Информационный сайт ru-mo
ru-mo
Меню сайта

  • Категории каталога
    Болезни и симптомы [38]
    Лечение и реабилитация [23]
    Защита от болезней [24]
    Влияние внешней среды на организм [31]
    Психическое здоровье [23]
    Культура движения [30]
    Культура дыхания [13]
    Культура питания [16]
    Внутренняя среда организма [33]
    Жизнь клетки [12]
    Традиционные лекарственные растения России [12]
    Старение человека [5]

    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта


    Приветствую Вас, Гость · RSS 18.04.2024, 22:34

    Главная » Статьи » Культура здоровья » Защита от болезней

    Физиология закаливания
    Физиология закаливания

    Повышение устойчивости организма к действию метеорологических факторов: холода, тепла, пониженного атмосферного давления принято обозначать термином «закаливание организма». С теоретической точки зрения вопрос о закаливании человека очень сложен, он связан с биологической проблемой приспособления организма к окружающей среде. В основе научных представлений о физиологии закаливания лежит прежде всего учение академика И. П., Павлова о высшей нервной деятельности.

    Каков же механизм реагирования человека на воздействие естественных сил природы: перепадов температур, солнечной радиации и др.? Прежде всего необходимо отметить, что эти факторы воздействуют на наш организм через центральную нервную систему, вызывая ответную реакцию всех систем и органов. При этом происходит мобилизация защитных сил организма, соответствующая координация основных функций жизнеобеспечения (дыхания, кровообращения, основного обмена), перестройка процессов терморегуляции, повышение иммунных свойств крови и др. Все это в совокупности обеспечивает человеку способность сохранить физическую и психическую работоспособность даже при внезапном и неблагоприятном изменении внешних условий.

    Закаливание означает тренировку приспособительных возможностей организма и основано на том, что при систематическом и повторном воздействии на кожные рецепторы факторов внешней среды (воздух, вода, солнечная радиация) в организме происходят различные изменения. Прежде всего, совершенствуются процессы терморегуляции, отчего повышается способность организма приспосабливаться к окружающим условиям без вреда для здоровья.

    В перестройке механизмов терморегуляции главная роль принадлежит центральной нервной системе, так как под влиянием длительно действующих термических раздражителей она укрепляется и происходит увеличение подвижности нервных процессов. По мере закаливания улучшается также взаимодействие физиологических систем организма: дыхания и кровообращения, обмена веществ и регуляции тепла.

    Специальные научные исследования по изучению влияния различных видов и методов закаливания на физиологические функции организма позволили сформулировать определенные принципы организации закаливания. Самый первый из них состоит в сознательном отношении к закаливающим процедурам. Это означает, что ребенка следует прежде всего заинтересовать, создать у него нужный психологический настрой, убедить, что закаляться необходимо, так же как умываться, чистить зубы и т. п. Такая установка обеспечит наибольший успех закаливания.

    Одно из важных требований — постепенность закаливания. Все усилия могут принести положительный результат в том случае, если интенсивность закаливающего фактора будет увеличиваться постепенно. Скорость перехода от менее сильных воздействий к более сильным определяется состоянием организма, его реакцией на данное воздействие. Каждая процедура сопровождается непосредственной ответной реакцией со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем. По мере повторения одних и тех же процедур, например обливания водой одинаковой температуры, эта реакция ослабевает и, наконец, совсем угасает. Если силу раздражителя увеличить (обливать более холодной водой), та же реакция проявится -вновь. Чтобы избежать переохлаждения, нельзя очень резко снижать температуру воздействующего фактора, но в то же время она должна носить тренирующий характер.

    Другое требование — систематичность закаливания. Длительный перерыв ведет к постепенному угасанию выработанных условных рефлексов. Очень важно выработать с детства привычку к систематическому закаливанию, которая перерастает в насущную потребность на всю жизнь.

    Разнообразие средств закаливания повышает сопротивляемость организма и не создает условий для привыкания только к данному раздражителю.

    Закаливающие факторы надо сочетать с физическими упражнениями, играми, спортом. Утренняя гигиеническая гимнастика, например, завершается водными процедурами, подвижные и спортивные игры на воздухе сочетаются с купанием в открытых водоемах, туристские походы и лыжные прогулки, проводимые в различных метеорологических условиях, увеличивают закаливающий эффект.

    В качестве средств закаливания широко используются естественные факторы: воздух, вода и солнечная радиация.

    Устойчивость организма следует вырабатывать ко всем природным факторам. Однако влиянию холода уделяется наибольшее внимание, так как во многих климатических зонах нашей страны в весенне-осенние сезоны резко возрастает число случаев острых респираторных заболеваний, ангин, бронхитов. Причиной их является прежде всего переохлаждение организма.

    Закаливание воздухом начинается со слабых, мягко действующих процедур, постепенно продолжительность воздушных ванн удлиняется с одновременным снижением температуры.

    Действие воздуха воспринимается нервными окончаниями кожных покровов и слизистых оболочек дыхательных путей. Характер влияния воздуха на организм определяется соотношением его качественных показателей: температуры, влажности, движения, давления, ионизации.

    Под влиянием низких температур происходит сокращение периферических кровеносных сосудов как защитная реакция организма против массовой отдачи тепла. Благодаря же мышечным движениям (дрожь) сосуды вновь расширяются, вследствие чего теплоотдача увеличивается. Последнее обстоятельство уравнивается большей выработкой тепла в самом организме, а также усилением в нем окислительных процессов. Так, изменение периферического кровообращения влияет на всю функциональную деятельность кожи, секреторную и дыхательную функции. Изменение периферического кровообращения сказывается на работе внутренних органов, приводит к улучшению сердечной деятельности. Раздражающее действие воздуха на рецепторы кожи сказывается тем сильнее, чем больше разница между температурой тела и окружающей среды.

    Организм испытывает действие воздуха, ветра непрерывно в течение всей жизни. Человек может и должен использовать это постоянное воздействие себе на пользу, так, чтобы оно всегда оказывало только благоприятное влияние, стимулировало защитные силы организма.

    Действие холодной воды на кожу аналогично действию воздуха, но сильнее, так как вода обладает большой теплопроводностью и, следовательно, отнимает больше тепла. Сущность физиологического действия на организм водных процедур и конечный результат их влияния подобны действию воздушных. Соприкосновение воды с кожным покровом сопровождается раздражением нервных окончаний и ведет к изменению тонуса и просвета кровеносных сосудов с последующим влиянием на все органы и системы человека.

    В порядке нарастающей силы воздействия водные процедуры распределяются следующим образом: обтирание, обливание, ванны, душ, купание в закрытых и открытых водоемах. Сила раздражения водой достигается увеличением площади соприкосновения с ней, снижением температуры воды и увеличением времени ее воздействия. Если обтирание, например, проводится как специальная закаливающая процедура, то душ используют как для мытья тела, так и в качестве одной из форм закаливания.

    Чрезвычайно полезно купание в открытых и закрытых водоемах, так как оно сопровождается физической нагрузкой в воде и вызывает положительные эмоции. Купаться следует один раз 8 сутки. Детям рекомендуется купаться при температуре воды не ниже 22—23°, а воздуха — не менее 25—26° при хорошей безветренной погоде. Особую пользу приносит купание в море, где эффект воздействия воды складывается из ее температуры, скорости движения (течения), минерального состава, механических влияний. Но этой процедурой нельзя злоупотреблять, она при неправильном использовании может привести к утомлению, простудам, ознобу.

    Не утихают споры вокруг такой чрезвычайно сильнодействующей процедуры, как зимнее плавание. Любители называют ее моржеванием. Надо сказать, что сходство с моржами здесь разве что внешнее — вода и лед.

    Зимнее плавание пока не стало массовым, хотя число поклонников ледяной воды растет. Почти в 100 городах у нас уже созданы федерации и секции зимнего плавания, объединяющие более 50 тысяч организованных «моржей». Популярность такого закаливания объясняется не только стараниями телепропаганды и газетных статей. Ледяная вода — великолепный бездопинговый стимулятор всего организма, сильный способ тренировки системы его терморегуляции, источник положительных эмоций.

    Однако установлено, что человек, не прошедший школы закаливания, оказавшись в воде с нулевой температурой, через 12 минут теряет сознание, а через 18 минут может погибнуть. При температуре воды плюс 10° опасные рубежи отодвигаются соответственно до 25 и 55 минут, при 20° — до 135 и 360 минут. Ученые-медики не пришли еще к единому мнению, полезно ли зимнее купание. Слишком много факторов, говорящих о том, что организму наносится вред, зачастую непоправимый.

    Особенности терморегуляции организма детей и подростков породили еще в далеком прошлом две точки зрения на целесообразность подвергать их чрезмерным Холодовым воздействиям. Сторонники одной из них рассматривали такое закаливание в качестве необходимого условия воспитания детей. При этом ссылались на обычаи некоторых народов. Так, скифы купали маленьких детей в любую погоду. Обычай обтирать новорожденных снегом, обливать маленьких детей холодной водой, купать в утренней росе существовал у якутов, остяков, тунгусов, цыган и др.

    Здесь напомним, что наукой признаны целесообразными не все способы закаливания детей, существовавшие в обычаях разных народов, много среди них и таких, которые наносили непоправимый вред здоровью.

    Сторонники другой точки зрения считали закаливание холодом для детей только вредным. Так, известный популяризатор медико-биологических знаний прошлого века Г. Льюис писал: «Философия красноречиво проповедовала, что детей следует закалять, что холодные купания и легкая одежда должны укреплять детей точно так же, как и взрослых. Не слушайте этих философов, почтенные матери!. Очень здоровые дети, правда, вынесут такой эксперимент, но он во всяком случае более или менее повредит им, в силу общего закона, по которому животное, чем оно моложе, тем менее способно противодействовать внешнему холоду».

    М. В. Ломоносов резко выступал против попыток представить религиозный обряд крещения, как якобы направленный на закаливание младенцев. Он писал: «Упрямых попов, кои хотят насильно крестить холодной водою, я почитаю палачами, затем что желают после родин и крестин вскоре и похорон для своей корысти».

    Предельные холодовые нагрузки на организм детей и подростков требуют чрезвычайного напряжения всех физиологических механизмов, всех его защитных сил. И справиться с этой нагрузкой ребенок сможет лишь за счет нарушения деятельности органов и систем, которые непосредственно не участвовали в этой работе. Это так называемая цена приспособления. Наиболее уязвимым в таких ситуациях оказывается головной мозг. Поэтому мы считаем предельные холодовые нагрузки нецелесообразными для растущего организма. Есть достаточно других более легких и безопасных средств закаливания. Все сказанное позволяет отрицательно относиться к «моржеванию» детей и подростков и не рекомендовать данную форму тренировки защитных сил организма.

    По мере роста ребенка под влиянием закаливания увеличивается координирующая роль центральной нервной системы на деятельность всех внутренних органов, реакции организма становятся все более экономными, улучшается способность к тренировке.

    Надо подчеркнуть, что определенная ответная реакция организма вырабатывается только при систематическом повторении и только на данный фактор. На любые новые воздействия дети реагируют как незакаленные.

    Вместе с тем нельзя не отметить и другую закономерность, определяющую неспецифический эффект закаливания, который проявляется в том, что любые воздействия оказывают общее благотворное влияние на центральную нервную систему, улучшают ее координирующую функцию и подвижность нервных процессов. Благодаря этому совершенствуется не только взаимодействие физиологических систем: дыхания и кровообращения, обмена веществ и регуляции тепла, но также и работоспособность центральной нервной системы, психическое и физическое развитие человека.

    Помимо возрастных особенностей организма, эффект закаливания во многом определяется индивидуальными чертами характера ребенка, типологическими особенностями его высшей нервной деятельности. В организации закаливания необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и подростков, не пренебрегать ими. Так, закаливание детей, у которых ярко выражены сила и уравновешенность нервных процессов, полезно проводить более быстрыми темпами по сравнению с закаливанием детей, в поведении которых обнаруживаются признаки слабости нервных процессов. Если у ребенка преобладает возбуждение, лучше проводить с ним успокаивающие процедуры, а если преобладает торможение, — бодрящие.

    Очень важно, чтобы во время закаливающих процедур у ребенка было хорошее настроение. Экспериментально подтверждено, что положительные эмоции почти полностью исключают отрицательный эффект даже при очень сильном охлаждении.

    На территории России расположены четыре климатических пояса: арктический, субарктический, умеренный и субтропический. Они, в свою очередь, подразделяются на 24 климатические области, в каждой из которых свои природные особенности, а значит, и реакция на них у человека. Так, например, для школьников Закавказья в холодные периоды года зона комфортных температур находится в пределах 17—19°, а школьники Заполярья (Норильск) особенно хорошо чувствуют себя, когда в помещении 21—22° тепла. Для московских школьников самая благоприятная температура комнатного воздуха 18-20°. Естественно, этот климатический фактор также надо учитывать при проведении закаливающих процедур.


    Источник: http://vimpel-v.com/shkola_gizni/voda/fisiolog.shtml
    Категория: Защита от болезней | Добавил: Яковлев (12.11.2009)
    Просмотров: 2129
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]