Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Расселение и войны славян [59]
    Славянские языки и письмо [35]
    Творчество славянских народов [34]
    Славные славяне [8]
    Источники о славянах и русах [24]
    Образование славянских государств [51]
    Историческая реконструкция [20]
    Любор Нидерле [21]
    Верования, обряды, обычаи [38]
    Славянская прародина [21]
    Предшественники славян [29]
    Материалы по личности Рюрика [12]
    Древние русы, руги, росы и другие [9]
    Венеты, Венеды, Венды. [13]
    Ободриты [8]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 29.03.2024, 11:22

    Главная » Статьи » История славянской культуры » Ободриты

    Ободриты в 10-11 веках / Составитель Владимир Силантьев

    Ободриты в 10-11 веках

    Точно можно сказать лишь то, что в конце IX и начале X века произошло явное усиление Ободритского государства в связи с ослаблением франков в это же время, в связи с распадением державы франков на три отдельные государства (см. выше одну из сносок) и начавшимися после этого внутренними процессами, в частности, в восточном осколке империи Карла Великого – Германской империи. И, плюс к этому, так совпало, что с 906 по 917 гг. Германская империя была еще и обессилена нападениями венгров, а к концу этого периода к разорению Германии присоединились и ободриты, разорив в 916 г. все ту же Нордальбингию.

    Причем Гильфердинг считает, что это усиление и ободритов, и, видимо, других полабских славян было даже больше, чем то их усиление, которое произошло позже, в 983 г. (о нем будет рассказано ниже).

    Затем снова начался спад (у ободритов). И это было связано с тем, что в 919 году в Германской империи пришел к власти Генрих I Птицелов, сумевший переломить ситуацию в свою пользу (см. Гильфердинг, с.348 и далее).

     

    Саксонские феодалы (напоминаю: Саксония тогда была частью Германской империи) хотели не только вернуть западный берег Эльбы под свой контроль, но и покорить западнославянские племена. В 928 году они напали на славян к востоку от Эльбы и Заале. Мало кто остался в живых там, где они побывали. Многие ободриты были тогда проданы в рабство в арабские рабовладельческие государства. Тогда же Генрихом I Птицеловом были обложены данью лютичи.

    Захватнические войны германских королей Генриха I и Оттона I (оба – саксонские герцоги и германские императоры саксонской династии) после 929 г. привели в конце концов к их владычеству над ободритами [18] и включению области вплоть до Одера (то есть все земли и ободритов, и лютичей) в состав немецкого государства. И ободритская, и лютичская страна были обложены феодальными податями и церковной десятиной. Непосредственными вдохновителями этой захватнической феодальной политики были Магдебургское и Гамбургско-Бременское архиепископства, а также маркграфства Ост и Нордмарк; в Бранденбурге, Бабельберге и Ольденбурге были основаны епископаты (на карте здесь все марки – это именно территории, которые были присоединены в то время к государству германцев).

    Этого славяне-язычники уже не вынесли. До того, считаясь зависимыми от саксов, они фактически могли жить почти так, как сами хотели. Но еще большее усиление власти саксов и попытки распространения христианства были для них совсем уж невыносимы. На борьбу против феодального угнетения поднялось сначала славянское крестьянство, а за ним и часть племенной знати. Поскольку саксы проявляли агрессию и против лютичей, восстание вспыхнуло сначала у них. Оно развернулось в 983 г. и завершилось изгнанием из славянской земли немецких феодалов и духовенства.

    Ободриты воспользовались ослаблением немецкой феодальной власти и под водительством своего короля Мстивоя (он же в крещении Биллунг; не путать с Мистевоем I, который правил раньше) также сбросили господство духовенства и немецкого дворянства, а затем обратились против важнейшего центра церковно-феодальной агрессии: Гамбурга (сожгли его в том же 983 г.).

    Племена между Одером и Кильской бухтой были освобождены от эксплуатации немецким феодальным государством и немецкой церковной организацией. Серебряная десятина и рыночные пошлины более не уходили в Магдебург, Гамбург, Бремен и другие центры Западной Европы, но оставались в самом государстве ободритов, создавая для возникающего господствующего класса большие возможности участия в балтийской торговле. До середины XI в. продолжался мощный подъем экономики, но одновременно учащались взаимные пиратские нападения.

    За 983-1002 гг. немцы были изгнаны из Ободритского государства за Лабу и славяне даже сами стали переходить на левый берег Лабы и селиться в немецких землях.

     

    Датчанам в результате лютичско-ободритского восстания также удалось уничтожить ленную зависимость от немецкого феодального государства и вернуть себе Хедебю-Шлезвиг. В это время отношения между датчанами (данами) и ободритами изменились. Чтобы закрепить ободритско-датский союз против немецкой экспансии, датский конунг Харальд Синезубый взял в жены дочь Мстивоя (Биллунга). В последующие годы немцы предпринимали попытки нового завоевания ободритских и лютичских земель, в целом оставшиеся безуспешными.

     

    Интересно, что после Мстивоя-Биллунга, умершего в 986 г., и в течении нескольких следующих десятилетий современным ученым неизвестны короли, правившие тогда ободритами. Но, возможно, короли у ободритов и в этот период все же были.

    В.Н. Бодрухин в книге «О роли языческих жрецов у лютичей» пишет: «Титмар сообщает, что в 1018 г. лютичи вторглись во владения ободритского князя Мстислава, не оказавшего им в предыдущем году никакой помощи в совместном с императором военном походе против Польши». Сейчас Мстислав известен не как король ободритов, а только как князь племени бодричей (правил в 995 – 1019 гг.). Но тем не менее, лютичи ждали от него поддержки. Как мог Мстислав оказать им существенную поддержку? Только если он был не только князем одного племени бодричей, но королем всех ободритов. Почему Мстислав не дал в 1018 г. помощи лютичам? Вероятно, или просто не захотел дать из-за все той же извечной вражды с лютичами, или потому, что Мстислав, формально являясь королем, реально не имел власти над ободритским союзом, кроме только племени бодричей.

     

    В 1042 г., как сообщает Адам Бременский (11,79), славянское войско грабительским походом прошло по всей Дании до Рибе. Но на обратном пути под Хедебю оно было полностью уничтожено.

     

    В то же время, несмотря на многие удары, ободритское княжество усиливалось, и при князе Готшалке [19]  в 1043 г. образовалась Ободритская держава, включившая также часть лютичей (о последнем уже немного говорилось и еще будет сказано). При Мстивое и Готшалке установились в дальнейшем традиционные связи ободритского и датского королевских домов. Уже где-то с рубежа X-XI вв. становятся обычными браки между правящими домами и взаимная дружинная служба. Сам Готшалк, изгнанный в юности из страны во время народного мятежа, участвовал в датских походах Кнута в Англию. Женившись в 1043 г. на датской принцессе (дочери племянника Кнута II, короля Свена Эстритсона), он вернулся в свою страну с датским вспомогательным войском. Про Готшалка никак нельзя было сказать, что он был королем, но не имел реальной власти над племенами ободритами. Наоборот, именно до Готшалка государство ободритов можно было назвать государством, в сущности, формально. Это был нестойкий племенной союз, в котором у каждого племени – бодричей, варнов и т.д. –  на первом плане были их интересы. Готшалк же, правя племенем бодричей, в то же время «сосредоточил около них соплеменные ветви, искони отдельные; всегдашних врагов государственного порядка, он соединил их в цельное государство», ну и плюс к тому «вечных гонителей Христианства, беспредельно преданных старым истуканам, он мирно и тихо перевел их в Христианство» (Гильфердинг, с. 456). Между прочим, известно, что он симпатизировал греческой, восточной церкви, хотя в конечном счете так и не смог порвать с церковью римско-католической.

    При этом надо сказать, что, распространяя христианство, строя церкви в землях ободритов и иногда даже сам обращаясь к своим подданным с проповедями, он ничего не предпринимал против языческих святынь. Но даже и такая, достаточно лояльная к язычникам, но все же явно христианская политика нравилась не всем ободритам, веками исповедовавшим язычество. В 1066 г. Готшалк погиб при Ленце на Эльбе во время народного восстания.

     

    С.Д. Прямчук говорит о периоде с 1002 по 1066 гг., как о периоде постепенного укрепления Ободритского государства после освобождения от владычества германцев: «В 1002 г. подняли восстание ободриты - бодричи [20]. Князь Ратибор [21] укрепил центральную княжескую власть в Земле ободритов - Вендланд (Сегодня земля ободритов называется в ФРГ: Мекленбург, Шлезвиг-Гольштейн и часть земель вдоль левого берега Лабы (Эльбы) к югу от Гамбурга в Нижней Саксонии), чему в немалой мере способствовала военная опасность со стороны саксов [22]. В результате у бодричей к 11 веку оформилось раннефеодальное государство с довольно сильной центральной властью. Начало большому государственному объединению было положено при князе Готшалке. Созданные им основы единой княжеской власти просуществовали около столетия. Несомненно, что князья старались усилить свою власть, опираясь на дружину, противопоставляя её родовой знати и жречеству. Готшалк исповедовал христианство и насаждал его у подвластных племён, считая христианизацию необходимым условием существования Ободритского государства. Против внутренней политики князя в 1066 г. вспыхнуло восстание, сам Готшалк был убит» – Прямчук С.Д. «Вехи в историческом пути лужичан».

     

    Как говорит Гильфердинг (с. 459), Готшалк со своими людьми участвовал во многих походах германцев: в Венгрию, Италию, Фландрию и куда-то в славянскую землю, вероятно, в 1045 г. против лютичей.

     

    Поучаствовал Готшалк и в «разборках»… между самими лютичами. Гельмольд в своей «Славянской хронике» рассказывает о следующих событиях, наиболее вероятной датой свершения которых современные историки считают 1057 год.

    В те дни произошло великое возмущение в восточной области славян, ведших друг против друга междоусобную войну. Племен же у тех, кого называют лютичами или вильцами, четыре; из них хижане и чрезпеняне обитают, как известно, по ту сторону Пеене, а редари и толензане (толлезы) – по эту. Между ними возник великий спор о храбрости и могуществе. Ибо редари и толензане в силу того, что у них имеется древнейший город и то знаменитейшее святилище, в котором выставлено изображение Радигаста, желали господствовать, приписывая себе особую степень знатности, поскольку все славянские народы часто их посещают ради получения ответов и ежегодных жертвоприношений. Однако чрезпеняне и хижане отказывались им служить и даже решили защищать свою свободу оружием. Когда же раздор понемногу усилился, дело, наконец, дошло до войны, и тут в жарких битвах редари и толензане были побеждены... Чрезпеняне и хижане, которых принудила к войне необходимость, побеждали. Редари же и толензане, сражавшиеся ради славы, глубоко подавленные позором своего поражения, призвали на помощь храброго короля датчан, саксонского герцога Бернарда и Готшалка, князя ободритов, каждого со своим войском, и содержали такое великое множество людей на собственные средства в течение шести недель. И стала война против чрезпенян и хижан более мощной, и не было у них, осажденных столь большим войском, сил сопротивляться, и было великое множество их убито, а многие уведены в плен. Наконец, они купили себе мир за 15 тысяч марок. Князья разделили деньги между собой.

     

    В результате этого конфликта хижане и черезпеняне вообще отпали от союза лютичей и были включены в Ободритское государство. Впрочем, ненадолго. Потом они опять от него отпали.

     

    С XI в., после включения области хижан в Ободритское государство (после 1057 г.), как кажется, усиливается значение устья реки Варнов в системе связей Балтийского моря. Очевидно, р. Варнов на какое-то время становится основным путем сообщения, охватывавшим большую часть ободритской государственной территории. Поэтому на Варнове концентрируются находки вещей XI в., указывающие на связь с трансбалтийскими коммуникациями: большие комплексы оружия из Шваана и Варле, погребения купцов близ Альт-Бартельсдорфа, Фрезендорфа, Диркова, Шваана, Верле, Штернберга, Гельсдорфа и в других местах.

     

    В 1066 г. вспыхнуло восстание против Готшалка, в ходе которого он был убит. Желая распространять христианство среди ободритов, Готшалк реализовывал это желание с помощью допущения в землю славян христианских миссионеров из германцев. И германцы стали пытаться устанавливать в землях ободритов свои порядки. Поэтому период 1060-1066 гг. иногда называют даже периодом саксонской оккупации, правда, не всего Ободритского государства, а только земель племени бодричей. В конце концов ободритам это надоело. И восстание против Готшалка также покончило и с господством немцев и христианством за нижней Лабой.

     

    И еще две цитаты из Гельмольда: «После смерти Готшалка, мужа доброго и почитателя бога, княжество его перешло по праву наследования к сыну его Бутую. Те, которые убили его отца, боясь, чтобы сын не стал когда-нибудь мстителем за смерть его, подстрекали народ к восстанию, говоря: "Не он должен господствовать над нами, но Крут, сын Грина. Ибо чем поможет нам то, что, стремясь к свободе, мы убили Готшалка, если он унаследует княжескую власть. Он еще больше будет нас притеснять, чем отец, и, пристав к народу саксонскому, навлечет на страну новые беды”. И тотчас же, сговорившись между собой, они возвели Крута на княжество, обойдя сыновей Готшалка, которым власть принадлежала по праву. Младший из них, по имени Генрих, бежал в Данию, так как происходил из королевского рода данов. А старший, Бутуй, удалился к бардам, прося помощи у саксонских князей, которым отец его был всегда предан и верен. Они, отплачивая благодарностью за дружественное отношение, начали ради него войну, и после многих утомительных походов восстановили его положение. Однако оно оставалось все время непрочным и не могло полностью укрепиться, так как, рожденный от христианина-отца и друг князей, он считался у своего народа предателем свободы. Ибо после той победы, когда, убив прежде всего Готшалка, они разрушили нордальбингскую землю, славяне сбросили вооруженной рукой иго и с таким упорством старались отстоять свою свободу, что предпочитали лучше умирать, чем снова принимать христианство, и платить дани саксонским князьям. Такое злополучие навлекла на саксов, конечно, их несчастная жадность. Будучи до сих пор в расцвете сил, славясь частыми победами, они не признавали, что война — от господа и от него же победа, и обложили славянские народы, которые они войнами и соглашениями себе подчинили, столькими данями, что горькая необходимость побудила тех противиться божеским законам и игу князей. За эту вину поплатился Ордульф, герцог саксонский, который в течение всего времени, на какое пережил отца, не смог, покинутый богом, ни одной победы одержать над славянами. И так случилось, что сыновья Готшалка, возлагая надежды свои на герцога, опирались, оказалось, на тростниковую, и притом, сломанную палку».

    (Напомню, что упоминаемый здесь Крут – князь, происходивший из племени ран (руян) и правивший Ободритским государством в 1066–1093 гг. и в течение этого времени весьма энергично действовавший против немцев. Упомянутые здесь барды, к которым ушел Бутуй, — одно из германских племен.)

    После смерти Ордульфа Бутуй попытался с помощью саксов захватить власть над ободритами, но погиб (по одним данным в 1071 г., по другим – в 1074-1075 г.).

     

    И тот же Гельмольд, цитируя в свою очередь Адама Бременского, говорит о времени после смерти Готшалка: «"Дочь датского короля была выгнана нагой с другими женщинами из Микилинбурга, города бодричей. Она … была женой князя Готшалка.

    Славяне, одержав победу, разрушили мечом и огнем всю гамбургскую землю. Почти все штурмары и гользаты были или убиты или уведены в плен. Крепость Гамбург была разрушена до основания, и в насмешку над спасителем нашим даже кресты были изломаны язычниками”. "В это же время неожиданным набегом славян до основания был разрушен Шлезвиг”, который иначе называется Гейдебо, "город за Альбией, расположенный на границе Данского королевства, богатейший и многолюдный”». (Альбия – Эльба, Гейдебо – Хедебю.)

     

    Период правления Крута был периодом полной независимости Ободритского государства.

     

    По Гельмольду - в 1093 гг. правитель ободритов Крут был убит наемником вернувшегося в Ободритское государство Генриха. Последний после этого женился на вдове убитого Крута.

     

    1093-1119 (или 1093-1127) – период правления Генриха (сына Готшалка; а также Генрих приходился Магнусу, тогдашнему герцогу саксонскому, двоюродным братом. Матери их были сестрами, дочерьми датского короля Свена II Эстритсона).

    Ранее, после смерти Готшалка, его сын Генрих бежал с матерью к датчанам и продолжал сотрудничество с датской феодальной знатью. Вернувшись в Ободритское государство в 1090 г., Генрих вновь подчинил себе ободритскую землю. В Старом Любеке он основал свою новую резиденцию и, таким образом, перенес столицу ободритов из Велиграда в Старый Любек. (По-славянски Ст. Любек назывался, возможно, Любица. На карте – рис. 1 – он обозначен как Любице)

    В конце XI или начале XII в. с расцветом Старого Любека как столицы Ободритского государства при Генрихе здесь, по-видимому, оседали также и ремесленники из датских областей, как показывает, в числе прочего, руническая надпись на древнедатском языке.



    Источник: http://agni-vs.narod.ru/History/Istorija_obodritov.htm#5._%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F
    Категория: Ободриты | Добавил: Яковлев (30.05.2010)
    Просмотров: 1875
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]