Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Расселение и войны славян [59]
    Славянские языки и письмо [35]
    Творчество славянских народов [34]
    Славные славяне [8]
    Источники о славянах и русах [24]
    Образование славянских государств [51]
    Историческая реконструкция [20]
    Любор Нидерле [21]
    Верования, обряды, обычаи [38]
    Славянская прародина [21]
    Предшественники славян [29]
    Материалы по личности Рюрика [12]
    Древние русы, руги, росы и другие [9]
    Венеты, Венеды, Венды. [13]
    Ободриты [8]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 07.05.2024, 10:42

    Главная » Статьи » История славянской культуры » Венеты, Венеды, Венды.

    Венеты, склавины, анты. «Свои» и «чужие»./ Петрухин В.Я.
    Венеты, склавины, анты. «Свои» и «чужие».

    Выдержки из книги «Из истории русской культуры» т. 1.

    Петрухин В.Я.

    Знание о собственных истоках, история происхождения народа или – в более узком «первобытном» смысле – рода, племени с самых архаичных времён, времён тотемических мифов были основой самосознания любого человеческого коллектива, скреплённого прежде всего  сознанием своего кровного родства, генеалогической общности: осознанием общих предков. Первобытными узами кровного родства человечеству уже было задано чувство истории, пусть даже в примитивных мифах о тотемических – зооморфных – первопредках и т.п.

    Естественно, что это чувство было ограничено родоплеменными рамками в догосударственную первобытную эпоху, когда иноплеменники, инородцы воспринимались если не прямо как злые духи и колдуны, то уж во всяком случае как a priori враждебные дикари, не имевшие подлинной культуры, о чём свидетельствовали их непонятный чужой язык и обычаи. Вместе с тем представления о кровном родстве были самым непосредственным образом связаны с племенной территорией, которая воспринималась как единственно освоенная настоящими людьми – единоплеменниками – земля. Так ещё в традиции, донесённой  русским летописцем Нестором, земля киевских полян, освоенное пахотное поле, где (в самом Киеве) писалась летопись, противопоставлялась земле древлян, живущих в лесах, «звериным образом».

    Эта привязанность к родной земле, «почве», воспринималась в мифах об автохтонах, в наиболее архаичных формах – о первопредках, хтонических существах, вышедших прямо из земли, из недр племенной территории. Таков передаваемый Геродотом этногенетический миф скифов, ираноязычных кочевников, за долго до появления славян в Восточной Европе – в VII=III в.в. до н.э. – обитавших в степях Северного Причерноморья. Прародительницей скифов считалась змееногая богиня, пресмыкающееся хтоническое существо, обитающее в недрах земли в пещере. Но скифы сами уже познали цивилизацию в далёких походах в Переднюю Азию, и в античных городах Северного Причерноморья – недаром о своей истории они рассказывали самому – Геродоту. «Отец истории», во многом по-своему интерпретировавший скифские мифы, дополнил скифский рассказ, отождествив прародителя скифов Таргитая, сочетавшегося браком со змееногой богиней, с величайшим греческим героем Гераклом (Геродот. IV, 8-9). Эта интерпретация очень характерна, ибо для Геродота именно Геракл был тем героем, который в своих странствиях обуздывал хтонических чудовищ: этот мифический брак как бы символизировал встречу скифов с античной цивилизацией, преодолевал первобытный автохтонный (хтонический) миф.

    Нестор-летописец, повествовавший о начальной истории и расселении славян, был христианином – монахом Киево-Печёрской лавры, носителем библейской традиции. В его сознании автохтонный миф был преодолён – напротив, как раз библейская картина мира, представление о трёх сыновьях Ноя, Симе, Хаме и Иафете, как о единых предках всех народов – «языков» позволяли Нестору включить славян в число тех 72 языков, которые разделились после вавилонского столпотворения. Пафосом этой картины мирабыла не привязанность к племенной территории, а процесс расселения, активного освоения пространства, включённость во всемирную историю. Кроме того, вавилонское смешение языков и появление среди них славянского имело для Нестора особый исторический и провиденциальный смысл: миссия Кирилла и Мефодия, повторявшая чудо Пятидесятницы, сделала этот язык «святым» языком священного писания, объединяющим разные народы (ср. Оболенский 1998. С. 358). Конечно, и в этой картине мира должен был присутствовать свой «центр»: таковым для всемирной истории стал Вавилон, где произошло разделение «языков», для эпохи же расселения славян – Дунай, где «по мнозех временах» сели славяне и откуда стали расселяться дальше по Европе, а затем Киев, столица древнерусского государства. Это уже не первобытный взгляд из глубин племенной территории, а определение места своего народа в ойкумене и во всемирной истории. Одновременно взгляд летописца, конечно, был взглядом «изнутри», взглядом русского славянина, смотревшего на мир с позиций славянского (и даже полянского) самосознания (ср. Толстой 1998. С. 431 и сл.).

    Естественно, что взгляд на древних славян со стороны, «извне», с позиций внешнего учебного наблюдателя, был существенно иным: раннесредневековые историки и писатели, свидетельствующие о первом появлении славян в VI в. н.э. – а именно тогда славяне появляются на Дунае, на границах Византии, описывают их передвижения не как направленные от центра к периферии, а наоборот, как направленные от края ойкумены к границам цивилизации. Наиболее ясно представления о происхождении славян изложил готский историк VI в. Иордан (писавший по латыни). Земли, где живут славяне и другие народы, он в соответствии с древней античной традицией именует Скифией. «От истока реки Вистулы (Вислы – В.П.) на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они всё же анзываются склавенами и антами». Склавены живут к западу от Днестра вплоть до Вислы на севере, «анты же, самые могущественные из них, - от Днестра до Днепра, там, где Понтийское море делает дугу» (Свод Т.1. С. 106-109).

    Казалось бы, Иордан даёт готовую схему славянского этногенеза: склавенами или склавинами средневековые авторы – и греческие и латинские – называли славян, анты в источниках VI – начала VII в.в. также считались объединением славянских племён, и оба этих племенных союза составляют объединение венетов, известное где-то на Висле с античных времён – времён Плиния и Тацита, т.е. с начала н.э. Плиний и Тацит помещают венетов (или венедов) среди прочих народов края ойкумены, среди которых им хорошо знакомы сарматы – наследники скифов в степях Европы – и германцы. Тацит свидетельствует о том, что по образу жизни венеты «скорее должны быть отнесены к германцам, поскольку и дома строят, и носят большие щиты, и имеют преимущество в тренированности и быстроте пехоты – это всё отличает их от сарматов, живущих в повозке и на коне» (Свод Т.1. С.39). Из этого можно заключить, что венеты представляли собой особую этническую общность – предков славян: к такому очевидному, на первый взгляд, заключению и пришла отечественная историография уже в эпоху становления исторической науки, начиная с М.В. Ломоносова, который писал о «дальной древности славянского народа», хотя и замечал, что само «имя славенское поздно достигло внешних писателей, и едва прежде Юстиниана великого» (Ломоносов 1766. С.11). Но тот же Ломоносов заметил, что этноним венеты в античной традиции относился не только к жителям бассейна Вислы, но ранее прилагался к жителям совершенно иного – Италийского региона.

    Действительно, имя венеты, венеды, энеты и т.п. восходит ко временам Гомера и оказывается в античной традиции в целом столь же условным, сколь условными стали имена скифов и сарматов, обозначавших в позднеантичной и средневековой традиции разных жителей Восточной Европы – «северных варваров». Можно лишь заключить, что этот традиционный для античной историографии этникон относился к народам, обитавшим к северу за пределами собственно «античного» греко-римского мира. В период великой греческой колонизации так называлось италийское племя в Венетии на Адриатике – от него сохранилось название города Венеция; к тому же этникону восходит и название Вены – римской Виндобоны, известное уже в I в.н.э., когда римские легионы продвинулись на кельтские земли: там была создана провинция Норик, в VI в. заселённая славянами (о чём ещё пойдёт речь ниже). Венетами при Цезаре называли и кельтское население Бретани, а в III в. т.н. Певтингерова карта размещает венедов и венедов-сарматов к северу от Дуная (ср. Свод. Т.1. С.68-69 и обзор в кН.: Милюков 1993. С.229-239, где автор всё же настаивает на славянстве античных венетов) – этникон венеты стал «отодвигаться» к северу вместе с границами Римской империи. Крайние ареалы, где сосредотачиваются топонимы с основой вен/вент, отмечаются на Адриатике и в Прибалтике: таковы река Вента и г. Вентспилс на полуострове Курземе; ещё Клавдий Птоломей называл Венетским залив «Сарматского океана» (Балтийского моря), а венды – жители Курземе – упоминаются в Ливонской хронике Генриха Латвийского (XIII в.). Эти ареалы распологались на крайних точках Янтарного пути, соединяющим в I в.н.э. Прибалтику и Рим: исследователи предполагают, что этникон венеты мог быть занесён в Прибалтику торговцами янтарём, который собирали, по Тациту, их соседи эстии (ср. Щукин 1994. С.224-227).

    Дело здесь не просто в «механическом» перенесении знакомых названий на незнакомые народы таков был научный метод древних и средневековых авторов: благодаря этому методу новые явления включались в традиционную картину мира, систематизировались и усваивались древней и средневековой цивилизацией1.

    1Ср. слова Плиния Старшего («Естественная история», IV, 12, 80-81):

    «К северу от Истра (Дуная – В.П.), вообще говоря, все племена считаются скифскими, но прибрежные местности занимали разные племена, то геты, у римлян называемые даками, то сарматы, или по-гречески, савроматы, и из их числа гамаксобии, или аорсы, то неблагородные, рабского происхождения скифы, то троглодиты, затем аланы и роксоланы… Имя скифов всюду переходит в имена сарматов и германцев» (Подосинов 1999а. С.45).

    Можно считать образцом научной добросовестности античного историка ремарку Тацита о том, что он затрудняется отнести венетов к германцам или сарматам: это были народы края ойкумены, и далее следовали уже «баснословные» геллузии и оксионы, у которых были человеческие головы и туловища зверей, - Тацит отказывается в них верить (Свод Т.1. С.373). Но образцом научного подхода следует признать и заключение Иордана: когда в VI в. на Дунае, на границах цивилизованного мира, появились собственно славяне (склавины и анты) также не относящиеся ни к германцам, ни к сарматам, историк, знакомый с античной традицией, мог с полным основанием соотнести их с венетами.

    Этой добросовестной, но архаичной традиции следуют и многие современные авторы, готовые усматривать не только славян в венетах, но, исходя из этого, отыскивать более древние связи, в частности, между предками славян – праславянами и италийцами и т.д. вплоть до индоевропейской эпохи2. Стало быть, в исследовании славянского этногенеза не обойтись без

    2Это средневековое построение дало жизнь и псевдонаучным «историческим» реконструкциям XVI-XVII в.в., углубляющим историю славянства (венетов/энетов) вплоть до времени Троянской войны и усматривающим в славянах основателей Венеции (см. Мыльников 1996. С.88).

    поисков методических ограничений в использовании источников, прежде всего – источников исторических, ибо лингвистические и археологические материалы дают меньше возможностей для таких ограничений. Данные языка не поддаются абсолютной датировке, особенно когда речь идёт о реконструкции праязыка; тем более мы не можем сказать определённо, когда возник тот или иной этноним. Данные археологии, дающие возможность для абсолютных датировок, как правило «немы» - трудно сказать, на каком языке говорили носители той или иной археологической культуры, если у нас нет синхронных данных исторических источников (ср. из новейших гипотез об этногенезе славян: Трубачёв 1991, с опорой на данные лингвистики, Седов 1994-1995 с опорой на данные археологии). Венеты Тацита или даже скифы (в более архаичных концепциях славянского этногенеза, свойственных уже позднесредневековым европейским и древнерусским книжникам – ср. Степенную книгу XVI в., Густынскую летопись XVII в., «Повесть о Словене и Русе» - потомках Скифа и т.д., ср. Мыльников 1996) могут оказаться только «стартом» для реконструкции праславянской общности на Висле или на Днепре.

    Современные историки и этнологи считают, что говорить о сложении той или иной этнической общности можно тогда, когда у этой общности появляется самоназвание. Именно самоназвание является эксплицитно выраженным свидетельством возникновения этнического самосознания. – сознания принадлежности к одному народу. Славяне называли себя венетами (о единственном возможном исключении см. ниже) – это название, начиная с Иордана, было дано им извне: так, возмоджно, под влиянием античной традиции, их называли германцы, а уже под влиянием германцев – прибалтийские финны. Более того, в собственно славянской – русской фольклорной традиции слова, производные от слова венеды, обозначали чужую далёкую землю, вроде Веденецкой земли в русских былинах (ср. венъдици русской летописи и т.п. – Иванов, Топоров 1980. С.21-22; ср. ниже об этнониме вятичи). Самоназванием славян, известным всем славянским группам, был этноним словене – его и передали авторы VI в. в грецизированной форме склавины/склавены, когда славяне вышли на Дунай, к границам Византии. К первой половине VI в. относятся сведения о славянах греческого историка Прокопия Кесарийского, писавшего о войнах, которые вели «гунны, склавины и анты», обретающиеся за рекой Истр – Дунай (Свод Т.1. С.177: о событиях 237 г.).

    Появление самоназвания как показатель сложившегося самосознания этноса всегда предполагает и осознание иноэтничного и инокультурного – «чужого» - окружения; самоназвание не только не только выделяет собственный народ, но и противопоставляет его другим народам. Характерен в этом отношении сам этноним словене, означающий людей, владеющих словом, членораздельной речью (Иванов, Топоров 1980)3. Речь «чужих» народов считалась непонятной,

    3Поиски начала славянской истории до VI в. приводят к гипотезе об их «анонимности» - отсутствии самоназвания (ибо венеты – это «иноназвание») или использовании (вплоть до XX в.) архаичных самоназваний типа «свой», «местный – тутейший» (ср. Милюков 1993 С.235 324; Трубачёв 1991).

    нечленораздельной и у греков, эллинов, противопоставлявших себя «варварам», чей говор был для

    них невнятным бормотанием. У славян обозначением чужих народов (прежде всего – жителей Европы) служил этноним немцы – их чужая речь была равнозначна немоте. Было бы соблазнительно предположить, опираясь на противопоставление словене - немцы, что самоназвание славян сформировалось до их появления на Дунае в период тесных контактов с готами и другими германцами, продвигавшимися из Повисленья к Северному Причерноморью и на Балканы, на Днепр и тот же Дунай в III в.н.э. (как это делал ещё А. Брюкнер – ср. ЭССЯ Вып.25. Сю104): конечно, язык германцев не был в буквальном смысле «немым» для славян, недаром в их древнем общем языке – праславянском – есть много готских заимствований, в том числе относящихся к важнейшим достижениям культуры: хлеб, плуг, меч, шлем и др., наконец кесарь/цесарь, царь – титул римского (византийского императора, восходящий к имени Цезаря (Фасмер. Т.4. С.290-291). И хотя первое столкновение с германцами в эпоху Великого переселения народов, готского движения на юг могло способствовать возникновению этнонима немцы, остаётся неясным, применялся ли он первоначально только к германцам или ко всем «чужим».

    Другой этникон, которым именовали славяне «чужих», - чудь, что и означало собственно «чужой». Так могли называть мифических великанов-исполинов, допотопных обитателей земли, с которыми часто ассоциировались враждебные племена (у славян – авары-обры, о чём см. ниже), в Начальной же русской летописи этим общим названием именовались неславянские народы, платившие дань Русскому государству, прежде всего – финно-угорские народы. Это наименование прочно удержалось в русской фольклорной традиции: в былине «Как Добрыня чудь покорил», вошедший в «Сборник Кирши Данилова», самое раннее собрание фольклорных текстов (XVIII в.), говорится о том, как богатырь «вырубил чудь белоглазую, прекротил сорочину долгополую, а и тех черкас петигорскиех, и тех калмыков с татарами» - вплоть до чукчей и алюторцев, жителей Чукотки. Эта фольклорная традиция обнаруживает тот же механизм, что и раннеисторическая книжная (в нашем изложении – латинская, свидетельствующая о венетах) – условное племенное название, этникон, переносится на новые народы по мере расселения или государственного освоения новых территорий. Интересно, что в преданиях Русского Севера покорённая чудь ушла под землю – исчезновение автохтонного народа воспроизводит таким образом инвертированный «автохтонный» этногенетический миф (см. об имени «чудь» и т.п. – Агеева 1991). Но продуктивность самого этникона не означает ещё его праславянской древности – «исходного» противопоставления словен чуди.

    Конечно, «иным» народом были для древних славян греки, носители той цивилизации, к богатствам которой так стремились сами славяне и иные «варвары» в эпоху Великого переселения народов. Это противопоставление как бы диктавалось самими греками – архаичное противопоставление эллинов и ромеев варварам давало давало себя знать на протяжении всей средневековой эпохи (славянский язык сравнивается с собачьим лаем в одной из византийских эпиграмм – Бибиков 1999. С.126). И хотя славянские народы, принявшие православное греческое христианство,  относились  к  Slavia Orthodoxa (Р. Пиккио,  Н.И. Толстой)4 и  «Византийскому

    4Условность этого термина, акцентирующего конфессиональные различия в славянском мире, которые стали обострённо ощущаться лишь к XIII в. (см. ниже и статью Б.Н. Флори во второй части тома), позволяет исследователям предлагать иные обозначения славянской историко-культурной общности (Slaviacirillomethodiana, «кириллическая цивилизация» - ср. Турилов 1999 и ниже), которые впрочем, оказываются не менее условными при учёте изменчивости исторических границ, в которых существовала кирилло-мефодиевская традиция.

    сообществу», смотрели как в «зеркало» на византийский образец (Оболенский 1998. С300-301, 400) и кончая славянофилами (И.В. Киреевский) и В.С. Соловьёвым (ср. Соловьёв 1989. Т.2. С.562 и сл.), «национальное» самосознание славянства всегда обострённо реагировало на «национальное высокомерие» греков, начиная со средних веков (ср. Милюков. Т.2. С.562 и сл.), осуждавшими «славолюбие византинизма» как языческий порок. Греки – жители Византийской империи – именовали себя ромеями – «римлянами» претендуя на наследие Римской империи (наименование эллин относилось уже к древним грекам – «язычникам»: в таком значении оно было воспринято и в славянской книжности; в южнославянском фольклоре слово эллины означало, опять-таки, допотопных великанов – ср. выше о чуди). Послам германского императора Оттона I, претендовавшего на наследие «старого» Рима, византийский император Никифор Фока в Константинополе в 968 г. заявил: «Вы – не ромеи, вы лангобарды» (Liut. 181-183; Удальцова 1989. С.261).

    Между тем, подлинные «римляне» именовали греков по-латыни – graeci (этноним, восходящий к имени древнего племени в Эпире); этот этникон – греки – и был воспринят при латинском – провинциально-римском – посредстве славянами (Фасмер. Т.1. С.455; Литаврин 1999. С.596 и сл.), видимо, с соответствующими и весьма прогностическими для будущей древнерусской культуры, негативными коннотациями: «Греки льстивы и до сего дни», - писал Нестор, повторяя общий для средневековья стереотип отношения к византийцам (ср. Оболенский 1998. С.179-180; Литаврин 1986; Ле Гофф 1992. С.133-134) 5. Характерно, что в старославянской и древнерусской

    5Уже персона одного из последних западноримских императоров Антемия (Анфимия, 467-472) вызывала насмешку у римлян, так как он был навязан из Константинополя и сам был греком (ср. «Житие святого Северина». С.130). Почитаемый в Византии и на Руси как страстотерпец император Никифор Фока (см. ниже 4.2.7) получил нелицеприятное описание латынянина – кремонского епископа Лиутпранда: «Греческий (так! – В.П.) царь космат, просто одет, с широкими рукавами, ложится на полу (Никифор так усмирял плоть В.П.), лжив, лукав, немилостив, хитёр, высокомерен, скуп, корыстолюбив, ест лук, чеснок и прас и пьёт помои» - таковы и все жители Константинополя (ср. Сырку 1883. С.52; Liut. 183, 199-200). У Лиутпранда были не только «традиционные, но и актуальные политические основания для такой характеристики: Никифор не мог признать императором германской «Римской» империи недавно короновавшегося Оттона I, а Лиутпранд явился в 968 г. просить руки византийской принцессы для его сына и, естественно, получил отказ. Отказ был мотивирован традиционным для Византии противопоставлением «нового» и «старого» Рима, откуда ещё Константин Великий перенёс не только столицу, но и всю империю – армию и сенат; в старом Риме остались лишь рабы и плебеи (Liut. 167, 260-273; Литаврин 1989а. с.78-79). Сам Никифор, принимая Лиутпранда, издевался над германцами, неспособными к правильной военной тактике (с этим стереотипом византийцы не могли расстаться даже тогда, когда крестоносцы подошли к Константинополю в 1204 г.): им мешает «ненасытность желудков, их бог – чрево, их отвага – хмель, хитрость – пьянство» (Liut. 181-183; Удальцова 1989. С.260-261). Спустя полстолетия другой латинский епископ – Титмар Мерзебургский – обличал в грехах князя Владимира Святославовича, который «похитил» просватанную уже за Оттона III византийскую царевну, а затем сам же напал на «изнеженных данайцев» - греков (ср. ниже 4.2.4). Показательно, что этот стереотип «льстивости» греков свойственен не только средневековью: ср. негативную характеристику Кирилла и Мефодия у известного польского слависта А. Брюкнера, как действовавших в интересах Византии и оторвавших православных славян от западной цивилизации (см. Бернштейн 1984. С.8 и сл.; ср. также о проблеме «отрыва» кирилло-мефодиевской традиции от «классического наследия» Флоровский 1989. С. 5-6; Оболенский 1998. С. 345 и ниже).

    Традиции – включая переводы византийских сочинений – напротив, греки никогда не именуются ромеями, а имя римлянин относится к гражданам собственно Рима и Римской империи до её распада; той исторической вехой, с которой жители Восточной Римской империи стали именоваться в древнерусской традиции греками, стал перенос столицы империи в Константинополь при Константине Великом (ср. Франклин 1983. С.255-257 и ниже – о космографическом введении к ПВЛ).

    Проблема «посредников» - носителей ромейской «имперской идеи», которые передали славянам латинское наименование греки, была наиболее отчётливо поставлена В.Д. Королюком (1985. С.161 и сл). Может быть этникону ромеи – обозначению жителей Ромейской/Римской империи – соответствовал в праславянский период этноним волохи/влахи, как обозначались в общеславянской средневековой традиции все романские народы, от итальянцев до румын (валахов/влахов6). Собственно, этот этноним имел ту же историческую судьбу, что и упомянутый

    6Ср. представления византийских хронистов (Киннам) о том, что балканские влахи переселились из Италии (Литаврин 1999. С.138, ср. С.161).

    этноним венеты и синонимичный ему во многих отношениях этноним галлы (кельты): восходящий к древнему обозначению романизированного кельтского (галльского) племени вольки (volcae), обитавшего на Среднем Дунае, он стал отмечать в целом те же границы расселения галлов-кельтов в пределах Римской империи от Центральной Европы (Валахия) до Франции (Валланд скандинавских средневековых источников) и Британии (Уэльс7; ср. сходное германское

    7Ср. характерную этнонимическую пару гэлы/валлийцы – названия кельтоязычных в прошлом жителей Уэльса.

    обозначение романизированных кельтов - *Walhoz, восходящее к тому же этнониму); Шахматов (1916. С.37) возводил к тойже основе и топоним Волынь, приписывая ему германское происхождение. Напомним, что и этноним словене, самоназвание славян так же закрепился на крайних рубежах их расселения – на Дунае и на Новгородском севере, равно как и данное извне название венды/венеды.

    С волохами/волхами в летописи действительно связан первый исторический конфликт, в который вступают славяне с иным народом. «По мнозех же времянех сели суть словени на Дунаеви, где есть ныне Угорьска земля и Болгарьска» (ПВЛ. С.8). После этого следует описание того, как расселяются славяне, заселившие собственно дунайский бассейн. – морава, чехи, хорваты белые, сербы, хорутане – словенцы Карантании. Затем описывается первое историческое событие в славянской истории: нашествие волхов (волохов) на «словен дунайских». Из-за чинимых волохами насилий славяне стали расселяться к северу и северо-востоку – севшие на Висле прозвались ляхами, «и от тех ляхов прозвашася поляне, ляхове друзии лутичи, ини мазовшане, ини поморяне» и т.д. до Днепра и Волхова. Исследователи, прямо соотносившие летописное повествование с древнейшими известиями о натиске славян на Византию в VI в., считали, что летописные волохи представляют контаминацию трёх понятий: это – древние римляне-ромеи в целом, романоязычное население Византии, в узком смысле предки румын и молдован. (ср. Королюк 1985. С.161-164). Конечно, латиноязычные ромеи – солдаты дунайской границы – могли передать славянам имя греки, а местное романизированноекельтское и гето-дакийское население могло именоваться волохами. Однако ни тех, ни других невозможно представить в качестве «находников» или «насильников» над славянами, пришедшими на Дунай: всё было как раз наоборот, и попытку империи перейти в контрнаступление против славян и аваров в конце VI в. едва ли можно считать успешной – во всяком случае она не привела к отступлению славян из дунайского бассейна. Румынские исследователи (Кондураки, Стефан 1970) считают, что вторжение славян (и аваров) разделило романоязычный мир, романизированное гетто-дакийское население было оттеснено в горы, где сформировались восточно-романские (балканские) влахи. Но волохи русской летописи – это другой народ, претендовавший, на имперское наследие: это франки Карла Великого (и шире – население его империи), действительно подчинившие себе часть дунайских славян уже на рубеже VIII и IX в.в. (см. ниже).

    Существенно при этом, что во всех славянских языках и фольклоре сохранилось название естественного рубежа и государственной границы Римской империи и Византии – имя реки Дунай. Показательно, что само это слово было заимствовано славянами у готов, как и титул кесарь, и заимствование это не было случайным, ибо и для готов Дунай являл собой не только границу цивилизации, но, возможно, обозначал и вожделенную полумифическую страну изобилия, Ойум, описанный уже упомянутым готским историком Иорданом. В эту страну, как рассказывали готы, вёл мост, переброшенный через реку, лишь половина готов смогла пройти по этому мосту, когда он обрушился, и Ойум стал недоступен для людей. Предания о чудесной реке, отделяющей волшебную страну от прочего мира, характерны для средних веков (такие легенды были известны и в Киеве, называющемся также Самбатас, по имени чудесной реки, о чём см. ниже); само название Ойум сближается с наименованием райской земли в славянской традиции – Вырей (Топоров 1984). И для самих греков Дунай (Истр) оказывается «одной из рек, вытекающих из Эдема» - райских садов: «начинаясь на востоке», - писал Лев Диакон (8.1), - она, по неизъяснимой мудрости Создателя скрывается под землёй, а затем бъёт ключём из Кельтских гор (Альпы – В.П.), описывает извилистую линию по Европе и впадает, разделяясь на пять устьев, в Понт, называемый Евксинским». Это описание существенно для нас тем, что греческий историк конца Х в. включил его во вполне исторический контекст войны с Русью Святослава, который хотел утвердиться на этих «райских» берегах (см. ниже). Очевидно, что не случайно наиболее выразительные параллели готским преданиям и византийским представлениям являют традиционные мотивы русских песен о мосте, который ведёт через Дунай и рушится, о райском древе, растущем на Дунае: в хлыстовской песне середины XVIII в. сам Сын Божий призывает «вольных людей на большой корабль […]. Гребите вниз по батюшки по тихому по Дунаю, от краю други до краю до небеснова до раю» (Панченко 1995. С.215-216). У всех славян Дунай – река главных событий традиционной народной жизни, на нём встречаются жених и невеста, это слово просто оказывается припевом русских свободных песен (ср. ЭССД. Т.2).

    Итак, существеннейшей константой общеславянской – праславянской культуры было представление о Дунае как границе par excellence не только между «Славией» и Византией, но и между своим и чужим миром (ср. Нидерле 1956. С.46 и сл.). Эта граница была зафиксирована первыми известиями о славянах: «гунны, склавины и анты, которые обретаются за рекой Истром, недалеко от тамошнего берега», - писал Прокопий Кессарийский (История, V. 27.2). Прокопию вторит автор стихотворной «Франкской космографии» VII в.: «Данубий… даёт пастбища склавам, протекает среди хунов и объединяет винидов» (Свод Т.2. С.399).

    Здесь также употребляются архаичные этниконы8: гунны в это время сошли с исторической

    8Отметим, что самих готов Иордан также называл традиционным и архаичным этниконом, относящимся к фракийскому населению Балкан – геты.

    сцены, но их именем ещё долго называли европейские авторы прочих кочевников, появившихся на Дунае, в том числе болгар и аваров. Виниды франкского автора – явная трансформация древнего этникона венеты; интересно, что у Прокопия упомянуты не венеты, а анты – название, относимое к юго-восточной группировке славян, но имеющее неславянское (иранское или тюркское) происхождение, как и этноним венеты. Очевидно, в винидах и антах франкского и византийского источников следует видеть обозначение каких-то маргинальных, пограничных групп славян: как уже говорилось, немцы называли вендами славян прежде всего лужицких сербов и балтийских славян в средние века: судя по всему, степняки называли соседящих с ними славян антами, германцы (усвоившие латинскую традицию) – венедами, а византийцы использовали самоназвание – склавины (ср. Грушевский 1994. С.173-175).



    Источник: http://ru-mo.ucoz.ru/publ/12
    Категория: Венеты, Венеды, Венды. | Добавил: Яковлев (08.03.2009)
    Просмотров: 3155
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]