Города, племенной символ, территории ободритов
Во
многих источниках говорится, что столицей ободритов был город Велиград
(Рерик) – «Великий город». Впрочем, называть его столицей, наверное, не
совсем точно. Это была не столица государства, т.к. настоящего
государства
ободриты веками не имели и жили чистым родоплеменным строем с не очень
стойкими союзными отношениями между племенами (чаще об ободритах
говорят не
как о государстве, а о протогосударственном образовании). И в Велиграде
находилось городище племенного короля ободритов. Велиградом его
называли
сами славяне; саксы его обозначали (в 995 г.), как Михеленбург; у
хрониста
Адама Бременского говорится о Магнополисе; во всех случаях значение
совпадает – «великий, большой, главный город». Со своей стороны датчане
называли его Рерик (по некоторым данным это слово может происходить от
др.-исл. reyrr – «тростник», по расположению в старой озерной
котловине,
покрытой густыми зарослями тростника, хотя многие ученые в этом
сомневаются); племя ободритов они называли «ререги».
Другой
источник об этом говорит так: «Столицей вендов-ободритов был город,
который
славяне называли Велиград, т.е. «Великий город», у латинских хронистов
он
называется Магнополис, что является калькой предыдущего, у саксов —
Михелинбург (откуда современный «Мекленбург»), у скандинавов -
Микилингард
и, наконец, у датчан — Рерик или Рарог, т.е. «Сокол» », то есть Рерик
или
Рарог – это сокол, а не происходит от слова «тростник». Таким образом,
есть
две версии происхождения датского названия этого города, но многие
источники
упоминают только идентичность датского названия города Рерик (Рарог) с
западнославянским словом «сокол». Первой, «тростниковой», версии не
придерживается почти никто.
Сокол
был племенным символом ободритов.
Согласно
"Баварскому географу" (сер. IX в.), племенной союз ободритов состоял из
четырех союзных племен: вагры (самое западное племя ободритского
союза),
полабы,
собственно ободриты (бодричи) и варновы, или варны, (по р. Варнов).
Каждое из этих
племен управлялось своими вождями (князьями), имело своих богов и
городища.
Наиболее известные городища: у вагров Ольденбург, или по-славянски
Старгард,
резиденция вагрских племенных князей, "civitas maritima", приморское
торговое место, как называет его Адам Бременский, известный
скандинавам, как
Бранденхусе, и он же, возможно, Альдейгьюборг северных саг; в полабов –
Ратцебург (или Рацисбург, по-славянски он же – Ратибор); в земле
ободритов -
Мекленбург-Рерик (Велиград).
(Кстати,
очень интересно то, что А.Ф. Гильфердинг производит слово «вагр» от
санскритского «вагара» - храбрый, удалой. А про варнов он же говорит,
что их
название, может быть, происходило и не от названия реки, а от «варн» -
так
они произносили слово «вран», «ворон».
Как раз название реки может происходить от названия племени - р.
Варнова в
смысле: река варнов.)
Впоследствии территория, подчиненная ободритам, расширилась: при
Никлоте в
ободритский союз были включены хижане (они же кессины) и черезпеняне
(жиржипане или цирципаны). Причем те же хижане на короткие периоды
времени
входили в ободритский союз и при Готшалке, и при Генрихе, но после
этого
каждый раз потом возвращали себе независимость.
Отчасти
поэтому, соответственно, на разных картах границы союзов ободритов и
лютичей
указываются несколько по-разному.
М.
Любавский в кн. «История западных славян» говорит также, что в
ободритский
союз входили еще бытенцы(иногда
их же могут называть бетеничами), жившие к югу от полабов.
Некоторые другие авторы, как было уже ранее сказано в сноске, просто
причисляют бытенцев к полабам, которые, разумеется, входили в
ободритский
союз. При этом А. Гильфердинг добавляет: «Племя это было незначительно,
и
вскоре исчезло, вместе с Смольнянами, в более общем имени Полабцев…».
Еще
одна
причина того, что на разных картах границы союзов ободритов и лютичей
несколько отличаются, - это то, что кроме четырех племен, которые
Гельмольд
относит к ободритскому союзу, рядом с ними жили и еще некоторые
славянские
племена, которые не совсем понятно, можно ли относить так же к
ободритам. В
частности, не понятно, к ободритам или лютичам следует отнести большое
племя
древан, занимавших левый берег Эльбы вплоть до линии Гамбург — Целле —
Брауншвейг — Гельмштедт — Магдебург, а также их соседей линян (глинян),
проживавших на правом берегу Эльбы. Есть у историков и разночтения по
поводу
территорий расселения отдельных племен союза. Например, только что было
сказано (по одному источнику), что древане на юге селились вплоть до
Магдебурга. А на приведенной здесь карте Магдебург – это уже территория
саксов.
Гильфердинг рассказывает в «Истории балтийских славян» (с. 319 – см.
в
том издании книги, ссылка на которое дана в конце этого файла) о
селениях неких славян, которые, по его предположению, назывались
лучанами, в
района Ганновера, который находится примерно на широте Магдебурга, но
западнее. Здесь дело в том, что, как объясняют и тот же Гильфердинг, и
Л. Нидерле в «Славянских
древностях» (книга 1, глава 12), разграничение территорий,
подконтрольных
славянам и саксам, - это одно, а реальные территории, где селились
славяне –
это другое. И Нидерле говорит, что в грамота архиепископа Майнцкого
Луипольда от 1055 года упомянуты славяне, жившие даже неподалеку от
Геттингена (хотя эти места никогда не были подконтрольны ни ободритам,
ни
лютичам). А Геттинген расположен уже довольно далеко на юг от
Магдебурга.
Причем его расположение и заметно западнее тех территорий, где селились
славяне-сербы, по долготе Геттинген находится даже чуть западнее не
только
Люнебурга,
но и Гамбурга, так что вполне возможно, что это были славяне-древане.
Но
если
славянское поселение в окрестностях Геттингена, возможно, было
единичным,
то, как говорит Нидерле, массовое расселение славян все же доходило до
Брауншвейга, а это примерно на широте Магдебурга (чуть севернее), но
западнее.
На
принадлежащих саксам, но заселенных частично славянами территориях в
1007
году было учреждено епископство с центром в Бамберге: «ut paganismus
Sclavorum destrueretur et christiani nominis memoria perpetualiter
inibi
Celebris haberetur» - «Чтобы было ниспровергнуто язычество славян и все
христиане сохранили бы память о знаменитых людях на месте» (Jaffe,
Bibl.
rer. Germ., V, 27; Mon. Boica, XXVIII, 40, 95). Большая часть
епископства
была славянской.
А.Ф. Гильфердинг во второй части «Истории балтийских славян» приводит
целые
списки населенных пунктов в Германии, имеющих искаженные немцами, но
явно
славянские названия, то есть изначально бывших славянскими. Их
множество!
(Также
известно, что жили ободриты, а точнее, вагры, отчасти и в Дании, рядом с
коренным населением этой страны.)
Сами
славяне-ободриты (то есть все, входившие в ободритский союз), возможно,
называли себя словенами.
Правда, это только возможно, но не точно. Более надежно можно сказать
(и об
этом говорит, в частности, А.Ф. Гильфердинг), что то отдельное племя,
возглавлявшее ободритский союз, которое сейчас называют бодричами,
вероятно,
называло себя ререгами, т.е. соколами. Или они могли называть себя
именно
ободритами. Дело в том, что на сегодняшний день достоверно не известно и
есть несколько версий происхождения слова «ободриты». Одна из них – это
то,
что ободриты могли считать себя происходящими от предка Ободра.
Достоверно
известно, что некоторые из западных и восточных славянских племен,
производили свое имя от имени своего легендарного предка, от которого
пошел
их род, например, кривичи – от Крива или поляки – от Ляха, чехи – от
Чеха.
Может быть, так было и у ободритов. В таком случае они могли называть
себя
только ободритами, и название «бодричи», распространившееся сейчас в
России,
неправильное.
Источник: http://agni-vs.narod.ru/History/Istorija_obodritov.htm#5._%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F |