Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Расселение и войны славян [59]
    Славянские языки и письмо [35]
    Творчество славянских народов [34]
    Славные славяне [8]
    Источники о славянах и русах [24]
    Образование славянских государств [51]
    Историческая реконструкция [20]
    Любор Нидерле [21]
    Верования, обряды, обычаи [38]
    Славянская прародина [21]
    Предшественники славян [29]
    Материалы по личности Рюрика [12]
    Древние русы, руги, росы и другие [9]
    Венеты, Венеды, Венды. [13]
    Ободриты [8]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 24.11.2024, 01:10

    Главная » Статьи » История славянской культуры » Ободриты

    Хронология ободритов в 9 веке
    Хронология ободритов в 9 веке

    806 г.: поход франков вместе с саксами и ободритами в Чехию. В ходе войны один из чешских князей был убит, земля подверглась традиционному опустошению.

     

    А в 808 году уже ободриты серьезно пострадали от саксов.

    Дело в том, что еще незадолго до этого, в 799 г., король данов Готфрид Датский решил напасть на франков.

    Но сперва, как бывало и раньше, он предпочитал действовать чужими руками. И с 799 г. на прибрежные районы империи начали обрушиваться удары викингов. Как писал современник, «даны завели большой флот, приступили к опустошению Галлии и Германии». Правда, большой флот на самом деле принадлежал не данам, а отрядам разбойников всех мастей и всех прибалтийских национальностей. Но поддержал и нацелил их против империи франков Готфрид. Ведь его программа как раз и предусматривала объединение всех балтийских народов под своей властью.

    Ну а в 808 г. Готфрид выступил уже самостоятельно.

    Заключив союз с лютичами, глинянами и смольнянами, Готфрид с нескольких направлений нанес удар по заключившему союз с Карлом Великим княжеству ободритов. Его войско прошло Нордальбингию (к тому времени она была территорией ободритов), наголову разгромило ободритов, сжигая их города и селения. Был взят штурмом и разрушен город Рерик, как датчане называли Велиград [13], а возглавлявший его оборону князь Годолюб, или Годелайб, (в немецкой транскрипции Годлав) был с помощью хитрости захвачен в плен и повешен [14]. Датчанами и лютичами были взяты еще несколько городов ободритов. Как сообщают франкские хроники, были обложены данью две области ободритов. (Или, как говорит Гильфердинг: «… и большая часть Бодрицкой земли (две трети её, по словам немецкого летописца) обязалась платить дань Датскому государю».) Император, узнав о нападении, срочно отправил на помощь союзникам войско под командованием Карла Юного. Оно опустошило земли глинян и смольнян, выбило датчан из Нордальбингии, но спасти ободритов не смогло. Их великий князь Дражко боролся в течение двух лет, потом вынужден был бежать куда-то к соседям, где и был убит (по другим данным: был убит в 809 г. в своей резиденции в Рерике людьми Готфрида).[15] А силы Ободритского государства в результате войны были подорваны.

    С Готфридом начались мирные переговоры, однако по сути и он, и император лишь тянули время, наращивая силы. Готфрид готовил новое вторжение, но в 810 г. был внезапно убит своим телохранителем — то ли сработала агентура Карла, то ли имели место внутренние дворцовые интриги или личная месть, поскольку жестокий король многим успел насолить. И широкомасштабная война не состоялась. Франки заключили мир с новым датским королем. Правда, лютичи продолжили войну одни, захватив крепость в Саксонии. Но вскоре (в 811—812 гг.) против них франками были предприняты два похода. В первом франки отбили и восстановили взятую ими крепость, во втором нанесли решительное поражение и взяли заложников.

     

    В итоге всех этих событий Карл решил просто отгородиться от беспокойного севера. Отбитую у датчан Нордальбингию (в которой, кстати, ободриты за несколько лет владения ею, в частности, создали селение, с которого начался нынешний город Гамбург) он больше славянам не вернул, а оставил под своей властью и заложил здесь пограничный укрепленный район.

    (Саксы в конце концов потеряли независимость и вошли в состав империи Карла. И в дальнейшем в ней оставались.

    А про отношение Карла Великого к славянам пишет А.П. Левандовский: «Подводя итоги франко-славянским отношениям в 70—90-е годы VIII века, приходится констатировать, что никакой агрессии со стороны Карла, никаких попыток утвердиться в славянских землях, включить их в состав госу­дарства франков, мы не видим, источники не дают ни ма­лейшей возможности утверждать что-либо в этом роде. Вспомним: каждый раз, когда Карл покорял новую страну, он начинал с того, что подводил ее под свою администра­тивную систему: делил на графства и во главе их ставил своих приближенных. А если покоряемый народ был язы­ческим, то этому сопутствовала обязательная христианиза­ция. Ничего подобного в землях полабских славян не име­ло места. Победитель не только не отнимал, но, напротив, сам иногда давал (Паннонию, Нордальбингию). И во всем этом нет ничего удивительного: свое универсальное государство, свой «Град Божий» на земле, Карл строил исклю­чительно на основе романо-германского единства, исполь­зуя все остальное лишь как средство».

    (Правда, интересующимся можно еще сказать, что явно другую, чем у Левандовского, интерпретацию действий Карла относительно славян можно прочитать у Гильфердинга.)

    В некоторых файлах Интернета можно встретить даже такую информацию, что дружественное отношения Пипина и Карла к ободритам объясняется тем, что еще Пипин Короткий был женат на ободритской княжне, а Карл Великий был, соответственно, сам ободритом по матери. Но на самом деле вот уже эта информация о происхождении Карла является фантастической байкой. В действительности жена Пипина Короткого – Берта, или Бертрада, Ланская или Лаонская, дочь графа Калиберта Лаонского. Может быть, от того, что слова Ланской, Ланская похожи на славянскую фамилию, и возникла эта байка. Но в действительности здесь Ланской (Лаонский) означает место, где располагались владения графов Ланских – город Лаон на территории современной Франции. И отношение Пипина и Карла к ободритам диктовалось не этим.)

     

    Но, впрочем, ободритское государство продолжало существовать и после того.

     

    После разрушения 808 года Велиград был отстроен заново и остался столицей ободритов. Хотя до разрушения он был процветающим торговым центром, а после него такого большого торгового значения он больше никогда не получил.

    Ободритское государство было ослаблено, но постепенно стало усиливаться. В частности, забегая несколько вперед во времени, можно сказать, что в 866 г. Ксантенские анналы сообщают, подразумевая ободритов: «В этом году язычники сильно разорили остальную Фрисландию…».

     

    Как уже упоминалось здесь, вероятно, с 795 по 809 г. ободритами правил король Траскон (а скорее всего его звали все же Траско или Дражко – без «н» на конце), а после него и по 830 г. – Гедрах (он же Годрах или Цедраг или Чедраг).

    Причем известно, что восшествие на королевский престол Гедраха-Цедрага было связано с некоторыми сложностями. Судя по «Анналам королевства франков», после смерти Траско королем ободритов стал его брат Славомир. Но франки приказали ему разделить власть с Цедрагом, сыном Траско (поскольку ободриты были вассалами франков, то последние могли влиять на то, кто у ободритов будет, а кто не будет королем; и подобное описанному повторилось еще и позже – об этом будет сказано далее). Причем в «Анналах королевства франков» упоминается: «817. ...Причиной отпадения [ободритов] было то, что королевскую власть, которой Славомир после смерти Траско  до сих пор один обладал над ободритами, ему было приказано разделить с Цедрагом, сыном Траско. И это его так сильно озлобило, что он заявил, будто никогда больше не переправится через Эльбу и не явится во дворец» (то есть во дворец императора франков). Причем этот инцидент произошел только в 817 году. То есть после смерти Дражко восемь лет королем ободритов был Славомир и только в 817 г. пришел приказ о разделении власти. В результате хотя, как и было приказано, Цедраг пришел к власти у ободритов. Славомир попытался отомстить франкам, пошел на них войной, а точнее тотчас же отправил посольство в Данию и уговорил датчан послать войско в Нордальбингию. Объединенное датско-ободритское войско вторглось в Нордальбингию, осадили город Эзесфельдобург, но не смогли его взять. Тем дело и кончилось в 818 году. Тогда же Славомир в конце концов попал в руки франков, и вместо разделения власти с Цедрагом, подвергся их суду. Есть данные, по которым после этого Славомир как заложник еще какое-то время прожил у франков и даже перед смертью вроде бы принял крещение.

    Гильфердинг говорит о событиях 822 года, что тогда ободриты и лютичи отправили к императору франков послов (также были послы от других славянских народов и от данов) на сейм, созванный в конце года во Франкфурте. «Послы Бодричей и Велетов явились к императору, вероятно, с обоюдными жалобами, и просили его посредничества, как бывало при Карле Великом. Между обоими племенами произошла война, в это ли именно время, или несколько прежде – неизвестно. Летописец, по-видимому, указывает на то, что в ней участвовали преимущественно восточные ветви Бодричей, непосредственные соседи Велетов. Впрочем, об этой войне мы знаем только, что в ней погиб в битве великий князь велетский, Люб». И нельзя сказать точно, когда он погиб, но точно раньше мая 823 года.

    Гильфердинг говорит о дальнейшем времени правления Чедрага, как о времени укрепления независимости ободритов и появления зачатков единодержавной власти. Но со смертью Чедрага и эти зачатки единодержавия ушли в прошлое.

     

     

    Это был период, когда норманны беспокоили франков, нападая на города и грабя их. Иногда к ним присоединялись славяне. Так, например, в 841-842 г. морские разбойники вдруг явились под Гамбург, осадили и взяли его его. Кем были эти разбойники – достоверно неизвестно. Большая часть жителей города была умерщвлена. Город был разграблен и подожжен. Легенды приписывают это нападение славянам. В реальности инициатива в нападении на Гамбург, возможно принадлежала норманнам, но славяне-ободриты в этом деле тоже, видимо, участвовали.

    В это время ободриты имели полную независимость от франков. Но закрепиться в Нордальбингии ободриты не смогли, эта территория осталась за франками.

    Как сказано в Фульдских анналах, в 844 г. Людовик Немецкий (восточнофранкский король) [16] «усмирил» ободритов, пойдя на них войной и убив их короля Гостомысла. Землей же их и народом, который бог сделал ему подвластным, он распорядился через князей. (Annales Fuldenses. Hannoverae, 1891. P. 35, пер. В. К. Ронина).

    Таким образом, здесь уже было сказано и про правление Гостомысла с 830 по 844 г. Но после этого начинаются некоторые неясности.

    И можно выделить целых три версии по поводу того, кто правил ободритами после Гостомысла.

    Одна версия соответствует тому, что говорится в Фульдских анналах. Причем это, в сущности, даже не версия, а достоверно известные факты.

    Достоверно известен факт, что в 844 г. Людовик Немецкий актом устранил верховную власть ободритского короля – верховную власть племенного союза ободритов – и утвердил многовластие в лице duces – князей отдельных племен, входивших в ободритский союз. (Впрочем, продержалось это многовластие не очень долго.)

    В этот период Ободритское государство отчасти утратило независимость и его называют периодом саксонского завоевания. Продлилось оно долго, больше столетия, с 844 по 982 гг. В том числе в 936 г. на землях ободритов была образована марка графов Биллунгов[17] и просуществовала до 982 г. (Карту Германской империи и образованных германцами в IX-Х вв. на славянских землях марок см. здесь.)

    Судя по хроникам тех времен, ободриты неоднократно пытались восставать против власти франков, но сил на то, чтобы сбросить с себя их власть, сначала не хватало.

    Уже в 845 году ободриты вместе с датчанами снова разграбили Гамбург, но дальше этого опять дело не пошло. Потом какие-то действия славян вынудили германцев послать против ободритов и глинян войско в июле 858 г. Потом, как говорит Гильфердинг «В 862 г. Германия опять вооружается против них. Ведет войска в этот раз сам король Людовик; он идет с ратью на Бодрицкого князя Добемысла, о котором ничего другого мы, впрочем, не знаем. Летопись, составлявшаяся в немецком монастыре Фульде, повествует именно, что король, предприняв поход против Бодричей, принудил их мятежного князя Добемысла покориться ему и дать ему, в числе других заложников, своего собственного сына» Впрочем, далее Гильфердинг далее упоминает, что другая средневековая летопись говорит об этом походе Людовика несколько иначе: «Поход ему не посчастливился: он потерял некоторых из знатнейших лиц своего войска, не имел никакого успеха и возвратился в Германию, удовольствовавшись тем, что ему дали каких-то заложников» (с. 302-303). И Гильфердинг считает, что объективным является именно второй вариант описания этого похода.

    Впрочем, в начале саксонского завоевания ободритов (и долгое время) оно имело такой характер, что ободриты платили дань саксам, и дань эта, видимо, была не малой – даже Гельмольд в «Славянской хронике» не раз говорит про жадность саксов. Но почти во всем остальном они в то же время сохраняли самостоятельность – наподобие того, как было при татаро-монгольском иге на Руси. (Причем, если исходить из того, что говорит Гильфердинг, может быть, после 862 г. они в течение какого-то периода и дань не платили.) В том числе, несмотря на власть саксов, многовластие в ободритских землях продержалось не долго, и уже в 862 г., если не раньше, у них появился новый единый король Табемысл. А.Ф. Гильфердинг говорит даже то, что после неудачной попытки германцев «усмирить» ободритов в 862 году и вплоть до 919 года ободриты были полностью независимы, с 875 г. они уже стали сами напирать на саксов и селиться на левом (западном) берегу Эльбы (с. 344), а с 877 по 919 гг. германцы, видимо, даже почти не делали попыток покорить их. При этом был такой факт: «В 880 году Норманны устремились на Германию с особенной яростью и ударили на нее в двух местах: на Шельде и на Эльбе. На Шельде, в Нидерландах, они были отбиты; но в земле Саксов (вероятно в Нордальбингии) удальцы севера одержали одну из самых славных своих побед (2 февраля). Поражение Саксов было полное; несколько столетий жило о нем воспоминание. Оружие Норманнов и неожиданно выступившая из берегов своих река (без сомнения, Эльба) уничтожили все войско Саксов. … В этой великой победе участвовали и Славяне – без сомнения ближайшие к Саксам и Датчанам, Бодричи и Лютичи». Потом, согласно средневековой летописи (Ann. Hildesheim. 902 (M. G. III, 50)), в 902 г. славяне опустошили Саксонию (какие славяне это были, летопись не говорит, но, вполне возможно, это были либо лютичи, либо ободриты.

     

    Вторая версия заключается в том, что… во-первых, надо сказать, что именно в то время, в середине IX века по соседству с ободритами проживал некто Рёрик Ютландский.

    И по третьей же версии, основывающейся на сведениях из Ксантенских анналов, в 845 г. некто Рёрик был королем вендов-ободритов. Как отмечают историки, Рёрик Ютландский действительно охранял земли ободритов от набегов шведов, норвежцев и датчан; человек с такой репутацией мог бы стать королем ободритов, тем более, если бы он отчасти имел и ободритскую кровь, а историки говорят, что и это как раз возможно. Есть и другие факты, свидетельствующие о том,  что это мог быть один и тот же человек.

    Но, как уже говорилось выше, Рёрик мог быть и не обязательно королем всех ободритов, а только князем одного племени ободритов (бодричей) или князем вагров.

    Хотелось бы рассказать о Рёрике и событиях во время его периода правления поподробнее, но информации очень мало. Единственное, что можно сказать, это то, что, судя по тем же Ксантенским анналам, в 866 году ободриты разорили Фрисландию. Но, кстати, ни норманна Рёрика, ни Рёрика короля ободритов Ксантенские анналы, рассказывая об этом событии, не упоминают. Почему? Не потому ли, что фактически Рёрика в то время уже не было в Ободритском государстве, т.к. он с 862 г. был на Руси?

     

     Впрочем, между этими двумя версиями даже нет явного противоречия Получается так. До 844 г. ободритами правил Гостомысл. В 862 г. ими, вероятно, правил Табемысл, а очень скоро после него ими правил Мистевой I, который уже умер в 865 или 869 гг. Может быть, Рёрик правил ободритами с 845 (или 844) и до 862 гг., поэтому нет никаких упоминаний о Табемысле в этот период. А уже после отплытия Рёрика на Русь у ободритов, видимо, последовало короткое правление Табемысла.

     

    Третья версия событий – это, в сущности, только небольшое дополнение: «И.Хемнитц, И.Хюбнер, С.Бухгольтц в один голос рассказывают о сыне Гостомысла Табемысле, который до 862 года продолжал сопротивление Людовику Немецкому. Но по одним источникам он был убит, по другим — правил после 862 года» (В. Меркулов. «Варяго-русский вопрос в немецкой историографии первой половины XVIII века»). То есть Табемысл в средневековых летописных источниках упоминается единственный раз при рассказе о событиях 862 года. Правил ли он ободритами до того, мы не знаем. Но, возможно, в том же году он был и убит.

     

    О трех следующих королях ободритов Мистевое I (ум. в 865 или 869 г.), Ариберте III (ум. в 888 г.) и Виславе (ум. в 934 г.), кроме того, что уже было сказано про годы вплоть до 880-го и 902-го, трудно сказать что-то еще. Недостаточно информации.



    Источник: http://agni-vs.narod.ru/History/Istorija_obodritov.htm#5._%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F
    Категория: Ободриты | Добавил: Яковлев (30.05.2010)
    Просмотров: 1746
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]