Древняя история славян и венедовАлексей Гудзь-Марков
Итак, Айриана-Ваэджа, расположенная на берегах благодатной реки
Вахви-Датия, является древнейшей страной индоевропейцев. После того как
будущие иранцы покинули ее , их путь пролег с севера на юг. У иранцев в
последствии укоренилось понятие того, что юг это то, что впереди, север
всегда позади, запад справа, восток слева. Прежде всего , прото-иранцы,
по пути на юг, достигли провинции Согдианы, расположенной в среднем
течении Амударьи и в нижнем течении реки Зеравшан. Далее прото-иранцы
прошли Маргиану [долина реки Мургаб], Бактрию [верхнее и среднее
течение Амударьи], Нисайю [расположена между руслами рек Амударья и
Теджен]. Достигнув крайнего юга Средней Азии прото-иранцы оказались под
сенью грандиозного горного хребта, с юга гигантским полукругом
охватывающего равнину центра континента. В Афганистан и далее в Иран
прото-иранцы прошли долиной реки Теджен. В верховьях Теджена, в
провинции называемой Ария [Харайва], пришельцам на западе оказалась
доступна страна Канха [Восточный Иран], а на юге открылась провинция
прорезаемая " обильной мостами и переправами " рекой Хаэтумана [р.
Гильменд], впадающей в озеро Кансава. Путь прото-иранцев с равнины
центра континента в Переднюю Азию очерчен материальными памятниками
археологической культуры валиковой керамики XIII-XII вв. до н. э. и
более поздней эпохи XI-VIII вв. до н. э. В последствии на
равнине центра континента веками господствовали индоевропейские
кочевники называемые туранцами, тохарами, киммерийцами, скифами,
сарматами [представители восточной, ираноязычной, группы индоевропейцев
X в. до н. э. - IV в. н. э.]. А западное крыло индоевропейцев?
Многократно накатившись на земли Европы в IV-I тыс. до н. э. предки
будущих кельтов, германцев, балтов, славян, латинян, греков,
иллирийцев, фракийцев обживали полуострова и защищенные горами, лесами
и болотами районы запада и центра континента, сокрытые от бурь столь
часто неистовствующих на громадной равнине центра Евразии. В
заключении главы приведу следующее весьма важное для настоящего
повествования замечание. У индоевропейских народов последних семи
тысячелетий выработан своего рода культурный код. Вне зависимости от
смены эпох и обстоятельств самого разного свойства, от различий в
местоположении (климат, ландшафт, степень коммуникативности и т. д.) и
системах материального и духовного свойства, формирующих бытие народа,
данный код является ярчайшей особенностью, изобличающий отдельный народ
и созданную им археологическую культуру, или цивилизацию, как
индоевропейскую или не индоевропейскую. Наиболее ярким
выражением данного кода, как мне представляется в настоящее время,
является тип орнамента сохраненного керамикой, созданной
представителями городской цивилизации юга Средней Азии V-II тыс. до н.
э. Данные орнаменты нами будут узнаны во всех индоевропейских культурах
и цивилизациях от омываемых океаном скалистых берегов Ирландии до
островов Средиземного моря и до долины реки Инд. Источником же, некогда
породившим и выпестовавшим художественный код, отличающийся симметрией
и тем, что можно назвать гармонией красоты, возведенной в непререкаемый
закон, является центр, или чрево континента, древняя кузница великой
индоевропейской цивилизации. III У
столь глубокого вопроса как история индоевропейских народов и
славянского народа в частности есть по меньшей мере , две крупных грани
- материальная (археология, антропология и иные научные дисциплины ,
рассматривающие конкретные материальные свидетельства жизнедеятельности
народов) и духовная. И нам не следует пренебрегать ни одной из этих
генеральных составляющих, если мы претендуем на объективность. Обратимся
к своду преданий являющихся общими для отдельных индоевропейских
народов. Процесс воссоздания данного пра-свода преданий и пра-пантеона
богов я оставляю за рамками настоящего эссе, ибо это глубокое
исследование, выходящее отдельной книгой, называемой " Индоевропейская
мифология " . Свод пра-преданий индоевропейцев условно можно поделить
на три части: Предания о творении мироздания. 1. Творение (Хаос. Небо и Земля. Воды. Мировая гора.). 2. Рождение и борьба богов (и великанов). 3. Предание об исполине (Пуруша, Имир). Предания , описывающие мироздание. 4. Мировое древо (иерархия богов, география мироздания). 5. Мост (радуга) в иной мир. 6. Река (времени). Вечная жизнь души. Ад и рай (Хель и Вальгалла). Предания о развитии мира богов и людей. 7. Предание о первом человеке. 8. Предание о брате и сестре близнецах и о соблазнении сестрой брата. 9. Предание о создании человека из дерева (дуба). 10. Предание о борьбе за колесницу бога солнца. 11. Предание о трех богинях судьбы. 12. Предание о крылатой собаке и о лунном псе. 13. Предание об Apam Napat и о колодце , из которого вытекает тройной поток. 14. Предание о борьбе бога громовержца со змеем. 15. Предание о божественном напитке (жертвоприношение). 16. Предание о герое (царе) принесшем людям огонь, ремесла, плуг (падение с небес плуга, чаши). 17. Атрибуты богов (молот громовержца, яблоки, колесница бога солнца, волшебный меч, волшебный котел бога кузнеца 18. Предание о Трите (Trita Aptya - спускается в колодец за живой водой, иногда, при этом, его предают два старших брата). 19. Предание о браке короля с лошадью. 20. Предание о хромом козле. 21. Предание о золотом веке, о смене эпох, о грехопадении человечества. 22. Оледенение и потоп. 23. Предание о сне героя, ожидающего решающей схватки. 24. Предание о последнем сражении богов с чудовищами и о гибели мира в огне. 25. Предание о вечном возрождении мира (приход весны) и о двух богах (богинях) попеременно приходящих со сменой зимы и лета. Сформулирую
выводы , касающиеся духовной и материальной эволюции индоевропейской
общности континента. При этом мне придется вновь обратиться к данным
археологии. Для разрешения вопроса снова сошлюсь на свои книги: "
Индоевропейская история Евразии. Происхождение славянского мира " и "
История славян " , изданные в 1995 г. и в 1997 г. В них глубоко
рассмотрены вопросы о которых пойдет речь в заключении. Итак,
около середины IV тыс. до н. э. индоевропейские кочевники покрывают
земли Европы курганными насыпями. [тут уместно сослаться на работу
Монгайта А. Л. " Археология Западной Европы " М., Наука. 1974 г.] Около
рубежа III - II тыс. до н. э. хетты вторгаются в Малую Азию. Около
середины II тыс. до н. э. одним из видимых свидетельств прихода
индоариев в долину Инда является рождение и последующее развитие
Ригведы. В XIII - VII вв. до н. э. новый поток индоевропейских
кочевников, исторгнутой степными просторами центра континента , дарует
Ирану собрание священных книг именуемых Авеста. Анализируя
громадный объем данных по духовному и материальному наследию
индоевропейцев утверждаю, что расцвет их духовного миропонимания
приходится, как минимум, на V - III тыс. до н. э. А эпоха активного
развития духовных воззрений индоевропейского сообщества приходится на
VIII - VI тыс. до н. э. - на период зарождения земледелия,
скотоводства, ремесел [зачатки гончарного, медеплавильного и иных
производств]. В IV - II тыс. до н. э. уже осуществляли
активное расселение из степного чрева евразийского континента на его
периферии, от Скандинавии до долины Инда, и основополагающие
представления о духовном мире были заложены и сформированы ранее. Хотя
процесс развития духовного мировоззрения активно продолжался и в IV -
II тыс. до н. э. и в последствии в I тыс. до н. э. - I тыс. н. э. Но
это уже эпоха обособленного развития отдельных индоевропейских народов
и эпоха углубления разночтений и в их языках, в материальных культурах,
в духовных воззрениях. Ибо условия в Скандинавии, в Греции, Индии и
Иране различны, включая соседей, и это предопределило настоящее
многообразие индоевропейского мира Евразии. Параллели, столь
многочисленные для сводов преданий и для пантеонов отдельных
индоевропейских народов, помогают восстановить древнейшее мировоззрение
индоевропейцев Евразии. Образ Мирового Древа, вмещающий и отображающий
пантеон индоевропейцев, весьма удачен, ибо он позволяет одновременно
анализировать колоссальную по объему информацию. А картина должна быть
единой и на одном листе, иначе ее сложно воспринять. Своего рода
контрольным временем представляется рубеж III - II тыс. до н. э., ибо в
эту эпоху археология свидетельствует о появлении протобалтов в
Прибалтике [создатели археологической культуры шнуровой керамики и
боевых топоров] и хеттов в Малой Азии. Это означает, что параллели
существующие в пантеонах и в сводах преданий балтов, хеттов и иных
индоевропейских народов уже существовали не позже рубежа III - II тыс.
до н. э. Такова глубина духовной индоевропейской культуры. Мощь и
гармония насчитывающей многим более четырех тысячелетий духовной
культуры с ходом времени будет восхищать все более, по мере знакомства
с ней широких кругов людей склонных к осмыслению бытия. V | IV | III | II | I | 0 | I | II | Возвышение городов в Передней и Средней Азии. | Курганы в Европе. | | Хетты. Ригведа. Авеста. Век сожжения. | Эпоха великих реформаций древнейшей прарелигии индоевропейцев. | | | | IV Яркой
особенность славянского мира, и в первую очередь восточного славянства,
является то, что им заняты значительная часть территории некогда
служившая прародиной всем индоевропейским народам континента. Мощь
славянского и производного от него русского языка и всего строя
духовной и материальной культуры опирается и предопределяется
последовательностью культурных эпох глубочайшей древности. Я вновь
сошлюсь на " Индоевропейскую историю Евразии, Происхождение славянского
мира " и на " Историю славян " и приведу схему создававшихся
индоевропейцами археологических культур, заложивших фундамент
славянской общности континента. [ " История славян " , стр. 26]
V-IV тыс. до н.э. | кл. днепро-донецкая+культуры индоевропейских кочевников степей Евразии+городская цивилизация юга Средней Азии и Передней Азии | IV-III тыс. до н.э. | кл. воронковидных кубков | втор. пол. III тыс. до н.э. | кл. шаровидных амфор | рубеж III-II тыс. до н.э. | кл. шнуровой керамики | XVIII-XVI вв. до н.э. | кл. унетицкая | XV-X IV вв. до н.э. | кл. курганных погребений+ кл. тшинецкая-комаровская-сосницкая | кл. лужицкая XII-VIII вв. до н.э. ---> воздействуют германцы | кл. белогрудовская XII-IX вв. до н.э. ---> воздействуют киммерийцы | общеевропейская экспансия создателей кл. полей погребений или погребальных урн XIII-VIII вв. до н.э. | кл. чернолесская X-VII вв. до н.э. ---> воздействуют скифы |
кл. подклошевая V-II вв. до н.э. ---> воздействуют кельты VI-I вв. до н.э. | сколоты VII-III вв. до н.э. ---> воздействуют скифы и сарматы | кл. пшеворская II в. до н.э.-V в. н.э. ---> воздействуют готы I-IV вв. н.э. | кл. зарубинецкая II в. до н.э.-I в. н.э. кл. позднезарубинецкая I в. н.э. кл. черняховская+кл. киевская II-V вв. н.э. кл. колочинская IV-V вв. н.э. ---> воздействуют гунны 375-454 гг. | кл. Прага-Корчак VI-VII вв. н.э. | кл. Прага-Пеньковка VI-VII вв. н.э. | Следует
, заметит, что не все народы создававшие выше приведенные культуры
являлись в чистом виде прото-славянами, но народы создававшие данные
культуры принадлежали к индоевропейской общности и внесли собственный
вклад в процесс сложения и эволюции прото-славянского мира континента,
при этом степень данных вкладов может быть различной. В
XIII-VIII вв. до н. э. цент Европы пережил расцвет и широкое
распространение, вплоть до западного и южного побережий континента,
археологической культуры " Полей погребений или погребальных урн "
.(52) Центром данного эпохального явления явилась " Лукжицкая "
археологическая культура, в XIII-VIII вв. до н. э. развивавшаяся на
части территорий современных Польши, Германии, Чехии и Словакии.
Существуют весьма серьезные основания отождествлять протославян с
создателями " Лужицкой " и тесно с ней связанной, а возможно и
производной, культуры " Полей погребений " . В том случае если данное
утверждений справедливо следует, что в XIII-VIII вв. до н. э.
центральная и западная Европа пережила широчайшую экспансию
прото-славян, иначе называемых - венеды. Многочисленные топонимы,
гидронимы и названия целых областей Европы, таких как провинция Венето
на северо-востоке Италии, указывают на высочайшую степень вероятности
широкого расселения прото-славян, венедов, в XIII-VIII вв. до н. э. на
громадных территориях континента. Во-многом, по-видимому, именно
венедский субстрат центра, запада и юга Европы в I тыс. до н. э.
предопределил и облегчил расселение славян в Центральной, Восточной
Европе и на Балканах, вплоть до Малой Азии, где также представлена
топонимия с корнем - венеды. К месту заметить, что упоминание
автором " Повести временных лет " (59) альпийской провинции Норик имеет
основания весьма вероятно восходящие по крайней мере к XIII-VIII вв. до
н. э. Эпохой сравнительно недавнего доминирования славян на
континенте являются столетия расцвета археологических культур "
Прага-Корчак " [в Центральной Европе] " Прага-Пенковка " [Восточная
Европа] VI-VII вв. до н. э. (4, 5) Именно в этот период времени
германский пресс на славян ослабился из-за массового переселения
германских народов на территорию разгромленной Западной Римской
империи, а тюркский пресс также отступил, обозначив столетний
промежуток между вторжениями в Европу гуннов и еще не подошедших с
востока аваров [обров]. Славяне не приминули воспользоваться
предоставившейся возможностью и сформировали широкую географию
собственного расселения эпохи раннего средневековья. Встает
вопрос о доказательности изложенного. В первой части настоящего эссе
приведены орнаменты, представляющие собой культурный код
индоевропейского мира, по меньшей мере последние семь тысяч лет. На
ряду с данными антропологии во многом именно данный культурный код
является ключем к разгадкам тайн древних эпох, не оставивших письменных
источников информации о собственном происхождении. Орнамент, многие
тысячелетия сохраняемый керамикой, форма керамики и изделий из металла,
камня и иных материалов очень часто оказываются теми летописями которые
повествуют не только о бытие народа но и о его происхождении, родстве и
последующей эволюции. Если мы обратимся к материальным свидетельствам
приведенных в таблице археологических культур то не сможем не заметить
последовательного воспроизводства древнего индоевропейского культурного
кода, характеризующегося ярко выраженной симметрией и геометричность
орнаментации. Вне всякого сомнения , каждая новая эпоха порождала
собственные вариации древнего индоевропейского кода. Это
предопределялось множеством причин, начиная от климата, степени
развития производств и завершая воздействием разнообразных инородных
групп населения. И именно данные вариации в последствии предопределили
настоящее многообразие индоевропейского мира. Процесс эволюции славян
это ярчайшая страница большой индоевропейской истории и уровень
понимания формирования и развития славянской общности во многом зависит
от широты кругозора именно под углом зрения индоевропейской истории в
масштабе всего континента, омываемого четырьмя океанами. На этом
я завершу краткое эссе и выскажу глубокую признательность словенским
авторам выдержавшей несколько изданий на многих европейских языках
книги " Венеды " и изданной наконец на русском языке. Особую симпатию я
испытываю к Юсту Ругелю, словенцу, благодаря инициативе которого
настоящее издание стало возможным. У меня нет сомнений в том, что
сложение усилий большой России и маленькой но прекрасной Словении в
деле исследования древней славянской истории лишь почин к которому в
дальнейшем присоединяться многие славянские интеллектуалы из разных
стран. Скажу более. Именно за славянами будущее в воссоздании древней
индоевропейской истории, то есть истории положенной в основу едва ли не
всех индоевропейских народов. Причина этого в том, что именно славяне,
в значительной мере, оказались восприемниками глубочайшей материальной
и духовной традиции некогда в центре континента сформировавшей большое
индоевропейское сообщество континента. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.pereplet.ru/
Источник: http://majesticarticles.ru/naykaiobrazovanie/obrazovanie/pred/history/02151695.html?page=3 |