. Сице
бо звахуся тьи варязи русь, яко се друзии… В поздних
летописях в связи с общей деградацией представлений об этнической дифференциации
западных соседей все интересующие нас категории: варязи,
русь, свеи, урмане, анъгляне, гъте, превращаются в обобщенных
немцев или испорченых Арман-армян
и Аглян, как,
например, в Воскресенской летописи.
{2}
- И сперва пришли к словенам
и срубили город Ладогу. И сел старший в Ладоге Рюрик, а другой Синеус
на Белоозере, а третий Трувор в Изборске. ...Через два года умер Синеус
и брат его Трувор и принял Рюрик всю власть один, и пришел к Ильмерю
и срубил город над Волховом и прозвали его Новгород. И стал тут княжить,
и роздал… так в Ипатьевской летописи. В Лавреньтьевской же
после имени Рюрика оставлено незаполненное место. По версии А.А.Шахматова
- сведения о Ладоге были внесены в третью (1118г.) редакцию ПВЛ и связаны
с посещением в 1114 г. сыном Мономаха Мстиславом Ладоги и бесед с Гюрятой
Роговичем и ладожским посадником Павлом. Имя Гюряты Роговича есть и
в списках посадников новгородских и на фискальных пломбах, найденных
при раскопках Новгорода. Он может быть внуком Ульва Рогнвальдсона и
правнуком Рёгнвальда, получившего от Ярослава Мудрого в "ярлство" Ладогу,
как родич жены Ярослава - Ингигерд [3]. По другой гипотезе (А.Г.Кузьмин),
наоборот именно сведения о первоначальном княжении Рюрика в Ладоге являются
первоосновой. В любом случае, после обнаружения экспедицией Е.Н.Носова
в 2000 г. фортификации на Рюриковом городище, датируемой серединой IX
в. прибытие Рюрика сначала в Ладогу, а затем постройка Новгорода (т.е.
Рюрикова городища) не вызывает сомнений.
К настоящему времени так же и другие эпизоды
в цепи "дань варягам - изгнание варягов - призвание варягов на княжение"
можно считать доказанными.
В "Житии святого Ансгария", составленном
Римбертом (гамбург-бременский архиепископ (865-888) и ученик Ансгария)
записано, что в 852 году какие-то датчане переплыли Балтийское море
и захватили богатый город (аd urbem) в земле славян (in finibus Slavorum)
[4]. Переплыв Балтийское море в 852 г. и попав в землю славян можно
было встретить только два города в земле славян - Ладогу и Изборск.
И именно Ладога имеет археологический горизонт Е2, датирующийся примерно
860 годом, со следами большого пожара. Эти следы пожара вполне можно
связать с изгнанием датчан.[5]
Что касается сюжета о призвании, то до
недавних пор единственным подтверждением его был текстологический анализ,
проведенный Е.А.Мельниковой и В.Я.Петрухиным.[6] Этот анализ показал,
что то, что многие ученые склонны именовать как "легенда" или "сказание"
о призвании варягов, т.е. произведение изустного народного творчества,
или, в лучшем случае, авторское произведение летописца, созданное по
"законам эпического творчества" (Д.С.Лихачев), оказывается изложено
языком юридического документа. Наряд - система централизованного государственного
управления, а не просто прядок в смысле "порядка нет, все безобразничают".
Правда - кодифицированный свод законов (ср. Русская Правда). Володеть
- чисто юридический термин, вне контекста договоров в летописях не встречающийся.
Как В.Я.Петрухин соединяет юридическую казуистику слога с его же эпическим
происхождением остается загадкой.
В последнее время версия договора получила
ещё одно - археологическое - подтверждение. Вот что пишет В.Л.Янин по
результатам сезонов раскопок в Новгороде 1998 и 1999 гг., когда на усадьбе
"Е", имевшей ранее установленный административно-общественный характер,
было обнаружено несколько десятков т.н. деревянных цилиндров (ок. 7х5
см.) и, наконец, идентифицировано их назначение - фискальные пломбы.
"Теперь очевидно, что, запечатленная докончаниями
второй половины XIII-XV вв. схема ограничения князя в области фиска
имеет весьма глубокие корни, коль скоро она фиксирована комплексом находок
XI - первой четверти XII в.
…
Сейчас очевидно одно. В XI в. и позднее
порядок взимания государственных податей, вир и продаж (то есть осуществление
княжеского податного и судебного иммунитета) существенно отличается
от хорошо известного по разным источникам княжеского полюдья в южных
территориях Руси. Если там сам князь во главе дружины объезжал пункты
концентрации дани, а затем, выражаясь современным языком, самолично
формировал государственный бюджет, то в Новгороде это делали сами "новгородские
мужи", передавая князю даръ, т.е. жалованье…
…
…оставаясь в рамках гипотезы, представляется
более вероятным восхождение рассматриваемой особенности новгородского
государственного устройства ко времени призвания князя в середине IX
в."[7]
Аналогичные цилиндры были обнаружены в
польском Волине и слоях Х в. ирландского Дублина.
Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью
сказать, что договор был. Летописец получил о нем сведения устно, но
не в рамках народного эпоса, а в рамках обычного (т.е. основанного на
обычаях, не кодифицированного) новгородского права, носителями которого
безусловно были информаторы Нестора Вышата и Ян Вышатич. В рамках этого
обычного права без искажений дошла юридическая терминология. А вот скандинавская
формула Sim hus, thru waring - с домом и дружиной, не имевшая юридической
силы, начала жить своей собственной народной эпической жизнью, дополнив
Рюрика до канонических трёх братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора.
Обычно в доказательство несуществования
всех трёх братьев, Рюрика, Синеуса и Трувора, приводят параллель этого
сообщения ПВЛ с рассказом о бриттах, пригласивших саксов для зашиты
от пиктов и скоттов. Обычно указывают, что на это посольство откликнулись
три брата княживших у саксов, которые и приплыли в Британию на трёх
кораблях. Однако это параллель основана на ошибке. В "Деяних саксов"
Видукинда Корвейского (X в.) вообще не упоминаются ни князья, ни корабли.
8.
В то время, как все это происходило в Саксонии, то есть в области, получившей
[затем] такое наименование, Британия, некогда еще императором Веспасианом
введенная в число провинций, находившихся длительный период с пользой
[для себя] под покровительством римлян, стала терпеть опустошения со
стороны соседних народов, так как, по-видимому, была лишена помощи римлян.
Ибо римский народ после того, как воины убили императора Марциала, был
очень изнурен внешними воинами и не был в состоянии оказать друзьям
обычную помощь. После того как на границе, от моря до моря, там, где
предполагалось нападение врагов, воздвигли для защиты страны громадное
укрепление, римляне оставили [эту] страну. Однако для врага, более жестокого
и подготовленного к войне, поскольку ему противостоял народ мягкий и
ленивый, не составляло никакого труда разрушить [это] укрепление. И
вот, когда распространилась молва о победоносных деяниях саксов, [жители
Британии] послали к ним смиренное посольство с просьбой о помощи. И
послы [из Британии], прибывшие [к саксам], заявили: "Благородные саксы,
несчастные бритты, изнуренные постоянными вторжениями врагов и поэтому
очень стесненные, прослышав о славных победах, которые одержаны вами,
послали нас к вам с просьбой не оставить [бриттов] без помощи. Обширную,
бескрайную свою страну, изобилующую разными благами, [бритты] готовы
вручить вашей власти. До этого мы благополучно жили под покровительством
и защитой римлян, после римлян мы не знаем никого, кто был бы лучше
вас, поэтому мы ищем убежища под крылом вашей доблести. Если вы, носители
этой доблести и столь победоносного оружия, сочтете нас более достойными
по сравнению с [нашими] врагами, то [знайте], какую бы повинность вы
ни возложили на нас, мы будем охотно ее нести", Отцы ответили на это
кратко: "Знайте, что саксы - верные друзья бриттов и всегда будут [с
ними], в равной мере и в их беде, и в их удачах". Обрадованные послы
вернулись на родину [и], сообщив желанное известие, еще более обрадовали
своих соотечественников.
Затем в Британию было послано обещанное
войско [саксов] и, принятое бриттами с ликованием, вскоре освободило
страну от разбойников, возвратив жителям отечество. При осуществлении
этого не было больших трудностей, ибо те, до которых уже дошел слух
о славе саксов, страшились [их] и при одном их приближении далеко рассеивались.
Враждебными бриттам были племена скоттов и пиктов, и саксы против них
повели войну, получив от бриттов все необходимое для жизни. Так [саксы]
пробыли некоторое время в этой стране, пользуясь взаимной дружбой бриттов.
Но когда предводители войска увидели,
что земля [эта] обширна и плодородна, а жители ленивы в деле ведения
войны и что сами жители, [да] и большая часть саксов не имеют прочных
мест для поселения, тогда они послали [гонцов], чтобы отозвать большую
часть войска, заключили мир со скоттами и пиктами и сообща с последними
выступив против бриттов, изгнали их из страны, а самую страну подчинили
своей власти. И так как остров этот расположен в некоем углу моря, то
и по сей день, они называются англосаксами. Если бы кто-либо захотел
узнать обо всем этом подробнее, пусть почитает историю этого народа,
там он найдет [описание того], каким образом и при каких князьях все
это произошло и как они пришли к христианской вере благодаря одному
из самых святых мужей своего времени, а именно пане Григорию. Мы же
возвращаемся к начатой истории.
А у Белы Достопочтенного (около 673-735
гг.) [9], на которого ссылается Виндукинд, по просьбе короля англичан
(т.е. бриттов) Vortigern-а довольно быстро (немедленно) от англов или
от саксов прибывают три больших корабля, а некоторое время спустя начинается
переселение трёх храбрейших народов - англов, саксов и ютов. Первыми
командирами у них были два (а не три) брата Hengist и Horsa, их отцом
был Victgilsus, дедом Vecta, а прадедом Woden. Horsa в последствии погиб
в сражении и похоронен в восточной части Кента, где памятник ему все
ещё должен быть заметен.
Т.о. несмотря на некоторые общие черты
в двух сюжетах, признать зависимость ПВЛ (XII в.) от Беды Достопочтенного
(VIII в.) не представляется возможным, поскольку история про двух братьев
Hengist и Horsa не более похожа на легенды Артуровского цикла, чем рассказ
о призвании Рюрика на былины о трёх богатырях.
Тем не менее у Рюрика Фрисланского, как
претендента на роль основателя киевской династии рюриковичей, есть одно
слабое место. Он датчанин, а на рюриковом городище сидел конунг со шведской
дружиной.
Теперь необходимо обратится к ещё одному
персонажу русских летописей весьма близко стоящему к Рюрику. Этот персонаж
первоначально появляется в летописях, будучи никак не связан с Рюриком.
В Новгородской четвертой, Софийских, Хронографе, Эрмитажном списке,
Ермолинской, Львовской, Никоновской летописях в рассказ о поселении
словен у озера Ильменя делается добавление …и
посадиша старейшину Гостомысла. Однако, в почти современной
Никоновской летописи, летописи Воскресенской оба эти персрнажа соединяются
в одном сюжете:
О
крещении земля Бол гарьскиа. Въ лето 6366. Михаилъ царь изыде съ
вой своими брегомъ и моремъ на Блъгары; Блъгаре же видевше, и не мого-ша
стати противу ему, и просиша креститися, и покоришася Грекомъ. Царь
же Михаилъ крести князя ихъ и боляры вся, и миръ сотвори съ Болгары
въ седмое лето царства своего.
Въ лето 6367. Имаху
дань Варязи изъ замориа на Чюди, на Словенехъ, на Мери и на всехъ Кривичехъ,
отъ мужа по беле векше. А Козарии имаху дань на Полянехъ, и на Северянехъ
и на Вятичехъ, по беле векшице отъ дыма. А ей о Русскихъ князехъ
и начало княжениа ихъ скажемъ. Пръвый князь въ Руси Рюрикъ, отъ рода
суща Августа, кесаря Римьскаго; а се о немь писание положимъ. Обладающу
Августу всею вселенною, и нача ряды покладати на вселенную, постави
брата своего Патрекия Египту, Агустолия брата своего Александрии властодръжца,
Акириниа Сирии положи властодръжца, Ирода Антинатра царя постави Евреомъ
во Иерусалиме, а Асию всю поручи Евлегер-ду сроднику своему, Илирика
брата своего въ повръшия Истра постави, Ипиона постави въ Затоцехъ Златыхъ,
иже ныне наричются Угрове, а брат" своего Пруса въ березехъ Вислы рекы
во градъ Мадборокъ, и Торунъ, и Хвоиница, и преславы Гданескъ и иныхъ
многыхъ градовъ, по реку глаголемую Немонъ, впадшую въ море, и до сего
часа по имени его зовется ПрусскаА земля. А оть Пруса четвертое на десять
колено Рюрикъ. И въ то время въ Новеграде некый бе старейшина именемъ
Гостомыслъ, скончаваеть житие, и созва владалца сущая съ нимъ Новаграда,
и рече: "советь даю вамъ, да послете въ Прускую землю мудрыя мужи и
призовете князя отъ тамо сущихъ родовъ". И въ то же время восташа
Кривичи, и Словене, и Чюдь и Меря на Варягы, и изгнаша я за море и не
даша имъ дани, начата сами себе владети и грады ставити; и не бе въ
нихъ правды, и воста родъ на родь, и бысть межу има брань велика и усобици,
и воевати начаша сами на ся. И реша сами къ себе: "поищемъ себе князя,
иже бы владелъ нами, и рядилъ ны и судилъ бы во правд"; и послаша
къ Немцемъ. И послы же Новоградские шедше во Прусскую землю, обретоша
князя Рюрика, оть рода Римьска царя Августа, и молиша его, дабы шелъ
княжити къ нимъ. Князь же Рюрикъ взя съ собою два брата Синеуса и Трувора
и племянника своего Олга, и нача мыслити хотя ити на Русь. При сего
же Михаила царстве, посылаше за море къ Варягомъ
къ Руси; сице бо звахуся8 Варягы Русью, яко се друзи зовутся Армане,
Агляне; тако и си. Реша Чюдь, Словене, Кривичи Варягомъ: "вся земля
наша добра есть, и велика, и изобилна всемъ, а нарядникъ въ ней несть;
пойдете къ намъ княжити и владети нами".
Глава 5. О Рюрике и о братие его, како
приидоша въ Русь и начаша владети всею землею. Въ
лето 6370. И приидоша отъ Немець три браты съ роды своими, и пояша съ
собою дружину многу; и пришедъ старейший Рюрикъ седе въ Новеграде, и
оть того наречеся времени Великий Новгородъ, а Синеусъ, брать Рюриковъ,
на Белеозере, а Труворъ во Изборсце; и начаша воевати всюду. И отъ техъ
Варягъ находницехъ прозвашяся Русь, и отъ техъ временъ словеть Русская
земля, и суть Новгородстии людие и до нынешняго дне, бе бо Рюрикъ отъ
рода Варяжьека, а преже бо беша Словене до Рюрика нарекошася. По двою
же лету Синеусъ и брать его Труворъ умроста, и прия всю власть въ Руси
Рюрикъ обою брату, и нача владети единъ; и раздая грады своимъ мужемъ:
овому далъ Полтескъ, иному Ростовъ, иному Белоозеро и прочимъ. По темь
градомъ суть прьвии населници: въ Киеве Варязи, въ Новегороде Словены,
и въ Полътьсте Кривичи, въ Ростове Меря, а на Белеозере Весь, въ Муроме
Мурома Тоже всеми теми обладаша Рюрикъ.
Как легко увидеть текст Воскресенской
летописи - это компиляция из двух текстов. Во-первых, это переложение
рассказа ПВЛ, испорченное не понимаем поздним летописцем кто же такие
варяги. И, во-вторых, это некий авторский текст с генеалогией Рюрика.
То, что это именно авторский текст, а не народное эпическое сказание,
видно по его привязанности к книжной генеалогической традиции и по возведению
основателя текущей династии (Рюрика) к фигуре римского цезаря Августа,
совершенно неизвестной по народным легендам и былинам. Этот текст тоже
достаточно поздний, т.к. рассматривает Пруссию как немецкую землю. Обращает
на себя внимание так же и то, что если в несторовой версии мы имеем
призвание Рюрика, то в версии Воскресенской летописи Рюрик наследует
право на княжение.
Большинство авторов игнорирует это сообщение
Воскресенской летописи, как очевидную выдумку. Однако есть и другой
источник, однозначно связывающий двух персонажей, носящих имена, весьма
схожие с именами Рюрик и Гостимысл. Это Ксантенские анналы.[10]
844.
Папа Григорий покинул земную жизнь и его наследником стал папа Сергий.
И граф Бернард был убит Карлом. И Пипин, король Аквитании, сын Пипина,
вместе с сыном Бернарда разбил войско Карла. И там же был убит аббат
Гуго. В том же году король Людовик выступил с войском против вендов.
И там погиб один из их королей по имени Гостимусл (Gestimus), остальные
же [короли] пришли к нему и принесли клятву верности. Когда он ушел,
они тотчас нарушили ее. После этого Лотарь, Людовик и Карл собрались
в Диденхофене и, после совещания, расстались в мире.
845. В округе Вормсфельд дважды
произошло землетрясение: первый раз в ночь на вербное Воскресение, второй
раз в святую ночь воскрешения Христова. В том же году во многих местах
язычники наступали на христиан, но из них было сражено фризами более
12 тысяч. Другая часть их устремились в Галлию, и там погибло из них
более 600 человек. Однако Карл, по причине своей [военной] праздности,
отдал им многие тысячи фунтов золота и серебра, чтобы они ушли из Галлии;
что они и сделали. Несмотря на это, были разрушены очень многие святые
монастыри, и они увели в плен многих христиан. В то время, когда это
произошло, король Людовик, собрав большое войско, отправился в поход
против вендов. Когда язычники узнали об этом, они, со своей стороны,
отправили в Саксонию послов, и преподнесли ему дары и передали ему заложников
и просили о мире. И тот предоставил мир и вернулся в Саксонию. После
же этого на разбойников нашла чудовищная смерть, при этом также и вожак
нечестивцев, по имени Регинхери (Reginheri), который грабил христиан
и святые места, умер, пораженный Господом. Тогда, посоветовавшись, они
бросили жребии, которыми их боги должны были указать им средство к спасению,
но жребии упали без пользы. Когда же некий пленный христианин посоветовал
им бросить жребий перед христианским богом, они это сделали и их жребий
упал удачно. Тогда их король по имени Рорик (Rorik) вместе со всем народом
язычников в течение 40 дней воздерживался от мяса и медового напитка,
и смерть отступила, и они отпустили в родные края всех пленных христиан,
которых имели.
Источник: http://oldru.narod.ru/Add/rurik21.htm |