Хронология ободритов в 9 веке 806 г.:
поход франков вместе с саксами и ободритами в Чехию. В ходе войны один
из
чешских князей был убит, земля подверглась традиционному опустошению.
А в
808
году уже ободриты серьезно пострадали от саксов.
Дело
в
том, что еще незадолго до этого, в 799 г., король данов Готфрид Датский
решил напасть на франков.
Но
сперва, как бывало и раньше, он предпочитал действовать чужими руками. И
с
799 г. на прибрежные районы империи начали обрушиваться удары викингов.
Как
писал современник, «даны завели большой флот, приступили к опустошению
Галлии и Германии». Правда, большой флот на самом деле принадлежал не
данам,
а отрядам разбойников всех мастей и всех прибалтийских национальностей.
Но
поддержал и нацелил их против империи франков Готфрид. Ведь его
программа
как раз и предусматривала объединение всех балтийских народов под своей
властью.
Ну
а в
808 г. Готфрид выступил уже самостоятельно.
Заключив
союз с лютичами, глинянами и смольнянами, Готфрид с нескольких
направлений
нанес удар по заключившему союз с Карлом Великим княжеству ободритов.
Его
войско прошло Нордальбингию (к тому времени она была территорией
ободритов),
наголову разгромило ободритов, сжигая их города и селения. Был взят
штурмом
и разрушен город Рерик,
как датчане называли Велиград [13],
а возглавлявший его оборону князь Годолюб, или Годелайб, (в немецкой
транскрипции Годлав) был с помощью хитрости захвачен в плен и повешен.
Датчанами и лютичами были взяты еще несколько городов ободритов. Как
сообщают франкские хроники, были обложены данью две области ободритов.
(Или,
как говорит Гильфердинг: «… и большая часть Бодрицкой земли (две трети
её,
по словам немецкого летописца) обязалась платить дань Датскому
государю».)
Император, узнав о нападении, срочно отправил на помощь
союзникам войско под
командованием Карла Юного. Оно опустошило земли глинян и смольнян,
выбило
датчан из Нордальбингии, но спасти ободритов не смогло. Их великий
князь
Дражко боролся в течение двух лет, потом вынужден был бежать куда-то к
соседям, где и был убит (по другим данным: был
убит
в 809 г. в своей резиденции в
Рерике людьми Готфрида)
А
силы Ободритского
государства в результате войны были подорваны.
С
Готфридом начались мирные переговоры, однако по сути и он, и император
лишь
тянули время, наращивая силы. Готфрид готовил новое вторжение, но в
810 г.
был внезапно убит своим телохранителем — то ли сработала агентура
Карла, то
ли имели место внутренние дворцовые интриги или личная месть, поскольку
жестокий король многим успел насолить. И широкомасштабная война не
состоялась.
Франки заключили мир с новым датским королем. Правда, лютичи продолжили
войну одни, захватив крепость в Саксонии. Но вскоре (в 811—812 гг.)
против
них франками были предприняты два похода. В
первом франки отбили и восстановили взятую ими
крепость, во втором нанесли решительное поражение и взяли заложников.
В
итоге
всех этих событий Карл решил просто отгородиться от беспокойного
севера.
Отбитую у датчан Нордальбингию
(в которой, кстати, ободриты за несколько лет владения ею, в частности,
создали селение, с которого начался нынешний город Гамбург) он
больше славянам не вернул, а оставил под
своей властью и заложил здесь пограничный укрепленный район.
(Саксы
в
конце концов потеряли независимость и вошли в состав империи Карла. И в
дальнейшем в ней оставались.
А
про
отношение Карла Великого к славянам пишет А.П. Левандовский: «Подводя
итоги
франко-славянским отношениям в 70—90-е годы VIII века, приходится
констатировать, что никакой агрессии со стороны Карла, никаких попыток
утвердиться в славянских землях, включить их в состав государства
франков,
мы не видим, источники не дают ни малейшей возможности утверждать
что-либо
в этом роде. Вспомним: каждый раз, когда Карл покорял новую страну, он
начинал с того, что подводил ее под свою административную систему:
делил на
графства и во главе их ставил своих приближенных. А если покоряемый
народ
был языческим, то этому сопутствовала обязательная христианизация.
Ничего
подобного в землях полабских славян не имело места. Победитель не
только не
отнимал, но, напротив, сам иногда давал (Паннонию, Нордальбингию). И во
всем
этом нет ничего удивительного: свое универсальное государство, свой
«Град
Божий» на земле, Карл строил исключительно на основе
романо-германского
единства, используя все остальное лишь как средство».
(Правда,
интересующимся
можно еще сказать, что явно другую, чем у Левандовского, интерпретацию
действий Карла относительно славян можно прочитать у Гильфердинга.)
В
некоторых файлах Интернета можно встретить даже такую информацию, что
дружественное отношения Пипина и Карла к ободритам объясняется тем, что
еще
Пипин Короткий был женат на ободритской княжне, а Карл Великий был,
соответственно, сам ободритом по матери. Но на самом деле вот уже эта
информация о происхождении Карла является фантастической байкой. В
действительности жена Пипина Короткого – Берта, или Бертрада, Ланская
или
Лаонская, дочь графа Калиберта Лаонского. Может быть, от того, что
слова
Ланской, Ланская похожи на славянскую фамилию, и возникла
эта байка.
Но в действительности здесь Ланской (Лаонский) означает место, где
располагались владения графов Ланских – город Лаон на территории
современной
Франции. И отношение Пипина и Карла к ободритам диктовалось не этим.)
Но,
впрочем, ободритское государство продолжало существовать и после того.
После
разрушения 808 года Велиград был отстроен заново и остался столицей
ободритов. Хотя до разрушения он был процветающим торговым центром, а
после
него такого большого торгового значения он больше никогда не получил.
Ободритское государство было ослаблено, но постепенно стало
усиливаться. В
частности, забегая несколько вперед во времени, можно сказать, что в
866 г.
Ксантенские анналы сообщают, подразумевая ободритов: «В этом году
язычники
сильно разорили остальную Фрисландию…».
Как
уже
упоминалось здесь, вероятно, с 795 по 809 г. ободритами правил король
Траскон (а скорее всего его звали все же Траско или Дражко – без «н» на
конце), а после него и по 830 г. – Гедрах (он же Годрах или Цедраг или
Чедраг).
Причем
известно, что восшествие на королевский престол Гедраха-Цедрага было
связано
с некоторыми сложностями. Судя по «Анналам королевства франков», после
смерти Траско королем ободритов стал его брат Славомир. Но франки
приказали
ему разделить власть с Цедрагом, сыном Траско (поскольку ободриты были
вассалами франков, то последние могли влиять на то, кто у ободритов
будет, а
кто не будет королем; и подобное описанному повторилось еще и позже –
об
этом будет сказано далее). Причем в «Анналах королевства франков»
упоминается: «817. ...Причиной отпадения [ободритов] было то, что
королевскую власть, которой Славомир после смерти Траско до сих пор
один
обладал над ободритами, ему было приказано разделить с Цедрагом, сыном
Траско. И это его так сильно озлобило, что он заявил, будто никогда
больше
не переправится через Эльбу и не явится во дворец» (то есть во дворец
императора франков). Причем этот инцидент произошел только в 817
году. То есть после смерти Дражко восемь лет королем ободритов был
Славомир и только в 817 г. пришел приказ о разделении власти. В
результате
хотя, как и было приказано, Цедраг пришел к власти у ободритов.
Славомир попытался отомстить франкам, пошел на них войной, а точнее
тотчас
же отправил посольство в Данию и уговорил датчан послать войско в
Нордальбингию. Объединенное датско-ободритское войско вторглось в
Нордальбингию, осадили город Эзесфельдобург, но не смогли его взять.
Тем
дело и кончилось в 818 году. Тогда же
Славомир
в конце концов попал в руки франков, и вместо разделения власти с
Цедрагом,
подвергся их суду. Есть данные, по которым после этого Славомир как
заложник
еще какое-то время прожил у франков и даже перед смертью вроде бы
принял
крещение.
Гильфердинг
говорит о событиях 822 года, что тогда ободриты и лютичи отправили к
императору франков послов (также были послы от других славянских
народов и
от данов) на сейм, созванный в конце года во Франкфурте. «Послы
Бодричей и
Велетов явились к императору, вероятно, с обоюдными жалобами, и просили
его
посредничества, как бывало при Карле Великом. Между обоими племенами
произошла война, в это ли именно время, или несколько прежде –
неизвестно.
Летописец, по-видимому, указывает на то, что в ней участвовали
преимущественно восточные ветви Бодричей, непосредственные соседи
Велетов.
Впрочем, об этой войне мы знаем только, что в ней погиб в битве великий
князь велетский, Люб». И нельзя сказать точно, когда он погиб, но точно
раньше мая 823 года.
Гильфердинг
говорит о дальнейшем времени правления Чедрага, как о времени
укрепления
независимости ободритов и появления зачатков единодержавной власти. Но
со
смертью Чедрага и эти зачатки единодержавия ушли в прошлое.
Это
был период, когда норманны беспокоили франков, нападая на города и
грабя их.
Иногда к ним присоединялись славяне. Так, например, в 841-842 г.
морские
разбойники вдруг явились под Гамбург, осадили и взяли его его. Кем были
эти
разбойники – достоверно неизвестно. Большая часть жителей города была
умерщвлена. Город был разграблен и подожжен. Легенды приписывают это
нападение славянам. В реальности инициатива в нападении на Гамбург,
возможно
принадлежала норманнам, но славяне-ободриты в этом деле тоже, видимо,
участвовали.
В
это
время ободриты имели полную независимость от франков. Но закрепиться в
Нордальбингии ободриты не смогли, эта территория осталась за франками.
Как
сказано в Фульдских анналах, в 844 г. Людовик Немецкий
(восточнофранкский
король)
«усмирил» ободритов, пойдя на них войной и убив их короля
Гостомысла. Землей же их и народом,
который бог сделал ему подвластным, он распорядился через князей.
(Annales
Fuldenses. Hannoverae, 1891. P. 35, пер. В. К. Ронина).
Таким
образом, здесь уже было сказано и про правление Гостомысла с 830 по 844
г.
Но после этого начинаются некоторые неясности.
И
можно
выделить целых три версии по поводу того, кто правил ободритами после
Гостомысла.
Одна
версия соответствует тому, что говорится в Фульдских анналах. Причем
это, в
сущности, даже не версия, а достоверно известные факты.
Достоверно известен факт, что в 844 г. Людовик Немецкий актом устранил
верховную власть ободритского короля – верховную власть племенного
союза
ободритов – и утвердил многовластие в лице duces – князей отдельных
племен,
входивших в ободритский союз. (Впрочем, продержалось это многовластие
не
очень долго.)
В
этот
период Ободритское государство отчасти утратило независимость и его
называют
периодом саксонского завоевания. Продлилось оно долго, больше столетия,
с
844 по 982 гг. В том числе в 936 г. на землях ободритов была образована
марка графов Биллунгов
и просуществовала до 982 г. (Карту Германской империи и образованных
германцами в
IX-Х
вв. на славянских землях марок см.
здесь.)
Судя
по
хроникам тех времен, ободриты неоднократно пытались восставать против
власти
франков, но сил на то, чтобы сбросить с себя их власть, сначала не
хватало.
Уже
в 845 году ободриты вместе с датчанами снова разграбили Гамбург, но
дальше
этого опять дело не пошло. Потом какие-то действия славян вынудили
германцев
послать против ободритов и глинян войско в июле 858 г. Потом, как
говорит
Гильфердинг «В 862 г. Германия опять вооружается против них. Ведет
войска в
этот раз сам король Людовик; он идет с ратью на Бодрицкого князя
Добемысла,
о котором ничего другого мы, впрочем, не знаем. Летопись,
составлявшаяся в
немецком монастыре Фульде, повествует именно, что король, предприняв
поход
против Бодричей, принудил их мятежного князя Добемысла покориться ему и
дать
ему, в числе других заложников, своего собственного сына» Впрочем,
далее
Гильфердинг далее упоминает, что другая средневековая летопись говорит
об
этом походе Людовика несколько иначе: «Поход ему не посчастливился: он
потерял некоторых из знатнейших лиц своего войска, не имел никакого
успеха и
возвратился в Германию, удовольствовавшись тем, что ему дали каких-то
заложников» (с. 302-303). И Гильфердинг считает, что объективным
является
именно второй вариант описания этого похода.
Впрочем,
в начале саксонского завоевания ободритов (и долгое время) оно имело
такой
характер, что ободриты платили дань саксам, и дань эта, видимо, была не
малой – даже Гельмольд в «Славянской хронике» не раз говорит про
жадность
саксов. Но почти во всем остальном они в то же время сохраняли
самостоятельность – наподобие того, как было при татаро-монгольском иге
на
Руси.
(Причем, если исходить из того, что говорит Гильфердинг, может быть,
после
862 г. они в течение какого-то периода и дань не платили.) В
том числе, несмотря на власть саксов, многовластие в ободритских
землях продержалось не долго, и
уже в 862 г., если не раньше, у них появился новый единый король
Табемысл. А.Ф.
Гильфердинг говорит даже то, что после неудачной попытки германцев
«усмирить» ободритов в 862 году и вплоть до 919 года ободриты были
полностью
независимы, с 875 г. они уже стали сами напирать на саксов и селиться
на
левом (западном) берегу Эльбы (с. 344), а с 877 по 919 гг. германцы,
видимо,
даже почти не делали попыток покорить их. При этом был такой факт: «В
880
году Норманны устремились на Германию с особенной яростью и ударили на
нее в
двух местах: на Шельде и на Эльбе. На Шельде, в Нидерландах, они были
отбиты; но в земле Саксов (вероятно в Нордальбингии) удальцы севера
одержали
одну из самых славных своих побед (2 февраля). Поражение Саксов было
полное;
несколько столетий жило о нем воспоминание. Оружие Норманнов и
неожиданно
выступившая из берегов своих река (без сомнения, Эльба) уничтожили все
войско Саксов. … В этой великой победе участвовали и Славяне – без
сомнения
ближайшие к Саксам и Датчанам, Бодричи и Лютичи». Потом, согласно
средневековой летописи (Ann.
Hildesheim.
902 (M.
G.
III,
50)), в 902 г. славяне опустошили Саксонию (какие славяне это были,
летопись
не говорит, но, вполне возможно, это были либо лютичи, либо ободриты.
Вторая
версия заключается в том, что… во-первых, надо сказать, что именно в то
время, в середине IX века по соседству с ободритами проживал некто
Рёрик
Ютландский.
И
по
третьей же версии, основывающейся на сведениях из
Ксантенских анналов, в 845 г. некто Рёрик был королем
вендов-ободритов. Как отмечают историки, Рёрик Ютландский действительно
охранял земли ободритов от набегов шведов, норвежцев и датчан; человек с
такой репутацией мог бы стать королем ободритов, тем более, если бы он
отчасти имел и ободритскую кровь, а историки говорят, что и это как раз
возможно. Есть и другие факты, свидетельствующие о том, что это мог
быть
один и тот же человек.
Но,
как
уже говорилось выше, Рёрик мог быть и не обязательно королем всех
ободритов,
а только князем одного племени ободритов (бодричей) или князем вагров.
Хотелось
бы рассказать о Рёрике и событиях во время его периода правления
поподробнее, но информации очень мало. Единственное, что можно сказать,
это
то, что, судя по тем же Ксантенским анналам, в 866 году ободриты
разорили
Фрисландию. Но, кстати, ни норманна Рёрика, ни Рёрика короля ободритов
Ксантенские анналы, рассказывая об этом событии, не упоминают. Почему?
Не
потому ли, что фактически Рёрика в то время уже не было в Ободритском
государстве, т.к. он с 862 г. был на Руси?
Впрочем,
между этими двумя версиями даже нет явного противоречия Получается так.
До
844 г. ободритами правил Гостомысл. В 862 г. ими, вероятно, правил
Табемысл,
а очень скоро после него ими правил Мистевой I, который уже умер в 865
или
869 гг. Может быть, Рёрик правил ободритами с 845 (или 844) и до 862
гг.,
поэтому нет никаких упоминаний о Табемысле в этот период. А уже после
отплытия Рёрика на Русь у ободритов, видимо, последовало короткое
правление
Табемысла.
Третья
версия событий – это, в сущности, только небольшое дополнение:
«И.Хемнитц,
И.Хюбнер, С.Бухгольтц в один голос рассказывают о сыне Гостомысла
Табемысле,
который до 862 года продолжал сопротивление Людовику Немецкому. Но по
одним
источникам он был убит, по другим — правил после 862 года» (В.
Меркулов. «Варяго-русский
вопрос в немецкой историографии первой половины XVIII века»). То есть
Табемысл в средневековых летописных источниках упоминается единственный
раз
при рассказе о событиях 862 года. Правил ли он ободритами до того, мы
не
знаем. Но, возможно, в том же году он был и убит.
О трех
следующих королях ободритов Мистевое
I
(ум. в 865 или 869 г.), Ариберте
III
(ум. в 888 г.) и Виславе (ум. в 934 г.), кроме того, что уже было
сказано
про годы вплоть до 880-го и 902-го, трудно сказать что-то еще.
Недостаточно
информации.
Источник: http://agni-vs.narod.ru/History/Istorija_obodritov.htm#5._%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F |