Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Расселение и войны славян [59]
    Славянские языки и письмо [35]
    Творчество славянских народов [34]
    Славные славяне [8]
    Источники о славянах и русах [24]
    Образование славянских государств [51]
    Историческая реконструкция [20]
    Любор Нидерле [21]
    Верования, обряды, обычаи [38]
    Славянская прародина [21]
    Предшественники славян [29]
    Материалы по личности Рюрика [12]
    Древние русы, руги, росы и другие [9]
    Венеты, Венеды, Венды. [13]
    Ободриты [8]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 24.11.2024, 00:39

    Главная » Статьи » История славянской культуры » Древние русы, руги, росы и другие

    Русские племена
    Русские племена

    Владимир Фролов

          Тысячу лет назад летописцы древнего Киева утверждали что они, киевляне - это Русь, и что государство Русь пошло из Киева. Новгородские же летописцы, в свою очередь, утверждали, что Русь – это они, и что Русь пошла из Новгорода. Что же это за племя Русь, и к каким племенам и народам оно относилось. Следы этих племён, оставивших глубокий след в истории Европы и Азии, можно встретить в географических названиях от Рейна до Урала, от Скандинавии до Ближнего Востока. О них писали древнегреческие, арабские, римские, германские, готские историки. Была Русь в Германии в округе Гера, и только по приказу Гитлера во время войны с Россией отменили это название. Была Россия в Крыму на Керченском полуострове ещё в VII веке нашей эры. Только в Прибалтике было четыре Руси: остров Рюген, устье реки Неман, побережье Рижского залива, в Эстонии Роталия-Руссия с островами Эзель и Даго. В Восточной Европе кроме Киевской Руси были: Русь в Прикарпатье, в Приазовье, в Прикаспии, в устье Дуная, Пургасова Русь на нижней Оке. В Центральной Европе в Подунавье: Ругия, Рутения, Руссия, Рутенская марка, Рутония, Ругиланд на территории Нынешней Австрии и Югославии. Два княжества «Русь» на границе Тюрингии и Саксонии в Германии. Город Руссия в Сирии, возникший после первого крестового похода. Рожер Бэкон (английский автор XIII века) упоминает о «Великой Русции», которая опоясывает Литву с обеих сторон Балтийского моря, включая и современную Калининградскую область. В этом же веке сюда пришли немцы-тефтоны, и эта территория стала немецкой Пруссией.
          Германские историки, авторы норманнской теории, заявляют, что Русь – это одно из германских племён. Российские учёные утверждают обратное: Русь – это одно из славянских племён. Но ближе всех к истине, всё-таки, арабский учёный и историк, современник Древней Руси и сторонний, независимый наблюдатель Аль–Масуди, писавший: «Русы – многочисленные народы, подразделяющиеся на различные племена, среди них наиболее сильное Лудаана». Но слово «лудаана» однозначно объясняется из славянских языков, как «люди», это славянские племена, жившие на южных берегах Балтийского моря от Восточной Германии между Эльбой и Одером до побережья Белого моря. Западная часть этих земель называлась Славией («Славянская хроника» Гельмгольда, 1172г.), и простирались от Греции до Балтийского (Скифского) моря. Об этом же говорит ал-Истархи «Книга путей государств»: «И самая отдалённая из них (руссов) группа, называемая ас-Славия, и группа их, называемая ал-Арсания, и царь их сидит в Арсе». Лютичи получили своё название, вероятней всего, от слова «лютые, жестокие, беспощадные». Это они стояли на острие наступления балканских славян на север и запад, вынудившие германцев перейти Рейн и уходить в Италию и Галлию (нынешняя Франция). В VIII франки разбили русско-славянское племя варинов, известных из скандинавских и русских сказаний как вэрингов-варангов-варягов, и заставили часть из них уйти на восточный берег Балтики. В начале X века, собрав всю мощь Германской империи, император Генрих I объявил «Drang nah Osten» (натиск на восток) против славян, живших тогда на территорию нынешней Восточной Германии. Русско–славянские племена: вагры, ободриты (ререги), полабы, глиняне, лютичи (они же вильци: хижане, черезпеняне, ратари, доленчане), попав под жестокий гнёт немецких баронов, стали уходить из Славии (Восточной Германии) на восток в поисках свободы и воли. Многие из них осели у Новгорода и Пскова, другие ушли дальше в сторону Урала, на Русский Север. Оставшиеся на месте были постепенно ассимилированы тевтонами, хлынувшими из Германии на богатейшие славянские земли.
          В сочинении византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении государством» перечислены названия днепровских порогов по-славянски и по-русски. Русские названия порогов звучат как скандинавские: Эссупи «не спи», Улворси «остров порога», Геландри «шум порога», Аифор «пеликаны», Варуфорос «порог с заводью», Леанти «бурление воды», Струкун «малый порог». Славянские названия: Не спи, Островунипраг, Геландри, Неясыть, Вульнипраг, Веруци, Напрези. Это говорит о том, что русский и славянский языки всё - таки разные, русский язык Константина Багрянородного отличается от славянского, но не на столько что бы его причислить к германскому языку. В литературе упоминается много племён русов, ведущих свою историю с берегов Балтики. Руги, роги, рутулы, роталы, рутены, росомоны, роксаланы, розци, герулы, руяны, рены, раны, аорсы, руззи, гепиды, и говорили они на разных языках: славянских, балтийских, кельтских.
          Всё-таки прав Аль-Масуди, писавший, что русы – это многочисленные народы, подразделяющиеся на различные племена. К русам относились северные народы: славяне, скандинавы, северные кельты «флави рутены», то есть «рыжие рутены», а в начале II тысячелетия нашей эры и финно-угры (имена русов из договора Игоря с греками: Каницар, Искусеви, Апубьксарь). Название «русы, Русь» племена получали вне зависимости от национальной принадлежности. Ещё в X веке североитальянский историк Лиутпранд название племён «Русь» объяснял из греческого языка, как «красные», «рыжие». И этому есть многочисленные подтверждения. Почти все названия русских племён происходит от слова «красные» или «рыжие» (роталы, рутены, розци, руяны, Русь и т.д.), или же от иранского слова «рус», что значит светлые, русые, блондины. Многие древние авторы, писавшие о русах, характеризуют их как светлокожих, рыжих, красноволосых. Для греков же красный цвет был отличительной чертой верховной власти, и пользоваться им могли только цари и императоры. Чтобы подчеркнуть своё прирождённое право на власть, Византийский император Константин прибавил к своему имени титул Багрянородный, то есть рождённый рыжим или красным. Поэтому греки особо отличали северные рыжеволосые племена, называя их Русью вне зависимости от языка, на котором это племя разговаривало. В начале нашей эры именно византийские греки несли свет цивилизации в Восточную Европу, давая на свой манер названия европейским народам. Поэтому на карте Европы название Русь появляется именно в зоне влияния Византийской империи.
          Такой светлокожий и рыжеволосый тип людей мог сформироваться только при долгом существовании на севере, в холодном климате и, как определили современные учёные, при большом потреблении рыбы. К этим условиям вполне подходит археологическая культура «кьеккенмедингов» или куч кухонных отбросов, оставленных на месте стоянок рыболовов и охотников по берегам Северного и Балтийского морей. После себя они оставили огромные кучи рыбьих костей, раковин и костей морских животных. Это создатели так называемой «ямочной» керамики. Свои горшки они украшали одним или несколькими рядами небольших, круглых ямок вдоль венчика и штрихами по стенкам. По этой керамике можно безошибочно проследить пути движения русских племён. Вероятней всего, в начале они разговаривали на балтийском языке, среднем между германскими и славянскими языками. В их древнем языке было много слов со славянскими корнями. В сочинении византийского императора Константина Багрянородного «О Руссах, приезжающих из России на однодеревках в Константинополь» упоминается названия семи днепровских порогов на славянском и на русском языке. Из семи названий два имеют одно звучание, как на славянском языке, так и на русском: Эссупи (не спи) и Геландри (шум порога). Ещё два русских названий имеют славянский корень и могут так же объясниться на славянском языке: Варуфорос (славянский корень «вар» в значении «вода», от которого в современном русском языке сохранилось значение «варить», и Струкун со значением «струиться, струящийся»). В итоге получается, что из семи русских слов четыре, а это 57%, то есть больше половины имеют славянские корни. Но, занявшись наукой раньше славян, германские учёные, ввиду громкой воинской славы русских племён, причислили балтийские языки к германским и назвали их «восточногерманскими». С таким же успехом языки северных русских племён, в том числе и скандинавские, можно назвать «северно-славянскими» языками. Это в наше время шведский язык стал ближе к германским языкам, подвергнувшись сильнейшему влиянию немецкой культуры, навязанной ему извне. То же самое произошло и с норвежским языком. Ещё готский историк Иордан упоминает норвежцев под их первоначальным именем «Навего». Вероятней всего это название произошло от тотема покровителя племени и имело корень в названии рыбы (например «навага») или морского зверя (например «нарвалы»). На рубеже II тысячелетия нашей эры это балтийское племя так же подверглось сильнейшей германизации. Название «навего» было переосмыслено на германский манер и стало звучать как «норвежцы» от немецкого слова «дорога на север», но при чём тут норвежский народ и «дорога на север»?
          Целесообразней всего выделить древние русско-балтийские языки в отдельную группу индоевропейских языков и дать ей название «балтийская», что полностью соответствует действительности.
          Обилие пищи: рыбы и морского зверя, климатический оптимум на берегах Балтийского моря, способствовало быстрому росту населения, избыток которого, волна за волной, стал уходить на юг. В верховьях Волги и Оки русские племена смешались с восточными славянами, и с небольшим числом сибирского населения, пришедшего из-за Урала. От этого смешения появились русско-славянские племена, создатели культур «ямочно-гребёнчатой» керамики. Самые древние их стоянки находят под Москвой (Льяловская стоянка), и по всему Волго-Окскому междуречью с IV тысячелетия до нашей эры. Распространение ямочно-гребёнчатой керамики показывает широкое расселение Русско-славянских племён по территории лесной полосы Восточной Европы, включая и Скандинавский полуостров. Они говорили на славянском языке, но, в отличие от балканских и дунайских славян, имели светлые, голубые глаза и светло-русые или рыжие волосы, все признаки русских племён. И по культуре они были близки русско-балтийским племенам. Это о них писал Прокопий Кесарийский: «Они (анты) очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый, и не совсем чёрный, но все они темно-красные».
          И вот еврейский пророк Иезекииль говорит о народе Рос:
          1. «Ты же сын человеческий, изреки пророчество на Гога и скажи: так говорит Господь Бог: вот Я - на тебя, Гог, князь Роса, Мешеха и Фувала!
          2. И поверну тебя и поведу тебя, и выведу тебя от краёв севера и приведу тебя на горы Израилевы» (Иезекииль, глава 39).
          Под понятие: русские племена подпадали все народы севера Европы, говорившие на славянских языках: руги, руяне, вагры-варяги, ободриты-бодричи-ререги, вильцы, лютичи и т.д. На балтийских языках: чудь, готы, шведы, навего (будущие норвежцы), ижора и т.д. На кельтских языках: эстии, рутены, и т.д. На финно-угорских языках (ассимилированные балтийские, кельтские и русско-славянские племена). К русским племенам относились и североиранские скифы, издревле живущие на севере Восточной Европы. Поэтому в литературе о русских племенах создалась такая путаница, что распутать её до сих пор не может никто. Одни русы сжигали своих умерших сородичей в лодке, другие хоронили в простых грунтовых ямах, третьи закапывали в землю целый бревенчатый дом и хоронили вместе с живой женой. Одни русы носили короткие куртки, другие не носили ни курток, ни кафтанов, а носили «кису» - длинный лоскут материи, обмотанный вокруг тела, третьи русы носили широкие шаровары, на каждые из которых шло по сто «локтей» материи. Безусловно, к русским племенам относились и готы, пришедшие с южных берегов Балтики. В литовском языке до сих пор русские именуются словом «гути», то есть «готы» (Татищев). Одним из самоназваний готов было «гут-тиуда», но название «тиуда», что признано многими современными историками, обозначает прибалтийское племя «Чудь». Это племя, совместно со славянами и древними финно-уграми сыграло огромную роль в развитии средневековой культуры на территории от Белого моря до Испании. Племена «чудь» разговаривали на балтийском языке, близком русско-славянскому. В современном русском языке от того времени остались слова «чудные», «чудо», «чудаки», то есть люди, очень близкие по культуре и языку, но имеющими свои чудные обычаи. К примеру, от общения с древним, финно-угорским племенем меря, говорившем на чужом, непонятном языке, в русском языке остались слова: «мерзкие», «мерзость». От контакта с финно-угорским племенем «мари» в русском языке осталось слово «мара», то есть «смерть». Встреча с ними для славян означала физическую или этническую смерть, потерю жизни либо потерю своего языка и своей культуры.
          В начале нашей эры народ «Чудь» (тиуды) жил по всему Балтийскому побережью, к ним себя относили готы (гут-тиуды) и шведы (свиет-тиуды). Имя готского короля Теодориха можно перевести как Тиудо-рикс, то есть «чудский царь». Все факты говорят о том, что Чудь – это очень древнее русско-балтийское племя, от которого отпочковались, выделились как готы, так и шведы.
          По преданиям удмуртского народа богатейшую чегандинскую (пьяноборскую) археологическую культуру II века до нашей эры – III века нашей эры на территории Удмуртии создала чудь светлоглазая, пришедшая с севера. Это подтверждает и археология: исчезает «шнуровая» керамика с оттисками шнура, широко распространяется керамика балтийская «ямочная». Этот период времени полностью укладывается на то время, когда готы продвигались с южного берега Балтики в Причерноморье. В книге «Гетика» готского историка Иордана (VI век нашей эры) написано, что готы, при движении на юг, вытеснили со своих мест родственное им племя ульмеругов, то есть островных ругов. С тех пор руги считали готов своими злейшими врагами и неоднократно побеждали их в сражениях. Сам Иордан не считал ругов германцами, они изначально были Русско-славянским племенем. Прорываясь через Германию на запад, готы в сражениях буквально залили их земли кровью, избивая германские племена по одиночке и всех вместе. С тех пор название балтийского племени готов для немцев приобрело значение Бог.
          Можно уточнить: богатейшую чегандинскую (пьяноборскую) археологическую культуру (II век до нашей эры - V век нашей эры) в низовьях Камы создало Русско-славянское племя ругов, вытесненное в Причерноморье готами. Вероятно, и несколько поколений готов жило в Прикамье, собирая силы для прорыва на плодороднейшие земли Причерноморья.
          Далее, Иордан пишет, что царь готов Филимер, перед нападением на спалов, которые преграждали готам выход на степные просторы, послал половину своего войска на восток. Они переправилась через реку (предположительно Каму, потому, что в низовьях Камы уже расстилаются степи), ушли и пропали в бескрайних болотах и бездонных топях. Этими землями могут быть только обширнейшие болота Западной Сибири. Следы этих готов в наше время находят археологи, в виде «случайно туда попавших» скандинавских изделий, по всей лесостепной части Западной Сибири. Они дошли до Тувы, становясь князьями и царями для местных народов. Свою культуру и руническую письменность они передали енисейским киргизам, хакасам и древним тувинцам. Название «руническое» переводится с готского языка, как «тайное».
          По описаниям китайских историков, монгольский род борджигинов, к которому принадлежал Чингисхан, пришёл в Монголию с севера, с территории нынешней Тувы и сильно отличался от местных татар. Они были высокого роста, сероглазые и светловолосые. Вполне возможно, что Чингисхан – прямой потомок русов-готов, ушедших с территории Прикамья на восток во втором веке до нашей эры. Писали монголы, к тому же, скандинавским руническим письмом. Вероятно, помня о своём русском происхождении, борджигины (чингизиды), не уничтожили русских князей на Руси, как они поголовно уничтожили князей татарских, булгарских, финно-угорских, кыпчакских, куманских, а приняли их практически как равных. Имя «Урус-хан» - «Русский хан», часто упоминается среди верховных правителей монгольских Орд. Сын Бату-хана (Батыя), Сартак, посчитал за честь стать побратимом русского князя Александра Невского.
          Готы, порвавшиеся в Причерноморье, попали под удар гуннов, и ушли в Западную Европу, где, изменив весь ход европейской истории, постепенно растворились среди итальянцев, французов и испанцев.
          Если говорить о том, к каким племенам относилась Русь, создавшая государство Древняя Русь, то тут можно сказать однозначно – Русь славянская, говорившая на славянском языке. К этому выводу можно придти, проанализировав современный русский язык. Слово «работа» одного корня со словом «раб», работать - значит выполнять функцию раба, быть рабом. Зато слово «мечта» одного корня со словом «меч». Мечтать, значит думать, как с помощью меча добиться всего желаемого: счастья, славы, богатства и власти. Большинство русских народных сказок очень увлекательно рассказывают о том, как младший сын нашел меч-кладенец и, уйдя в дальние страны, добыл себе всё: богатство, славу, невесту и царство в придачу. Это полностью соответствует тем характеристикам, которые давали древние авторы при описании русов (например, Ибн-Русте «Дорогие ценности»). Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорождённому обнаженный меч, кладёт его перед ребёнком и говорит: «Я не оставляю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретёшь этим мечём», «Русы не имеют ни недвижимого имущества, ни деревень, ни пашень и питаются лишь тем, что добывают в земле Славян», «зато у них много городов, они воинственны, храбры, драчливы». Но и сами «русы… принадлежат к славянам» (Ибн-Хордадбег IX век нашей эры).
          Одно из названий русско-балтийского племени шведов - «свиет-тиуды», то есть «светлая чудь». Ибн-Русте пишет, что у славян, граничащих с печенегами, царя называют «свиет-малик», то есть «швед-амалик» (швед из царского рода Амалов), и питается он только кобыльим молоком. Вероятней всего произошло то, что, в отличие от славянской Руси, шведская Русь попала под сильнейшее влияние сарматов-финноугров и скифов-иранцев. Они пересели с лодок на коней и стали типичными кочевниками широко известными из русских летописей, как «половцы». Половцы – от слова «половый», что, опять же, значит «рыжий», а кочевники тюрки не могли быть светловолосыми по своей южной природе. Вплоть до монгольского нашествия, половцы (шведы – ставшие кочевниками) были хозяевами Причерноморских степей. Даже после монгольского нашествия половецкие (шведские) ханы правили в Причерноморских степях наравне с монгольскими ханами. До сих пор половецкие курганы в Причерноморье местное население называет «шведскими могилами». Да и знаменитый половецкий хан Шарукан, у средневековых историков упоминается как предводитель готов (шведов). Вполне возможно, что поэтому половецкие ханы и русские князья быстро нашли общий язык и совместно пытались противостоять монгольскому нашествию. Постепенно шведы-половцы растворились среди славян и стали частью украинского народа.
          Русско-балтийскими были племена «чудь», и «ижора», они жили от района нынешнего Петербурга и Эстонии до верховий Вятки и Камы. На рубеже второго тысячелетия они, испытав сильнейшее влияние финно-угров, частично взяли их язык и стали эстонцами, удмуртами и коми, но большинство остались русскими, освоив, более близкий для них, родственный славяно-русский (современный русский) язык. В Удмуртии ассимилированные финно-уграми русско-балтийские чудские племена составляют более 30% процентов удмуртов, и известны под названием Чудна и Чудьза. Одним из древних центров расселения русско-балтийского племени Чудьза был район города Ижевска, а село Завьялово, земли которого расположены вокруг Ижевска, носил название Дэри-Чудья.
          Крупное русско-славянское племя «Весь», следы пребывания которого можно отыскать на географической карте от Прибалтики до восточных склонов Алтая: реки, название которых имеют индоевропейское окончание «-ман» и населённые пункты, которые начинаются или оканчиваются на «вес» или «вас». Оно только частично было ассимилировано финно-уграми - это нынешние вепсы. Подавляющее же большинство веси изначально входило в состав русского народа. В гениальном произведении древнерусского летописца «Слово о Полку Игореве» слово «весь» употребляется в значении «родное село». В знаменитых Словах: «Как ныне сбирается вещий Олег…» эпитет «вещий» не имеет отношения к слову «вещать» или «предсказывать». Олег ничего не предсказывал, это ему предсказали волхвы смерть от его любимого коня. Вероятней всего слово «вещий» означало, что князь Олег был из русско-славянского племени Весь или был князем Веси, да и само имя Олег происходит от иранского слова Халег (творец, создатель). Часть русско-славянского племени Весь, жившая в Сибири, была отрезана, наступающими из Казахских степей, финно-уграми от основной массы соплеменников и получила название «челдоны». Они были широко известны на Урале и в Сибири, и в небольшом количестве сохранилась до наших дней под этим же названием. Название «чел-дон» состоит из двух слов. Слово «чел» - от самоназвания славян – человек, и древне уральского слова «дон»- что значит князь. Вполне возможно, что славяне челдоны, до прихода угров были княжеским племенем в Западной Сибири и на Урале. После присоединения Сибири к России, первых русских поселенцев местные народы называли словом «паджо», означающем «князь» или «царь», видимо в память о том древнем русско-славянском племени Весь, что жила в Сибири до прихода угров. Само название «весь» происходит от слова «весть», «вещать», то есть – говорить. С незапамятных времён жила Весь и на территории Удмуртии. От них остались развалины города – крепости Весьякар на реке Чепце и предания Удмуртского народа о богатыре Весья.
          В Германии со средних веков считали, что государство Древнюю Русь создали руги, о которых писал ещё Тацит (I - II век нашей эры): «У самого Океана (север Восточной Германии, район города Росток) проживают ругии и лемовии; отличительная особенность всех этих племён – круглые щиты, короткие мечи и покорность королям». Видимо после прихода с территории нынешней Швеции на южный берег Балтики, руги разделились. Одна половина ушла в Прикамье, вторая – на земли нынешней Восточной Германии. Активно участвуя во всех войнах середины первого тысячелетия нашей эры, часто, в составе обеих противоборствующих сторон, руги рассеялись по всей Европе, и везде, где в начале появлялись руги, на карте появлялось название Русь или Рос. Например: Руссия в Штирии на юге Австрии, Россия на Керченском полуострове в Крыму. Но, где были руги, там обязательно были и их извечные соперники – готы, и нельзя однозначно сказать, кто создал очередную Русь. Это ещё раз подтверждает предположение, что название «Русь» греки давали вне зависимости от племенной принадлежности создателей очередной Руси, и вне зависимости от языка, на каком они говорили. На том месте, где Тацит помещает «германские» племена Ругов и Лемовиев «вдруг» появляются славянские племена Луги (Лужичане) и Глиняне. Можно уверенно утверждать, что «германские» племена Ругов и Лемовиев – это германская огласовка изначально русско-славянских племён Лугов (Лужичан) и Глинян (глина по-немецки звучит как «лем» - Lehm, глиняне – они же лемовии). Часть Русско-славянского племени Ругов (Лужичан), создавших государство Древнюю Русь (Киевскую и Новгородскую), до сих пор живут на своей древней прародине – в Славии, то есть в Восточной Германии.

    ссылка - http://rujan.jino-net.ru/article.php?id=4_5
     


    Источник: http://rujan.jino-net.ru/article.php?id=4_5
    Категория: Древние русы, руги, росы и другие | Добавил: Яковлев (08.12.2007)
    Просмотров: 5443 | Комментарии: 1
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]