Русы
Пашкина Л.Д. Краевед. Научный сотрудник Приозёрского историко-краеведческого музея.
(К вопросу о самоназвании жителей Северо-Западного Приладожья и
Карельского перешейка по письменным и
археологическим источникам середины IX века)Считается установленным, что Северо-Западное
Приладожье и Карельский перешеек — колыбель
карельского народа, предшественником которого была летописная корела,
достигшая своего расцвета в XII—XIV
веках(1). Однако вопрос "о происхождении корел до сих пор остается
нерешенным”(2).
Внимание многих ученых привлекал тот факт, что в
недатированной части "Повести временных лет”, в
которой описываются события, происходившие после Библейского потопа
вплоть до середины IX в., упоминаются ямъ
(емь), весь и другие народы, дающие дань Руси, а корела, водъ и ижора
якобы "забыты” летописцем.
Несколько лет тому назад было высказано
предположение, что корела сама себя называла русъю, а
Карельский перешеек — это "остров Рус” арабских источников. Поэтому и не
могли жители Карельского
перешейка сами себе платить дань(3).
|
Карта-схема из книги В. И. Паранина "Историческая
география летописной Руси” (Петрозаводск, 1990) |
В данной статье рассматривается возможный вариант
решения вынесенного в заголовок вопроса.
Археологически доказано, что Карельский перешеек и
Северное Приладожье были достаточно плотно
заселены в середине I тысячелетия от Р. X." Ни у кого не вызывает
сомнения, что Карельский перешеек в
рассматриваемый период был островом. Жители указанного региона не могли
сами себя называть "карьяла” (корела),
так как в переводе это слово означает "скот” (впрочем, есть и другие
толкования данного этнонима).
Важно отметить, что в продолжение IX века произошли
большие качественные изменения, особенно в 882
году, когда Олег объединил Новгородские и Киевские владения, перенеся
название "Русь” и в Поднепровье. В
нашей статье речь идет о возможном объединении племен, обитавших между
ямью (емью) и весью на территории,
ограниченной с запада Финским заливом, а с востока — Ладожским озером, в
середине IX в., которое могло называть
себя "русъ”. Здесь не рассматривается этимология слов "рос” — "рус”(5).
Обратимся к "Вертинским анналам” за 839 год, где
сообщается о том, что византийский император
Феофил прислал франкскому императору Людовику Благочестивому вместе с
греческими послами "также некоторых людей,
которые себя, т. е. род свой, называли "Rhos"; их король, называемый
каганом, послал их, как они говорили, к
нему (Феофилу) из дружбы. И он (Фео-фил) просил в упомянутом письме,
чтобы они получили благодаря императорской
милости разрешение и поддержку на то, чтобы возвратиться домой через его
империю, избежав, таким образом,
опасностей, так как путь, которым они прибыли к нему в Константинополь,
пролегал через земли, населенные
варварами, свирепыми и дикими, и он не хотел, чтобы они опять повторили
его и таким образом снова подвергли бы
себя опасности. Император Людовик, расспросив их обстоятельнее о причине
приезда, узнал, что они
принадлежали к народу свеонов (Sueones)...”(6).
Известно, что греки называли "свеонами” все народы
Севера. Греческая географическая
терминология отчасти используется до сих пор, а вплоть до XIII в. она
применялась очень широко. Вероятно, чтобы
отличать народ "рос”, пришедший к франкскому императору в 839 г., от
"русов, которые есть вид славян” (как
выразился арабский писатель начала IX в. Ибн Хордадбех), в "Бертин-ских
анналах” уточняется, что эти люди,
которые себя называли "рос”, — из народа "свеонов”, то есть из северного
народа.
Арабские источники знали три вида русов(7), знали
остров Рус, занимающий пространство трех дней пути
в длину, с гнилым климатом и топкими берегами, на котором проживает 100
тысяч жителей. Мужчины — все воины, а
жены их носят на груди коробочки, к которым подвешивают ножички(8).
Реконструкция женского костюма по материалам
карельских (кексгольмских) грунтовых могильников
свидетельствует о том, что женщины, жившие на Карельском перешейке и в
Северном Приладожье, носили на груди коробочки —
овальные фибулы, к которым подвешивался ножичек в орнаментированных
ножнах. Почти все найденные мужские
захоронения — с воинским снаряжением. По мнению С. И. Кочкуркиной, на
этой территории не могло существовать
многочисленной военной знати. "Тогда, — пишет исследовательница, — нужно
было бы всю мужскую половину
корелы возвести в такой высокий ранг”(9). Но если признать, что это были
русы-росы, то противоречие исчезает.
Здесь же необходимо отметить, что в рунической
письменности Скандинавии Финский залив иногда
называется Хольмским ("хольм” — остров)(10). Не потому ли, что он омывал
западную часть широко известного тогда
острова Рус?
По данным арабских географов. Балтийское море в IX в.
соединялось с так называемым Русским морем, на
одном из берегов которого и жили русы-мореходы, совершившие в 860 г.
поход на Византию(11). Этот народ, о котором
так много спорили ученые, мог жить на северо-западном побережье Ладоги,
так как одно из названий этого озера
— Веняя-мери ("Русское море”).
Некоторые руны карело-финского эпоса "Калевала”
повествуют о военных лодочных походах героев за
добычей. Здесь рассказывается о строительстве военных лодок,
изготовлении мечей и другого оружия. Главный
герой "Калевалы”, Вяйнямёйнен, имел и другое имя — Сувантолайнен. По
рождении он вышел на остров, его страна
называлась Сувантола(12). До сих пор в центре Карельского перешейка есть
озеро, одно из названий которого —
Суванто (ныне Суходольское).
На острове Рус был рудник — по одним источникам,
медный, по другим — железный. Топонимика
Карельского перешейка свидетельствует о наличии населенных пунктов,
названия которых — "Медный завод” и "Рауту” (от карельского слова
"железо”; ныне поселок Сосново). В изданном
в 1801 г. "Географическом словаре Российского государства” сообщалось:
"Железа, особливо около Систербека и
при Ладоге, есть довольное множество, и преимущественно <...>
около Кексгольма находятся также и медные
руды”(13).
В самом городе Кексгольме-Приозерске до недавнего
времени южная его часть называлась Тенкалахти
("лахти” — залив, "тенка” — от славянского слова "деньга”)14. Поскольку
город существует на одном месте
более тысячи лет и торговля шла и по Вуок-синской системе, то вполне
вероятно, что в топонимике города
сохранилось свидетельство о торговле в ранний период его истории. Но, к
сожалению, до сих пор не проведены
археологические раскопки в этом месте, на южном берегу Вуоксы.
То, что арабы посещали северные земли, доказывается
кладами арабских монет: их известно четыре на
Карельском перешейке, отдельные находки имелись и в районе
Корелы-Кексгольма(15).
Так арабские источники перекликаются с
"Географическим словарем Российского государства” и
топонимикой Карельского перешейка.
Обратимся еще к одному документу середины IX в.,
который известен под названием "Баварский географ”.
В этом документе, до сих пор в полной мере не расшифрованном учеными,
упоминаются свыше 50 этносов, которые
располагались у границ Франкского государства или вдоль торговых путей
далеко за его пределами(16). Ученые
разных стран выдвигают различные аргументы, предлагая тот или иной
вариант прочтения загадочной фразы:
"Caziri, civiyates С. Ruzzi. Forsderen. Liudi. Fresiti. Serauici.
Lucolane. Ungare (11)” (в переводе: "Хазары. Городов 100. Русси.
Форсдерен. Люди. Фрезити. Серависи. Луко-лане. Унгаре (11)”).
Все исследователи единодушны в прочтении и
локализации этнонима "хазары”. В отношении названий
"русси” и "унгаре” такого согласия нет, особенно в их локализации. А о
пяти этносах, упомянутых между "русси”
и "унгаре”, ведется научная дискуссия. Так, И. Херрман приходит к
выводу, что "Форсдерен. Люди. Фрезити” не
этнонимы, а термины, относящиеся к этнониму "русси”, которые считались
"руководящими”, "первыми” людьми,
первым "главным” народом, "независимым” от хазар. Этот ученый поместил
"русси” в районе Киева, в нижнем
Подне-провье. Но там жили поляне, которые платили дань хазарам до конца
IX века(17).
М. Б. Свердлов, приведя разные варианты прочтения
указанной цитаты из "Баварского географа”,
сделал такое заключение: "В топонимике Восточной Европы и письменных
источниках не удается найти сходных названий. Можно
только предположить, что "люди" относится к другой этнической группе,
чем "форсдерен" и "фрезити"(18).
Предлагаю приведенную цитату из "Баварского географа”
читать так: между хазарами и русью (находящейся
на Карельском перешейке и в Северном Приладожье) — 100 городов. "Русси” —
это племенное объединение, в
которое входят одиннадцать этносов (цифра 11 после этнонима "унгаре”
ранее не рассматривалась в научной
литературе). По именам названы только этносы наиболее известные в первой
половине IX в. Причем "унгаре”,
может быть, не венгры, а "ингары”, то есть ижора(19).
Хорошо известно, что между Хазарским каганатом и
Балтикой существовал Волжско-Балтийский
торговый путь. Пороги были не только на Днепре, но и на Волхове, на
Вуоксе, да почти на всех северных реках.
Этноним "форсдерен” переводится и как "главные”, "независимые”, и как
"лес”, "порог”. Н. К. Рерих, описывая Волховские пороги,
отмечал, что после их прохождения рулевого уносили от руля в обмороке —
таково было сильное нервное и
физическое напряжение. Условия перехода через пороги подробно изложены в
договоре 1270 г. между Новгородом и
Ганзейским союзом городов. Исследователи считают, что организация
прохода через пороги существовала уже в
VIII—Х вв., так как именно этим временем датируется городище перед
Волховскими порогами, а к городищу примыкал
обширный посад20. Итак, "форсдерен” — это могли быть прибрежные жители
северных порожистых рек, может быть, и
Волхова.
После этнонима "форсдерен” поставлен знак препинания —
точка, и слово "люди” написано с
заглавной буквы, как и другие этносы. Вероятнее всего, это предки
карел-людиков, которых в середине XX в. (вместе
с карелами-ливиками) насчитывалось более 60 процентов от всего
карельского населения Карельской республики21.
Известно, что в Новгороде был "Людин конец” (видимо, по управлению
делами предков карел-людиков) и
новгородский князь Ярослав Всеволодович "послав крести множество корел,
мало не все люди”(22).
"Фрезити” — не являлись ли предками фризов? В IX в.
фризские костяные гребни попали волховским
путем на вышеупомянутое городище(23).
"Серависи” переводят так: "сера” — жерло, устье — и
"весь”. Может быть, имеется в виду часть
народа "весь”, которая проживала во второй половине I тысячелетия от Р.
X. к югу и юго-востоку от Ладожско-Онежского
межозерья24. Арабские путешественники знали о существовании северного
народа "вису” (весь), с которым имел переписку царь волжских булгар и у
которых ночь менее часа(25).
В арабских источниках отмечается, что "русы
составляют многие народы, разделяющиеся на
разрозненные племена. Между ними есть племя, называемое лудана (лудагия,
ладагия — варианты), которое есть
многочисленнейшее из них; они путешествуют с товарами в страну Андалус,
Румию, Кустантинию и Хазар”26.
Раскопки и исследования в Старой Ладоге, в ходе которых было
установлено, что в VIII в. поселение уже
существовало, позволяют предположить, что в приведенном отрывке речь
идет о жителях Южного Приладожья, у
которых центром была Старая Ладога.
Может быть, "луколане” "Баварского географа” — это
"лудана (ладагия)” арабских источников?
Итак, на основании всего вышеизложенного предлагаю
обсудить следующий вариант прочтения цитаты
из "Баварского географа”: "Хазары. Городов 100. Русси. Форсдерен. Люди.
Фрезити. Серависи. Луколане. Унгаре
(11)”, который выглядит таким образом:
От Хазарского каганата до племенного объединения
"русси”, которое находится на севере, 700 городов.
Русси — племенное объединение, включающее в себя самих русов, живших на
острове Рус и в Северном Приладожье,
жителей Волховских порогов (форсдерен), предков карел-людиков (люди),
предков фризов (фрезити), часть народа
весь (серависи), жителей Южного Приладожья с центром в городе Старая
Ладога (луколане) и ижору (унгаре). Всего в
племенное объединение, которое было недолговечным, в середине IX в.,
вероятно, входили одиннадцать разных
племен или народностей, причем по именам названы наиболее известные в
тот период.
С 882 г. название "Русси”-Русь объединяет
Новгородское и Киевское княжения.
Многими современными учеными история человеческой
цивилизации рассматривается в свете
креационизма, то есть учения о сотворении мира и человека Создателем,
Творцом, Богом27. Если бы мы могли
рассмотреть историю любого, в том числе карельского, народа через призму
Библии, тогда бы мы были ближе к
истине.
ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
- См.: Кочкуркина С. И. 1) Древняя корела / АН СССР. Карел, фил. Ин-т
яз., лит. и истории. — Л.: Наука, 1982. — С. 5—13; 2) Корела и Русь. —
Л.: Наука, 1986. — С. 24—25. — (Сер. "История нашей Родины” / АН СССР);
Буб-рихД. В. Происхождение карельского народа: Повесть о союзнике и
друге рус. народа на Севере. — Петрозаводск: Гос. изд-во Карело-Фин.
ССР, 1947. — С. 6—19.
- Сакса А. И., Тюленев В. А. Корела // Финны в Европе. VI—XV века.
При-балтийско-финские народы: Ист.-археол. исслед. / Ин-т археологии АН
СССР и др. — М., 1990. — Вып. 2: Русь, финны, саамы, верования. — С. 68.
- См.: Паранин В. И. Историческая география летописной Руси. —
Петрозаводск: Карелия,1990. — С. 116—117, 120—121.
- Кочкуркина С. И. Древняя корела. — С. 14—36.
- См. об этом: Сюэюмов М. К вопросу о происхождении слова "Рю^ ,
Рсосяа, Россия” // Вестник древней истории. —
1940. — № 2 (11). — С. 121—123; На-заренко А. В. Об имени "Русь” в
немецких источниках IX—XI вв. // Вопросы языкознания. —
1980. — № 5. — С. 46—57; Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. Название
"Русь” в этнокультурной истории Древнерусского
государства (IX—Х вв.) // Вопросы истории. — 1989. — № 8. — С. 24—38.
- Цит. по: Херрман И. Ruzzi. Forsderen Liudi. Fresiti: К вопросу об
исторических и этнографических основах "Баварского
географа” (первая половина IX в.) // Древности славян и Руси / АН СССР.
Ин-т археологии. — М.: Наука, 1988. — С.167.
- См.: Толстое С. П. Из предыстории Руси: (Палеоэтнографич. этюды) //
Советская этнография: Сб. ст. / АН
СССР. Ин-т этнографии. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1947. — Сб. VI/VII. — С.
39—59.
- См.: Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и
русских (с половины VII века до
конца Х века по Р. X.). — СПб., 1870. — С. 267, 93.
- Кочкуркина С. И. Древняя корела. — С. 136.
- Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе: Ист.-археол. очерки
/ Ленингр. гос. ун-т. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. —
С. 187.
- См.: Куник А., Розен В. Известия Ал-Бекри и других авторов о Руси и
славянах. — СПб., 1903. — Ч. II. — С. 107—108.
- См.: Калевала / Пер. с фин. Л. П. Бельского. — Л.: Лениздат, 1984. —
С. 73. — (Б-ка нар.-поэтич. творчества).
- Щекатов Аф., Максимович Л. М. Географический словарь Российского
государства, сочиненный в настоящем
оного виде. — М., 1801. — Ч. I. — Стб. 222. — Систербек — ныне г.
Сестрорецк на берегу Финского залива.
- Пользуясь случаем, благодарю за устную консультацию известного
финского археолога Пирьё Уйно, которая в
1989 г. и в начале 1990-х гг. участвовала в раскопках на территории
крепости Корела.
- Кочкуркина С. И. 1) Древняя корела. — С. 18; 2) Корела и Русь. — С.
23.
- См.: Херрман И. Указ. соч. — С. 163—169.
- См.: Повесть временных лет. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — Ч. 1:
Текст и перевод. — С. 18—20.
- Латиноязычные источники по истории Древней Руси: Германия, IX —
первая половина XII в. / АН СССР. Ин-т истории
СССР. — М.-Л., 1989. — С. 22.
- См.: Рябинин Е. А. Ижора // Финны в Европе. VI—XV века. —
Вып.2.—С.31.
- См.: Конецкий В. Я., Носов Е. Н. Загадки новгородской округи. — Л.:
Лен-издат, 1985.—С. 26—27.
- БубрихД. В. Указ. соч. — С. 6.
- Лаврентьевская летопись // Полное собрание русских летописей / АН
СССР. Ин-т истории. — М.: Изд-во вост. лит.,
1962. — Т. 1. — С. 449.
- См.: Конецкий В. Я., Носов Е. Н. Указ. соч. — С. 54.
- См.: Назаренко В. А. Приладожская чудь // Финны в Европе. VI—XV
века. — Вып. 2.—С. 83.
- Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на
Волгу в 921—922 гг.: Статьи, переводы и коммент.
— Харьков: Изд-во Харьк. ун-та, 1956.—С. 135.
- Гаркави А. Я. Указ. соч. — С. 129—130.
- См., например: Хайнц Т. Творение или эволюция: Анализ теории
эволюции в свете Священного Писания.
— Квебек (Канада), б. г. — С. 3—25.
Источник: http://www.priozersk.ru/1/text/0042.shtml |